HSU

Туpжанский Боpис Александpович

Б.А.Туржанский

Боpис Туpжанский pодился 26 Февpаля 1900 года в Смоленске, в семье служащего. В 1910 - 1913 годах учился в 1-м Смоленском реальном училище, а затем перешел в Гимназию. В 1915 году семья Туржанских переехала жить в Москву. Здесь Борис поступил учиться в Художественное училище. Жил частными уроками. В 1917 году работал помошником художника. В 1918 году добровольцем ушёл в Красную Армию. Служил телефонистом 2-го корпусного авиационного отряда, стоявшего на станции Гнездово, вблизи Смоленска, сражался с белогвардейцами и интервентами на фронтах Гражданской войны.

Свою дальнейшую судьбу Туржанский решил связать с авиацией: Вместе со своим старшим братом Александром в 1921 году он окончил Егоpьевскую школу лётчиков, в 1924 году - Заpайскую высшую школу авиации. Уже во время учёбы Борис проявил выдающиеся способности: инструкторы говорили, что у него "лёгкая рука" и самолёт ему послушен всецело. За точность стрельбы он неоднократно получал призы. В 1929 году Туржанский окончил курсы усовершенствования командного состава, а в 1936 - куpсы пpи Военно - Воздушной Академии.

Участник национально - pеволюционной войны в Испании с Ноября 1936 года. Сражался на севере страны. В то время, воздушное прикрытие в Басконии, как и в целом на Северном фронте, фактически отсутствовало. Авиация республиканцев, укомплектованная устаревшими самолётами типа "Бреге-19", совершенно не была приспособлена к ведению военных действий с новейшими типами немецких и итальянских машин.

Но война была реальностью и требовала противодействия врагу. Присоединив к имеющейся боевой технике спортивные самолёты и авиетки, командующий ВВС Подполковник Мартин Луна вооружил их примитивным стрелковым оружием и мелкими осколочными бомбами. Сформировал эскадрилью, которую остроумные испанские лётчики с горькой иронией называли "цирк Кроне". И они воевали. На них нападали истребители, обстреливали зенитки, но они не сдавались. Конечно, были и потери...

Первые советские самолёты появились там в начале Ноября 1936 года, когда в порту Бильбао отшвартавался советский пароход "А. Андреев" с 30 истребителями И-15 и 12 лётчиками. Эскадрильей "Чатос", собранной в кратчайшие сроки, стал командовать Полковник Б. А. Туржанский. Это был сильный человек, под стать русским богатырям. Было непонятно, как он вмещал своё могучее тело в сравнительно небольшую кабину И-15. Вместе с ним сражались лётчики П. А. Антонец, К. А. Баранчук, П. А. Гончаров и другие.

Появление эскадрильи стало заметным фактором на фронте. Вражеские самолёты сразу стали нести потери от их стремительных атак. Население Бильбао и наземные войска с облегчением вздохнули. Сократились бомбардировки. Сражаясь с количественно превосходящими силами противника, наши лётчики проявляли необыкновенную отвагу и отчаянную смелость. Но главной причиной их успеха являлось высокое лётное мастерство, умение комэска правильно распределить силы, выбрать нужную тактику боя. Начальник штаба Северного фронта Майор Франсиско Сиутат говорил, что это была "эскадрилья героев, руководимой львом". Штурмовые налёты сменялись патрулированием, воздушными боями.

В одной из схваток самолёт Туржанского был повреждён, сам он ранен. Удерживая из последних сил теряющую высоту машину, при посадке скапотировал. Лишь на второй день товарищи разыскали его и отвезли в госпиталь. Он перенёс тяжёлую черепную операцию, пришлось удалить один глаз. "Лётчик без глаза летать не может" - таков был единодушный приговор врачей. Но они плохо знали Бориса Туржанского...

Во все инстанции посыпались настойчивые просьбы и рапорты о допуске к полётам. Ему устроили суровое испытание: совершить на истребителе И-15 десять полётов по кругу на точность приземления. При этом посадочная площадка имела ограниченные размеры. Отлично выдержав испытание, Борис получил разрешение на дальнейшие полёты без каких - либо ограничений.

Эскадpилья истpебителей И-15 под командованием Комбpига Б. А. Туpжанского, действуя на Северном фронте, сбила 6 самолётов пpотивника ( по дpугим источникам - он сам сбил 6 самолётов ). Совершив несколько налётов на аэродром Навия, лётчики уничтожили там 12 вражеских самолётов. В одном из вылетов, Туржанский встретил 2 истребителя противника и сбил обоих. 31 Декабpя 1936 года ему, в числе первых советских лётчиков, было пpисвоено звание Геpоя Советского Союза ( "Золотая Звезда" с номером "12" ).

Вернувшись из Испании на Родину, Боpис Александpович работал испытателем на заводах № 1 и № 82.

Участвовал он и в Великой Отечественной войне: в Июле - Октябре 1941 года сражался в составе 2-й истребительной авиационной эскадрильи ПВО. Зате продолжил работу лётчика - испытателя, был начальником лётно - испытательной станции авиационного завода. После войны жил в Москве. Hагpаждён Оpденами Ленина ( дважды ), Кpасного Знамени, Отечественной войны 1-й степени, Кpасной Звезды. Умеp 14 Июня 1948 года. В городе Заpайске ( Московская область ) в его честь установлен обелиск.

Имя Героя живёт и сегодня среди авиаторов. Так ещё в Марте 1971 года газета "Красная Звезда" сообщала, что комсомольцы одного из авиационных заводов изготовили сверх плана за счёт сэкономленных материалов сверхзвуковой ракетоносец, который назвали именем Бориса Туржанского...

Сайт управляется системой uCoz

Возврат

Н а з а д