HSU HSU

Ворожейкин Арсений Васильевич

А.В.Ворожейкин

Родился 28 Октября 1912 года в деревне Прокофьево ( Городецкий район Нижегородской области ) в семье крестьянина. С 1931 года в Красной Армии. Окончил Харьковское военное лётное училище.

Боевое крещение получил летом 1939 года в небе над Халкин - Голом. Там совершил более 160 боевых вылетов, провёл 30 воздушных боев, сбил 6 самолётов лично и 12 в группе. Был награждён орденом Красного Знамени.

В период Советско - Финляндской войны 1939 - 1940 годов, был военкомом авиационной эскадрильи.

На фронтах Великой Отечественной войны с Сентября 1942 года. За 20 личных побед, 4 Февраля 1944 года командир эскадрильи 728-го истребительного авиационного полка ( 256-я истребительная авиационная дивизия, 5-й истребительный авиационный корпус, 2-я Воздушная армия, 1-й Украинский фронт ), Капитан А. В. Ворожейкин был удостоен звания Герой Советского Союза.

За 45 воздушных побед, 19 Августа 1944 года командир 32-го истребительного авиационного полка, той же 256-й истребительной авиационной дивизии, Майор А. В. Ворожейкин был награждён второй медалью "Золотая Звезда".

Всего за период своей боевой деятельности ( с учётом Монголии ) совершил более 300 боевых вылетов, провёл 90 воздушных боев, сбил 52 самолёта противника лично и 13 в группе с товарищами.

После войны командовал полком, дивизией, был первым заместителем командующего ПВО Черноморского флота. В 1952 году окончил Военную академию Генерального штаба. С 1957 года Генерал - Майор авиации А. В. Ворожейкин - в запасе. Жил в Москве. Награждён орденами Ленина ( дважды ), Красного Знамени ( четырежды ), Суворова 3-й степени, Александра Невского, Отечественной Войны 1-й степени, Красной Звезды ( дважды ) и американским "Крестом за боевые заслуги". Его бюст установлен в городе Городец, а одна из улиц носит его имя. Умер в 1997 году. Автор книг "Рядовой авиации", "Под нами Берлин", "Солдаты неба" и других.

*   *   *

Один из выдающихся советских лётчиков периода Великой Отечественной войны, Арсений Ворожейкин обладал своей собственной, неповторимой манерой боя. Например, для улучшения обзора он почти до конца 1943 года летал с открытым фонарем кабины. Осторожный в безрассудстве, Ворожейкин не был сторонником лобовых атак, шаблонно приписываемых советским пилотам, и всегда старался выйти из них в последний момент. Мастер пилотажа, он не боялся резких маневров, от которых темнело в глазах, и часто использовал различные уловки для введения противника в заблуждение. Отличная стрельба с короткой дистанции дополняла его характеристику.

Его исключительные способности воздушного снайпера, посылавшего в мишень - "конус" снарядов в 10 раз больше, чем требовалось для отличной оценки, были заложены в детстве: в их основе была бедность, в какой он рос, когда простенькое ружьишко в мальчишечьих руках становилось не забавой, а кормильцем.

Родился Арсений Васильевич в 1912 году в селе Прокофьеве Нижегородской губернии. Рано оставшись без отца, погибшего на Гражданской войне, он познал сиротскую долю, голод и нужду. В 1931 году, 18-летним пареньком, он был призван в Красную Армию. Три года служил в кавалерийской части. После демобилизации из армии был послан на учёбу в комвуз, а оттуда по спецнабору - в Харьковское военное лётное училище. В те дни он и полюбил небо.

Боевое крещение Ворожейкин получил в боях с японскими захватчиками летом 1939 года в небе над Халкин - Голом. Там же пришла к нему слава лётчика - истребителя, с первой очереди без промаха сбивающего воздушного противника. В одном из боёв он был тяжело ранен, но, досрочно выбравшись из госпиталя и "потеряв" справку о списании с лётной работы, браво рапортовал о возвращении в часть. Комиссар 5-й эскадрильи 22-го ИАП Арсений Ворожейкин совершил более 160 боевых вылетов, провёл 30 воздушных боев, сбил 6 самолётов лично и 12 в группе. За эту компанию был награждён орденом Красного Знамени.

В период Советско - Финляндской войны 1939 - 1940 годов, будучи военкомом авиационной эскадрильи, Арсений Ворожейкин вновь продемонстрировал высокое лётное мастерство и отвагу. Правда участвовать в воздушных боях пилотам его эскадрильи практически не пришлось - занимались штурмовкой вражеских войск, ведением разведки, сопровождением бомбардировщиков. Об одном из эпизодов той войны вспоминает сам Арсений Васильевич:

"Получил я как - то задание: вылететь на бомбардировку небольшого железнодорожного узла Лахти. Лечу, смотрю - финская деревушка под крылом, вся в снегу, дымки к небу тянутся. Какой, думаю, тут узел ?.. Упадут бомбы на крыши - сколько беды у людей будет !  Словом, взял да чуть в сторонке и сбросил бомбы, в лесок какой - то. И вот тут как рванёт что - то, мой самолёт, словно щепку, швырнуло высоко вверх - едва удержал его. Как потом оказалось, угодил я в склад боеприпасов. За такую работу впору к ордену представить, а признаться нельзя. Так и решили, что чьи - то бомбы случайно в сторону отнесло..."

