HSU

Рычагов Павел Васильевич

П.В.Рычагов

Павел Рычагов родился 2 Ноября 1911 года в маленькой подмосковной деревне Нижние Лихоборы, ныне в черте Москвы, в семье крестьянина. В детстве он ничем не выделялся среди деревенских мальчишек. Играл в лапту, запускал змея, ходил в школу, увлекался спортом.

В 1928 году, в 17 лет, Павел был зачислен курсантом Ленинградской военно - теоретической школы ВВС. А после её окончания ( в 1930 году ) - 2-й военной школы пилотов в Борисоглебске. В 1931 году, как лучший её выпускник, получил назначение в истребительную авиацию Украинского военного округа - 109-ю авиаэскадрилью 5-й авиационной Житомирской бригады. Служил там рядовым лётчиком, затем - командиром звена и отряда истребителей.

Характер Рычагова... Он расскрывался в полётах, напряжённых, каждодневных. Как - то Павел вылетел с товарищем на По-2. Отработали задание, впереди - посадка. И вот тут - то обнаружили, что одна из лыж приняла вертикальное положение. Как быть ?  Рычагов передал штурвал сослуживцу, вылез из кабины на плоскость и, держась за стойку самолёта, хладнокровно поставил ногой лыжу в посадочное положение.

А какие чудеса Павел творил при лётных испытаниях поступающих в эскадрилью новых самолётов !  Сохранились записки современника Рычагова, знатока авиации Ивана Рахилло:

"Ни один лётчик не в состоянии выдержать такой сумашедший нагрузки, которую выдерживал Рычагов. За один вылет без посадки он выполнял в воздухе до 250 фигур высшего пилотажа. Сорок фигур на высоте в 5000 метров. Затем забирался на 6000 - и здесь опять сорок, 7000 - еще сорок. Полет - без кислородной маски, другой бы и без фигур потерял бы сознание на этой высоте. Выполнив положенные 40 фигур, Рычагов немного отдыхал и выполнял ещё 40 петель, переворотов, виражей и боевых разворотов: с земли в бинокль было видно, как его крошечный самолёт неистовствует в прозрачной, недосягаемой высоте. Затем он опускался на 6000 и здесь вновь крутил 40 фигур. Этажом ниже - ещё 40 !.. У земли, в порядке отдыха и легкого развлечения, он легко выполнял 20 - 25 фигур и, наконец, садился. Какое же надо иметь могучее здоровье, чтобы выдержать такой полет !.."

Летал он действительно превосходно - в один из дней ( испытывая самолёт И-16 ) не выключая мотора, произвел 110 взлетов и посадок без отдыха. Однажды зимой, один из лётчиков неумело приземлился и свалил всю вину на лыжи: на них мол, точно не рассчитаешь посадку. Рычагов швырнул на полосу свою перчатку, вскочил в самолёт и взлетел. Сделав круг, он приземлился, да так, что лыжей припечатал ту перчатку в снег...

О Рычагове очень быстро заговорили в бригаде. В 1933 году он стал командиром звена, а уже через несколько месяцев возглавил авиаотряд и вывел его в передовые. За личные успехи по освоению новой авиатехники в Мае 1936 года Старший лейтенант П. В. Рычагов был награжден Орденом Ленина. Отпраздновал награду своеобразно - провёл длительный полет в 5 метрах от земли в перевернутом положении. Когда его спросили, не страшно ли летать на такой высоте, ответил: "Страшно тому, кто не уверен в своей машине и в самом себе".

Лётной работе Рычагов отдавал всего себя. Даже свою личную жизнь он не мыслил без авиации - женился на лётчице Марии Нестеренко. Очередной рабочий день для молодых начинался на одном аэродроме, зачастую одновременно, с восходом солнца и продолжался до заката. Расставания начались, когда Павел начал "странствовать по войнам".

В Октябре 1936 года, во главе 14 лётчиков, Павел Рычагов выехал в Испанию. Его лётчики вошли в состав авиагруппы П. И. Пумпура, которая к Ноябрю 1936 года насчитывала около 50 истребителей типа И-15 и И-16. До Февраля 1937 года Старший лейтенант П. В. Рычагов возглавлял одно из подразделений этой группы, действую в районе Мадрида.

