HSU

Козаченко Пётр Константинович

П.К.Козаченко

Родился 14 Июня 1914 года, в деревне Искорось, ныне город Коростень, Житомирской области на Украине, в семье рабочего. Окончил 7 классов неполной средней школы и 3 курса вечернего Рабфака. Работал машинистом. В 20 лет поступил в Красную Армию. В 1936 году окончил Одесскую школу военных лётчиков.

С Июля 1937 по Май 1938 года сражался с японскими захватчиками в небе Китая, где сбил 11 самолётов противника.

Зимой 1939 - 1940 годов участвовал в Советско - Финляндской войны, уничтожил ещё 4 самолёта.

На фронтах Великой Отечественной войны с первого дня, командовал истребительным авиационным полком. Совершил 155 боевых вылетов, провёл 26 воздушных боёв, лично сбил 12 самолётов противника и 2 в составе группы. 1 Мая 1943 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, был удостоен звания Героя Советского Союза.

18 Марта 1945 года погиб при выполнении боевого задания. Награждён орденами Ленина, Красного Знамени ( трижды ), Александра Невского, Отечественной Войны 1-й степени, медалями. Похоронен в районе Гданьска ( Польша ).

*   *   *

Он родился 14 Июня 1914 года в селе Искорость Волынской губернии. Окончил 7 классов, 3 курса вечернего рабфака. Работал машинистом. 12 Августа 1934 года был призван в Красную Армию и направлен в Одесскую лётную школу. После её окончания, Козаченко почти непрерывно участвовал в боевых действиях.

В Июле 1937 года, в одной из первых добровольческих групп, Козаченко отбыл в Китай для оказания помощи в борьбе с Японией. В боях над провинцией Ухань, он сбил 11 вражеских самолетов, летая на И-16. В Китае находился до Мая 1938 года и за боевые успехи был награждён орденом Красного Знамени.

С Декабря 1939 по Март 1940 года участвовал в Советско - Финляндской войне. Летая на истребителе И-153 Капитан Козаченко уничтожил 4 финских самолёта и стал одним из лучших советских лётчиков в этом конфликте.

К началу Великой Отечественной войны Майор П. К. Козаченко служил в составе 249-го истребительного авиаполка и был одним из опытнейших советских асов, получивших боевое крещение в Китае, во всеоружии боевого опыта сражавшийся на советско - финляндском фронте: 11 личных побед в Китае, по имеющимся данным, являются абсолютным результатом, показанным советскими лётчиками - добровольцами и вообще лётчиками, сражавшимися на стороне Китая в ходе антияпонской войны 1937 - 1945 годов. 4 победы, одержанные в боях с финнами, хотя и не рекорд, но один из лучших результатов, достигнутых в той, "не знаменитой" войне.

С первых же дней Великой Отечественной войны - снова на фронте. Уже 22 Июня 1941 года, Koзаченко с другими лётчиками на самолётах И-153 штурмовал наступающие немецкие войска под Житомиром. На следующий день, группа из 7-ми "Чаек", под его командой, перехватила 12 Румынских истребителей He-112B пытавшихся атаковать аэродром Волгард. Козаченко сбил один Не-112, а его группа возвратилась на базу без потерь. 10 Июля Koзаченко, возглавив группу из 14 И-153 штурмовал наступающие немецкие войска по дороге в Люберы, возле поселка Краснополь ( Житомирская область ).

Истребитель Не.112В

He.112B из Grupul 5 Flotila 1 Vinatoare Румынских ВВС, 1941 год.

14 Июля группа ведомая Koзаченко из 5 "Чаек" уничтожила немецкий штаб около деревни Шуруповка ( Винницкая область ). На следующий день, группа из 7 "Чаек", под его командованием, перехватила 12 Me-109F ( возможно из JG 3 ). В завязавшемся бою, Козаченко сбил один Me-109 около Казатина, после чего группа возвратилась на аэродром. За период с Июня по Октябрь 1941 года лётный состав 249-го авиаполка, под командованием Капитана А. И. Халутина, уничтожил 25 вражеских самолётов, потеряв 10 машин и 6 пилотов. После этого полк был выведен из боевых действий для перевооружения на новые ЛаГГ-3.

В начале 1942 года Пётр Козаченко получил новое назначение и отбыл на Северный участок Кавказского Фронта. 1 Ноября 1942 года, 6 истребителей ЛaГГ-3 ведомые Koзаченко встретили группу из 15 Me-110. В бою с превосходящими силами противника, советские лётчики сбили 5 вражеских самолётов. Несколькими днями позже, в районе аэродрома Минеральне Воды, Пётр Koзаченко сбил Me-109. Впоследствии, Koзаченко и 6 других пилотов полка сбили 7 вражеских истребителей и 8 транспортных Ju-52 в одном бою. В Декабре 1942 года Козаченко уничтожил два Ju-52 и один Me-109 в одном вылете.

К весне 1943 года полк перебазировался на Южный Фронт и принял участие в боях над Керченским проливом. Противник отступал и борьба с его транспортной авиацией стала одной из важнейших задач. В Феврале только по аэродромам Тимошевская и Славянская наша авиация нанесла 14 ударов и уничтожила до 60 самолётов, вынудив врага оставить эти аэродромы. За месяц было проведено 62 воздушных боя и сбито более 90 транспортных самолётов противника. В выполнении этой задачи особо отлиился 249-й ИАП под командованием Майора П. К. Козаченко.

