HSU

Серов Анатолий Константинович

А.К.Серов

Анатолий Серов родился 20 Марта 1910 года в поселке Воронцовка ( Свердловская область ), в семье рабочего. Образование среднее. С 1929 года в рядах Красной Армии.

Авиационная жизнь Анатолия Серова началась не совсем удачно. Поступив в 1929 году в Оренбургскую авиашколу, он первые 3 месяца не летал, выполняя на аэродроме различные задания. Однажды он нёс стартовый наряд в качестве пожарника, обязанности которого были просты - стоять у самолёта и следить за запуском мотора, а в случае возникновения пожара незамедлительно применить огнетушитель. И он его "применил"...

Приняв голубые язычки выхлопов из патрубков мотора за начавшийсяя пожар, он проявил решительность - ударил головкой огнетушителя о землю и направил его струю на... исправный мотор. Только смачная оплеуха, полученная от техника самолёта, умерила усердие "пожарника". Этот случай он запомнил надолго.

Описанное событие отделяло от рокового 11 Мая 1939 года всего 10 лет. За эти годы небо для Серова было разным: голубым и чёрным, просторным и тесным, добрым и злым.

В 1932 году Анатолий Серов окончил Оренбургскую лётную школу по первому разряду. В выпускной характеристике от 19 Декабря 1931 года о нём сказано: "Инициативен, работоспособен, настойчив. Имеет большой интерес к лётной службе... Степень усвоения техники пилотирования - отличная". Летая в частях на различных типах истребителей, Серов довольно быстро стал настоящим мастером высшего пилотажа, искусным воздушным бойцом.

В 1934 году он был назначен командиром звена 26-й авиационной эскадрильи в Хабаровске, а затем поступает на заочное отделение Военно - Воздушной Академии. После окончания первого курса, в 1936 году, за успехи в боевой и политической подготовке был награжден орденом Красного Знамени и направлен для дальнейшей службы в НИИ ВВС РККА на должность лётчика - испытателя.

Там, согласно неполным архивным данным, Серов принял участие в контрольных испытаниях 4-х типов истребителей и 2-х специальных работах, связанных с боевым применением истребителя И-15, на котором ему позже пришлось воевать. В начале 1937 года командование НИИ ВВС направило его в Испанию, "в специальную командировку".

Картахена - первый город, который увидел Анатолий на испанском берегу. Это было 26 Мая 1937 года. Страшная картина предстала перед ним: полуразрушенный дымящийся город, бродящие среди развалин жители, в их числе старики и дети, лучше всяких слов говорили о том, что франкисты бомбили его нещадно. Первейшей задачей прибывших туда лётчиков - истребителей и было прикрытие города с воздуха.

Воевать Серов начал под псевдонимом Родриго Матео вначале в качестве командира звена И-15, затем командира эскадрильи и командира авиагруппы ПВО Мадрида и мадридского фронта. За время боевых действий в Испании он в паре с ведомым провел около 40 воздушных боев, сбил 15 самолётов противника, из них 8 - лично ( в отдельных источниках встречается и 16 побед, возможно с учётом уничтоженных на земле ). Такова статистика, и она говорит о многом.

Молодые пилоты - интернационалисты сразу же потянулись к Серову. Помимо его личного обаяния и неиссякаемого оптимизма их привлекала его беззаветная храбрость. Они были очевидцами того, как Анатолий, встретившись в воздухе с 9 вражескими истребителями, не только не дал себя сбить, но и сам, несмотря на неравенство сил, искуссно маневрируя, уничтожил 1 из самолётов противника.

Однажды, когда в конце 1937 года, когда группа Анатолия Серова в составе 12 самолётов сопровождала бомбардировщики, в воздухе появилось 36 вражеских истребителей. Решение Серова было мгновенным - внезапная и стремительная атака. В результате 8 подбитых самолётов противника и благополучный выход наших бомбардировщиков на цель...

У Серова было замечательное, неоценимое для лётчика - истребителя, качество: он умел видеть, почти всё, что происходило в воздушном бою. Получив в НИИ ВВС определённый опыт испытателя, он постоянно искал новые методы и приемы борьбы с противником. Именно он бросил клич, облетевший все республиканские эскадрильи: смело принимать лобовые встречи с противником, самим идти в лобовые атаки и расстреливать врага только в упор, только наверняка !

Одним из первых, Серов стал с успехом применять вертикальный маневр, в сочетании с повсеместно установившимся горизонтальным. Чтобы обеспечить быстрый взлёт всей эскадрильи, он рассредотачивает самолёты по всему летному полю с таким расчетом, чтобы взлетать с мест стоянок, не выруливая на центр аэродрома. При таком построении взлёт всей эскадрильи занимал не более двух минут и позволял взлетать отдельным самолётам даже в момент появления над аэродромом вражеских машин ( эта новинка прочно вошло в арсенал боевых действий авиации во время Второй Мировой войны ).

Серов стал одним из инициаторов ночных воздушных патрулей. Однако его идея не сразу была одобрена командованием, поскольку не каждый лётчик владел опытом ночных полётов, к тому же ночной поиск не освобождал от дневных боевых вылетов в составе эскадрильи. Кроме того, на аэродромах не было прожекторных посадочных установок и другого ночного оборудования. В конце - концов сторонники ночных полётов всё - же нашлись. Серова поддержало командование в лице Ф. А. Агальцова и Е. С. Птухина, а такжк командующего республиканскими ВВС Идальго Сиснероса.