4 Ноября группа Рычагова провела первый бой. В этот день лётчики совершили 4 боевых вылета, сбив 2 бомбардировщика и 3 истребителя, а командир группы открыл счет своих побед. На следующий день группа сбила еще 1 бомбардировщик и 3 истребителя. 6 Ноября Рычагов одержал еще 2 воздушные победы. Воздушные бои над Мадридом были чрезвычайно тяжелыми. Только 7 Ноября советские лётчики - истребители совершили более 100 вылетов.

16 Ноября 1936 года 13 советских лётчиков вели бой с большой группой вражеских самолётов. В итоге, противник потерял 5 самолётов и был вынужден повернуть назад. Потери республиканской авиации составили 2 самолёта. В этом бою Павел Рычагов сбил одну машину, но и его "Чайка" была повреждена стрелком "Юнкерса" с бортовым номером кончающимся на "86". Покинув самолёт, он приземлился на парашюте в самом центре Мадрида.

Восторженные испанцы на руках донесли Рычагова к автомобилю, доставили в госпиталь. На другой день в палату к нему вошёл важный, богато одетый человек. Он пылко приветствовал Павла, поздравил его с победой, а в заключение заявил, что дарит советскому лётчику целый пароход лимонов и апельсинов.

- Куда мне столько ? - удивился Рычагов.

- А это уже ваше дело, - улыбнулся испанец. - Вы теперь очень богатый человек и вправе поступать с подарком по своему усмотрению.

Рычагов предложил отправить пароход с товаром испанским детям, эвакуированным в Советский Союз. Так и было сделано.

Немного подлечившись и пересев на новый самолёт, Павел продолжал сражаться. В боях под Гвадалахарой он лично сбил еще 2 самолёта. В течении 4-х месяцев напряженных боев эскадрилья И-15 под командованием Рычагова сбила над Мадридом 40 вражеских самолётов, 6 из них уничтожил лично их командир ( во многих источниках число побед Рычагова приводится разное: от 15 до "более 20" ). При этом, он имел всего около 7-ми часов налета на одну сбитую машину противника - рекордная цифра среди пилотов его группы. За мужество проявленное в боях с врагами, 31 Декабря 1936 года Павлу Рычагову было присвоено звание Героя Советского Союза с вружением медали Золотая Звезда и Орденом Ленина.

Георгий Захаров, участник тех боев, вспоминал позднее:

"С ведущим нам повезло. Многие умели прекрасно летать и отменно дрались, но далеко не каждый лётчик мог быть ведущим. Павел самой природой был создан для этой роли.

Истребитель И-15
Истребитель И-15, Испания, 1936 г.

То, что он делал в бою, совершенно не поддавалось объяснению. Павел умел определить единственно верный момент, когда следует нападать, всегда выбирал направление удара в самое уязвимое место противника, и способности ведущего сочетались в нем с высоким мастерством рядового бойца - об этом наглядно свидетельствовали 20 сбитых им самолётов. Павел Васильевич Рычагов в моей памяти навсегда остался одним из лучших лётчиков - истребителей, каких я знал за свою долгую летную жизнь...

Едва Рычагов появлялся в поле зрения людей, его сразу же окружало множество людей. Я могу с уверенностью сказать, что в 1937 году вряд ли нашелся бы еще один такой командир эскадрильи, который пользовался таким авторитетом у своих лётчиков и известностью в стране. Золотая Звезда Героя, два Ордена Ленина, Орден Красного Знамени за боевую работу - в те дни людей с такими наградами у нас было немного."

В Феврале 1937 года Павел Рычагов вернулся на Родину, где ему было присвоено звание Майор. Однако, уже с Декабря 1937 года Генерал - Майор Авиации П. В. Рычагов командовал Советской авиацией в Китае. Там он не летал, поскольку от него требовалось умение другого рода, нежели водить группы в бой. И он проявил себя как командир, способный планировать и осуществлять неожиданные и очень ощутимые для врага удары. Под его руководством был нанесен ряд налетов по аэродромам в Ханьчжоу и Тайване, взбудоражившие весь мир. Разгром базы ВВС на Тайване 23 Февраля 1938 года, где было уничтожено около 50 самолётов и 3-х летний запас топлива, вызвал шоковое состояние у японцев. В течение целого месяца оттуда не взлетали самолёты.