27 Февраля , используя облачную погоду, немцы подняли тяжело гружённые транспортные Ju-52. В районе станиц Славянская - Черноереновская 11 истребителей из полка Петра Козаченко атаковали 15 "Юнкерсов". Противник сразу стал набирать высоту, чтобы укрыться в облаках. Но пока ему это удалось, наши лётчики сбили 8 вражеских транспортников.

Ju-52

Немецкий военно - транспортный самолёт Junkers Ju-52.

На следующий день группа истребителей во главе с Козаченко над побережьем Азовского моря встретила 5 транспортных Ju-52 и всех уничтожила. В этом бою командир полка лично сбил 2 вражеских самолёта, но был тяжело ранен в левую руку и живот. Пётр Козаченко продолжал руководить боем и привёл группу на аэродром. После посадки он потерял сознание и был отправлен в госпиталь, где провёл несколько недель.

С Июля 1942 года по Март 1943 года лётчики 249-го истребительного авиационного полка совершили более 860 боевых вылетов, нанесли противнику большие потери в живой силе и боевой технике. Только в 63 групповых воздушных боях они сбили более 60 вражеских самолётов. И командир полка Майор П. К. Козаченко личным примером мастерства, отваги и героизма увлекал своих подчинённых, учил беспощадно уничтожать врага на земле и в воздухе. 1 Мая 1943 года он был награжден медалью "Золотая Звезда" Героя Советского Союза и орденом Ленина.

Летом 1944 года, ему присвоили звание Подполковник и отдали под командование 163-й Гвардейский авиаполк ( бывший 249-й ИАП ). Полк теперь действовал над Крымом в составе 2-го Украинского Фронта. 163-й ГвИАП вёл действия и зимой, на лыжах, против окруженных немецких войск около Mинска. Там полк действовал в составе уже 4-й Воздушной Армии, 2-го Белорусского фронта. Часто, его полк задействовали, чтобы прикрыть специальные версии Пe-2, в наиболее важных разведывательных полетах. Экипажи этих Пe-2 верили Koзаченко, как никому и называли его "Батей".

В Марте 1945 года, 2-й Белорусский фронт вёл бои около Гданьска и Гдыни. 18 Марта Пётр Koзаченко погиб сопровождая разведчик Пe-2 над Данцигом ( ныне Гданьск ). Его самолёт был повреждён зенитным огнем и загорелся. Видя, что плямя сбить не удастся, Подполковник Козаченко направил свою машину на артиллерийскую батарею врага. Его последние слова, прозвучавшие по радио, были: "Я подбит, иду на тaран !"

В тот же день, когда погиб Козаченко, немецкий Ас из III./JG 51 - Хауптман Йоахим Брендель ( Joachim Brendel, к концу войны имел 189 побед ), одержал 3 победы над Восточной Пруссией. Вот его рассказ:

"Однажды, группа истребителей, под командованием Kозаченко, сопровождала разведчик Пе-2. Немецкая зенитная артиллерия вела огонь очень интенсивно, но вдруг замолчала - приближались немецкие истребители. Они попытались уничтожить разведчик, но советские пилоты умело оберегали его. Пe-2 выполнил уже 2-й проход, затем 3-й, но при 4-м, одному FW-190 удалось пробиться сквозь истребительный заслон и атаковать его.

Для экипажа Пе-2 это было полной неожиданностью: стрелок - радист был тут же убит. Большая дыра, была и в районе пилотской кабины. Kозаченко бросился на помощь разведчику. Он подошёл так близко к FW-190, что мог отчетливо разглядеть множество отметок о победах на фюзеляже противника и эмблему эскадры.

Он был так близко, что мог увидеть и улыбку немецкого Аса. Однако, улыбка эта была недолгой. Козаченко открыл огонь, FW-190 пошёл вниз и взорвался на земле. Пe-2 был сильно повреждён, но сумел дотянуть до своего аэродрома. За полученные сведения, команда разведчика получила персональную благодарность от командующего 2-го Белорусского Фронта, Маршала K. Рокоссoвского".

Уже после войны, один из немецких лётчиков попавших в плен, Капитан Габел ( Gabel ) из III. / JG 51 "Mylders", сообщил о гибели в этот день Оберфельдфебеля Франца Джозефа Биренброка ( Franz - Josef Beerenbrock ) имевшего 117 побед" ( фото внизу слева ).

Ф.Д.Биренброк

Есть однако, одна неточность, окружающая предполагаемую победу Koзаченко над Биренброком - последний никогда не летал на FW-190, а пользовался лишь Me-109. Таким образом, это или ошибка в печати ( что всречается довольно часто ), или же Козаченко сбил не Биренброка, а другого Аса из JG 51.

Встретив войну в должности командира эскадрильи, Пётр Козаченко закончил её командиром Гвардейского истребительного авиационного полка. Воевал на И-16, И-153, Як-1, ЛаГГ-3 и Ла-5. Среди лично сбитых им вражеских машин Ju-88, Hе-111, Ме-110, FW-189 и FW-190. Он провёл несколько исключительных по своей напряжённости и триумфальности боёв.

За период Великой Отечественной войны, П. К. Козаченко совершил 155 боевых вылетов, провёл 26 воздушных боёв, лично сбил 12 самолётов противника и 2 в составе группы. Всего же к моменту гибели, он совершил 227 боевых вылетов, сбил 27 самолётов лично и 2 в группе с товарищами ( включая 4 победы в Финскую и 11 в Китае ).

Сайт управляется системой uCoz

Возврат

Н а з а д