Истребитель И-15
И-15 республиканских ВВС, 1937 год

Ночные полёты решено было вести с аэродрома Алкала, который подвергался ночным налётам особенно усиленно. Первый в истории отечественной авиации ночной бой был успешно проведён 26 Июля 1937 года в зоне Мадрида. В этом бою лётчик эскадрильи Михаил Якушин сбил бомбардировщик противника. В следующую ночь, 27 Июня, отличился уже и сам Серов - сбил другой Ju-52. За эти победы оба лётчика были награждены Орденами Красного Знамени.

Звание Героя Советского Союза ( Указ от 2 Марта 1938 года ) было присвоено Анатолию Серову за успешное проведение Гарапенильсской операции и проявленные при этом мужество и отвагу.

Местечко Гарапенильос расположено около Сарагоссы. На его окраине противник организовал хорошо замаскированный и прикрытый сильным зенитным заслоном аэродром, на котором базировалось большое количество итальянских самолётов, главным образом истребителей. Республиканское командование уже несколько раз пыталось нанести бомбовый удар по нему, но безуспешно. Бомбардировщикам никак не удавалось прорваться к цели. Даже разведчики не всегда могли проникнуть в этот район. Наконец, было решено использовать истребители в качестве штурмовиков. В операции приняли участие группа Анатолия Серова, состоящая из двух эскадрилий И-15, и пять эскадрилий прикрытия. На группу Серова возлагалась основная задача - уничтожить пулемётным огнём самолёты на земле, а также бензозаправщики и зенитные средства, прикрывающие аэродром.

Налёт был совершён на рассвете, при этом была достигнута полная внезапность. Великолепно задуманная и тщательно подготовленная операция прошла исключительно успешно. Штурмовка аэродрома продолжалась без проявления какого - либо сопротивления со стороны растерявшихся итальянцев до полного израсходования боеприпасов на штурмующих самолётах. Материальный ущерб, нанесённый противнику, был огромен: на аэродроме, по данным агентурной разведки, было уничтожено более 30 самолётов. Остальные нуждались в серьёзном ремонте. Наши истребители вернулись без потерь.

Расследованием происшедшего занялся лично Муссолини. С этой целью по его приказу из Италии прибыла на сожжёный аэродром специальная комиссия. Нашлись и "виновники": два итальянских офицера были расстреляны.

Операция по налёту на Гарапенильос впоследствии изучалась не только в нашей стране, но и за рубежом. Правительство Испанской Республики наградило национального героя Испании советского лётчика Анатолия Константиновича Серова именными золотыми часами, на крышке которых на испанском и русском языках была выгравирована надпись: "За отвагу и доблесть !".

Позже Анатолию Серову пришлось участвовать и в так называемой "Брунетской операции", где он впервые встретился с новейшим немецким истребителем Ме-109В.

В первых числах Ноября приказом командующего ВВС республики Генерала Сиснероса в целях улучшения управления, мобильности и удобства ведения воздушного боя в истребительной авиации были созданы две авиагруппы: бипланов И-15 и монопланов И-16. Командиром группы И-15 был назначен Анатолий Серов. Под его руководством наши лётчики сбили более 70 вражеских самолётов.

После возвращения из Испании, Серова назначили на последнюю в его жизни должность - начальника Главной летной инспекции ВВС. В 1939 году поступил на Курсы усовершенствования командного состава ( КУКС ) при Военной Академии Генерального штаба. Но проучился там недолго...

11 Мая 1939 года Комбриг А. К. Серов погиб в авиакатастрофе вместе с известной лётчицей Полиной Осипенко. В то трагическое утро, несмотря на пасмурную погоду, лётчики Курсов приступили к маршрутным полётам на УТИ-4 - двухместном учебном варианте истребителя И-16. Полёты проводились "под колпаком", то есть в закрытой кабине. Это происходило на одном из подмосковных аэродромов.

Анатолий Серов с Полиной Осипенко с маршрута не вернулись. Немедленно был организован их поиск. Начальник Курсов первыми поднял в воздух наиболее опытных пилотов: Виктора Рахова, лётчика - испытателя НИИ ВВС и Ивана Лакеева, боевого соратника Анатолия Серова. Долго они летали по маршруту и каждый из них надеялся на лучшее. Там, где шоссейная дорога, рассекавшая поле, подходила к селу Высокому, Виктор Рахов увидел группу людей, собравшихся вокруг дымившигося тёмного пятна. Подъезжали туда и автомашины. В глаза бросилась их тревожная торопливость...

УТИ-4

Наиболее вероятной причиной гибели экипажа явилась слабая устойчивость самолёта, приводящая к неожиданному затягиванию его в пикирование, из которого выйти было уже практически невозможно. Это свойство самолёта УТИ-4, кстати говоря, неоднократно отражалось в некоторых документах НИИ ВВС.

А. Серов и П. Осипенко похоронены в Москве у Кремлевской стены. В момент похорон этого героического экипажа над Красной площадью пролетела "красная пятёрка" истребителей, ведомая прославленным героем Испании, Героем Советского Союза Иваном Лакеевым.

Именем отважного лётчика, награждённого Орденами Ленина и Красного Знамени ( трижды ), назван город в Свердловской области, улицы в Карпинске, Минске, проезд в Москве. В посёлке Воронцовка - открыт музей Героя.

Сайт управляется системой uCoz

Возврат

Н а з а д