Лето 1938 года. Хасан. Противник всё тот же - японцы. Но на этот раз они совершили агрессию уже против нашей страны, захватив сопки Безымянную и Заозёрную. Павел Рычагов - командующий ВВС Приморской группы Дальневосточного фронта, проявлял нетерпение. Ему до этого не приходилось командовать такой крупной авиационной группировкой ( 70 истребителей и 180 бомбардировщиков ), и он ещё и ещё раз предлагает нанести массированный удар по врагу.

6 Августа в 16 часов под прикрытием истребителей первые эскадрильи наших бомбардировщиков появились в оборонительной полосе неприятеля. Несмотря на плотный огонь японских зенитных батарей, самолёты, маневрируя, снижались до 300 метров и, что называется, в упор громили вражеские позиции. Район небольшой - поэтому при подготовке к операции лётчики учились бомбометания с предельно малых высот.

В. С. Блюхер, наблюдавший с КП за действиями авиации, сообщил по прямому проводу Наркому обороны, что сопка Заозёрная "производит впечатление не только взрытой, но буквально скальпированной". Массированные удары авиации тогда во многом определили успех наземных войск.

В 1939 году Рычагов был назначен Командующим ВВС 9-й Армии, участвующей в боях Советско - Финляндской войны, награжден Орденом Красного Знамени. Затем возвратился на Дальний Восток.

В Августе 1940 года, он 29-ти летний Генерал - Лейтенант, был назначен Начальником Главного управления ВВС Красной Армии. С Февраля 1941 года он уже Заместитель Наркома обороны СССР. Депутат Верховного Совета СССР 1-го созыва. Очень высокого мнения о П. В. Рычагове, как о руководителе, был и Маршал Г. К. Жуков - человек, как известно, очень скупой на похвалу.

Скуластый, с шевелюрой чёрных волос, в подогнанной по талии гимнастёрке, он в Главном управлении ВВС производил впечатление скорее прибывшего в командировку фронтового лётчика, чем военачальника в генеральском звании. Да, молод был Рычагов, но молодость - это энергия. За дело он взялся круто. Главная задача, стоявшая перед ним - введение в строй нового поколения самолётов.

Он часто выезжал в части, которые первыми начали освоение самолётов МиГ-3, Як-1, ЛаГГ-3, Пе-2, Ил-2. Подсказывал, советовал, торопил. В той суровой, опасной обстановке ( репрессии не прекращались ) резко проявлялся его прямой, взрывной характер. На крупных совещаниях всегда говорил то, что думал. Если был убежден в идее - отстаивал её до конца.

Так, Рычагов остро поставил вопрос о повышении лётного мастерства пилотов. Однажды группу военных вызвали к Сталину. Тот хотел из первых рук узнать, как идет освоение новых самолётов. Рычагов, взявший слово, сначала говорил спокойно. Но потом, когда речь пошла о часах налета, вспылил: "30 часов хватит разве для того, чтобы лётчик разбился. А ему ещё воевать нужно уметь. 120 часов требуется как минимум !"

Сталин, когда стал подводить итоги совещания, заметил: "120 часов налета... Мальчишеские рассуждения. Мы горючее на ветер не собираемся бросать...". Но, видимо, усилия Рычагова не пропали даром: вскоре состоялся приказ об увеличении часов налета для боевых лётчиков.

Между тем, обстановка в Руководстве ВВС была напряжена до предела. Авиационные кадры уничтожались, на должности выдвигались всё новые и новые люди. В частности, за 3 с половиной предвоенных года в ВВС сменилось 5 начальников. Причем сроки их пребывания на этом посту постоянно сокращались. Сменивший Алсниса Локтионов пробыл на этой должности около 2-х лет, Смушкевич - около года, Рычагов - полгода. Не получи он в 1940 году столь высокого назначения, могло сложиться и так, что, мы бы знали ещё одного талантливого авиационного командарма времен Великой Отечественной войны. Ведь за плечами Рычагова были бои в Испании, в Китае, на Хасане, в Финской компании. Да и руководство боевыми операциями - дело ему более знакомое, нежели вопросы строительства ВВС страны.

