HSU

Тархов Сергей Фёдорович

С.Ф.Тархов

Сергей Тархов родился 8 Октября 1909 года в Саратове, в семье рабочего. С 1918 по 1923 год жил в городе Нижний Ломов Пензенской области, где окончил 7 классов неполной средней школы. Осенью 1923 года вернулся в родной Саратов и поступил в двухгодичную железнодорожную школу ФЗУ. После её окончания работал на путях Саратовского отделения Рязано - Уральской железной дороги, одновременно учился в кружке Осоавиахима и 4-й школе взрослых повышенного типа.

В Апреле 1927 года по комсомольской путёвке был направлен в Ленинградскую Военно - теоретическую школу ВВС. Практический курс обучения проходил в 3-й Военной школе лётчиков в городе Оренбурге. Один из старейших воспитанников школы Полковник И. П. Зубов, бывший в 1928 году инструктором - лётчиком С. Ф. Тархова, вспоминал, что Сергей был любознательным и способным курсантом. Одним из первых в группе он вылетел самостоятельно. Весёлый, добродушный и справедливый, он пользовался авторитетом у товарищей.

В Июле 1929 года Тархов получил звание военного пилота, после чего служил в авиационных частях Киевского и Белорусского Военных Округов. В 1934 году окончил Высшую лётно - тактическую школу в городе Липецке. С Февраля 1936 года командовал 107-й отдельной истребительной авиационной эскадрильей. За высокие показатели в боевой и политической подготовке имел 18 благодарностей и наград от командования, в том числе Почётную грамоту ЦК ВЛКСМ и именное личное оружие от командующего округом И. П. Уборевича.

Участник национально - революционной войны испанского народа 1936 - 1939 годов. В конце Октября 1936 года группа Тархова на пароходе "Курск" прибыла в порт Аликанте. За 4 суток лётчики закончили сборку истребителей И-16, закупленных в СССР испанским правительством, и перелетели на аэродром Алькала - де - Энарес. Уже в канун Октябрьского праздника Тархов повёл эскадрилью в бой. Советские истребители были над центром Мадрида, когда с северо - запада появилась группа вражеских "Юнкерсов". Три девятки бомбардировщиков шли самоуверенно и беспечно. Как и в предыдущие дни, фашисты надеялись отбомбиться безнаказанно. Они знали, что республиканская армия не имеет ни зенитной артиллерии, ни истребительной авиации.

С набором высоты Тархов повернул эскадрилью влево и обрушился на врага со стороны солнца. Сам он спикировал на головной "Юнкерс" и с короткого расстояния дал точную пулемётную очередь. Фашистский бомбардировщик задымил и врезался в землю близ королевского парка Ретиро. В этом первом бою лётчики Тархова сбили 9 фашистских самолётов. Мадрид ликовал. Сотни тысяч жителей, покинув убежища и позабыв об опасности, высыпали на улицы города. Всюду раздавались приветствия "Вива, Русия !  Вива, авиадорес Русос !"

И-16 Сергея Тархова

И-16 тип 5 Капитана С. Ф. Тархова, Испания, осень 1936 года.

Девять дней сражался над крышами Мадрида Сергей Тархов - "Капитан Антонио", как называли его бойцы - интернационалисты. За это время он сделал 20 боевых вылетов, уничтожил лично и в составе группы 6 вражеских самолётов ( по другим источникам - имел 4 победы ). В одном из воздушных боёв на его самолёт набросилось 6 вражеских истребителей. Победителем из этой неравной схватки вышел советский пилот. Лётчики его эскадрильи в воздушных боях над Мадридом нанесла противнику большой урон в живой силе и технике. 14 Ноября 1936 года, в одном из боев, самолёт командира был сбит.

В тот день его эскадрилья поднялась для отражения удара большой группы "Юнкерсов", прикрываемых истребителями Не-51. Тархов приказал шестерым пилотам атаковать Ju-52, а сам с напарником связал боем 6 истребителей сопровождения. Два "Хейнкеля" они сбили, но внезапно были атакованы ещё одной шестеркой Не-51. Оторвавшись от ведомого он вступил в неравный бой. Погода в тот день была нелётная, поэтому очивидцев действий в бою Сергея Тархова со стороны республиканских лётчиков не было.

Анализируя немецкие данные, можно прийти к выводу, что в ходе боя машина Тархова столкнулась с истребителем командира немецкой эскадрильи обер - лейтенанта Крафта Эберхардта, после чего наш пилот сумел воспользоваться парашютом, а немец - погиб.

Истребитель Не.51

Немецкий истребитель Не-51B, Испания, 1936 год.

Однако Тархов пережил своего противника не намного. Поскольку лётная форма наших и немецких лётчиков была в тот период довольно схожей, определить с земли, чей же пилот опускается на парашюте, было трудно... Пока Тархов приземлялся, он получил с земли 6 пулевых ранений в живот, после чего был ещё и избит местным населением. После экзекуции его, еле живого, притащили в здание военного министерства. В это время там находился советский журналист Михаил Кольцов, он исправил ошибку и Тархова срочно доставили в госпиталь. Там, знаменитый испанский хирург Гомес Ульям сделал ему операцию.

В этот же день лётчики его группы, но уже без своего командира, провели ещё один воздушный бой и сбили 4 истребителя ( 3 "Хейнкеля" He-51 и "Фиат" CR-32 ). Всего же, в двух воздушных боях, было уничтожено 10 вражеских самолётов - 8 немецких и 2 итальянских. Потери наших истребителей - 1 машина ( Тархова ).

Усилия испанских медиков оказались напрасными - 23 Ноября 1936 года Сергей Тархов умер от перитонита. Похоронен отважный лётчик на окраине Мадрида. 31 Декабря 1936 года за беззаветное мужество, проявленное в боях с фашистами при защите свободы и независимости испанского народа, ему посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза. Награждён орденом Ленина. Именем С. Ф. Тархова в городе Нижний Ломов названы одна из улиц и 1-я средняя школа, где Герой учился. Его имя присвоено также одной из улиц города Харькова. Пионерская дружина школы № 71 города Саратова долгое время носила его имя.

Сайт управляется системой uCoz

Возврат

Н а з а д