Сам Павел никогда к власти не рвался, за должности не держался. Уже будучи Начальником ВВС, он сильном волнении не единожды говорил: "Из войск пришел, в войска и уйду..." Руководить ВВС в то время было чрезвычайно сложно, по многим вопросам требовалось выходить лично на Сталина. Дерективные указания следовавшие одно за другим, не были скоорденированы между собой, намечались нереальные задачи и сроки их выполнения.

Однажды заместитель командующего авиацией Московского Военного округа Генерал Н. А. Сбытов доложил Рычагову о катастрофах и авариях в частях. Рассказал, что из 25 новых самолётов осталось лишь 8. Рычагов ему в ответ: когда не останется ни одной машины - доложим куда следует. За качество машин отвечал Маленков и требовались очень высокие аргументы, чтобы произвести впечатление на Сталина.

Такой случай вскоре представился. На одном из военных советов шла речь о большой аварийности в авиации. Рычагов, когда ему дали слово, встал и сказал:

- Аварийность и будет большая, потому что вы заставляете нас летать на гробах !

Это было совершенно неожиданно для всех, наступила абсолютная тишина... Все ждали, что скажет Сталин. Он некоторое время молчал, а затем сказал медленно и тихо, не повышая голоса:

- Вы не должны были так сказать !  Заседание закрывается...

12 Апреля 1941 года Павел Васильевич был снят с занимаемой должности и направлен на учебу в Военно - Воздушную академию Генерального штаба. В тиши аудиторий Рычагов уже не ждал ничего плохого, надеясь в будущем получить новое назначение. Он не знал, что Берия уже усиленно готовится "расскрыть новый заговор" в Красной Армии и что жертвы он выберет из числа тех, к кому по какой - либо причине охладел Сталин: Г. М. Штерна, А. Д. Локтионова, Я. В. Смушкевича, К. А. Мерецкова... Павел находился в этом ряду.

...В Июне в Сочи стояли тёплые дни - благодатная пора для отдыхающих. Павел с женой, совсем беззаботные в этот раз, впервые в последние годы, наслаждались ими. Каждый час отдыха, словно глоток из родника счастья. Встретившемуся товарищу по Испании Емельяну Кондрату, впоследствии Генерал - Майору авиации, Павел сказал:

- Выдался отпуск и махнули, как видишь, на юг вместе. А то ведь моя Мария - как Пенелопа. Вся жизнь её - ожидание. Я же странствую по войнам. А тут перерыв небольшой, как не воспользоваться...

Разговор состоялся в полдень, 21 Июня 1941 года. А уже на другой день, во второй его половине, они спешно брали билеты на вечерний поезд до Москвы, понимая, что их место на фронте. Но на фронт они не попали. В Москве, на вокзале Павла и Марию попросили зайти к военному коменданту. Оттуда Мария вышла уже одна. Находившиеся в комнате люди в штатском попросили Рычагова остаться...

А через сутки, 24 Июня, на Центральном аэродроме имени М. В. Фрунзе была арестована и Мария - заместитель командира отдельного авиационного полка особого назначения. Предъявленное обвинение: "...будучи любимой женой Рычагова, не могла не знать об изменнической деятельности своего мужа". Для ареста сгодилась и любовь...

Мария Нестеренко - жена П.В.Рычагова
М. П. Нестеренко

Их пытали в столице, выбивая признания в измене, совершении диверсий. В Октябре, когда враг был уже на подступах к столице, 20 участников "заговора" переправили в Куйбышев. Туда и полетела с курьером секретная депеша Берии - "...следствие прекратить, суду не предавать, расстрелять немедленно !"

Но следователи ещё не знали содержания "высочайшего решения" и усердно продолжали выбивать показания. Марию допрашивали даже утром 28 Октября, за час до того, как всех арестованных вывезли в крытых машинах на расстрел. Погибли Павел Рычагов и Мария Нестеренко вместе, в поселке Барбыш, что под Куйбышевым.

За время службы Павел Васильевич Рычагов был награжден Орденами Ленина ( дважды ) и Красного Знамени. 23 Июля 1954 году полностью реабилитирован. Его именем названа улица в Москве.

Сайт управляется системой uCoz

Возврат

Н а з а д