После окончания боевых действий он поступил в Военно - Воздушную академию, которую успешно закончил летом 1942 года.

Начало Великой Отечественной войны Ворожейкин встретил на посту командира эскадрильи истребительного авиаполка, размещённого под Ереваном. Однако в этой должности он продержался недолго.

В конце Июня 1941 года истребители И-153 эскадрильи Ворожейкина, поднятые по тревоге, перехватили девятку наших бомбардировщиков ДБ-3. Тёмный камуфляж двухмоторных самолётов запутал всё дело, а груз бомб не позволил тяжёлым машинам произвести посадку по требованию Ворожейкина. Предупредительные очереди, выпущенные ведущим "Чайки", один из лётчиков истребителей принял за атаку и изрешетил замыкающий ДБ-3, убив хвостового стрелка. Эпизод, в конце концов, был замят командованием, но командиров бомбардировочной и истребительной эскадрилий, участвовавших в конфликте, отправили, на всякий случай, на учёбу в академию...

В итоге, в действующую армию Ворожейкин попал только в Сентябре 1942 года, назначенный с понижением, якобы из - за отсутствия фронтового опыта, старшим политруком 728-го истребительного авиаполка. К тому времени он был уже "стреляным воробьём", по его словам "...лишь боевого налёта имел около 200 часов, из них четверть - фронтовых".

До конца войны Ворожейкин сражался на Калининском, Воронежском, 1-м Украинском и других фронтах. Его путь в небо - это путь отважного и мужественного человека. Его не волновали ни должности, ни звания. Главная цель, к которой он всеми силами стремился, - это овладение наивысшим мастерством пилотажа и воздушного боя.

До Марта 1943 года 728-й ИАП летал на И-16. В первом же вылете на сопровождение штурмовиков на "ишачке" Ворожейкина не убралось шасси. Несмотря на это, пилот продолжил полёт, а когда разгорелся воздушный бой, сумел в одиночку продержаться в поединке с шестью Ме-109, пока не подоспела помощь.

Истребитель И-16 А.В.Ворожейкина

И-16 тип 17 А. В. Ворожейкина, 728-й ИАП, весна 1943 г.

Прекрасный воздушный боец, Ворожейкин в полной мере проявил свои боевые качества в сражениях над Курской дугой, куда был переброшен 728-й ИАП, получивший новые истребители Як-7Б. С первых дней боев он стал практически основным ведущим сводных групп вскоре поредевшего истребительного полка.

Первые победы Арсений Васильевич одержал утром 14 Июля 1943 года, сбив истребитель Ме-109G-2 и корректировщик Hs-126. Во второй половине дня он уничтожил ещё два бомбардировщика Ju-87 около Белгорода, однако и сам был подбит - всего две пули немецкого стрелка вывели из строя мотор "Яка" и заклинили сдвижную часть фонаря кабины. Чтобы избавиться от горячего пара, проникшего к лётчику, пришлось разбить остекление фонаря выстрелами из пистолета.

К концу Июля Ворожейкин возглавил 3-ю эскадрилью полка, а 25 Июля в одном из вылетов сбил истребитель Ме-109 и бомбардировщик Ju-87. Счёт его побед рос довольно быстро и вскоре ему было разрешено самому формировать группы для выполнения боевых заданий. Уже тогда Ворожейкин пользовался в полку исключительным авторитетом. При формировании групп и организации ведения боя он далеко не всегда считался с мнением даже командира полка В. С. Василяки.

С Августа 1943 года полк принял участие в контрнаступлении советских войск на Белгородско - Харьковском направлении. Прикрывая с воздуха танковые колонны, Ворожейкин сбил в одном бою три пикировщика Ju-87 и тут же выдержал поединок с разукрашенным черноносым "Мессером". Намеренно "клюнув" на приманку в виде одиночного Ме-109, Ворожейкин позволил немецкому асу зайти в хвост своему самолёту и придал "Яку" скольжение на крыло, чтобы помешать противнику целиться. А когда вражеский лётчик отвернул для повторного захода, выполнил крутой разворот и сразу открыл огонь. Попавший в прицел "Мессершмитт" взорвался...

Через несколько дней, напав сверху четвёркой на большую группу двухмоторных бомбардировщиков Не-111, советские истребители потеряли один самолёт. В отчаянии Ворожейкин принял решение атаковать в лоб немецкие бомбардировщики. Тройка оставшихся "Яков" в сомкнутом строю легла на боевой курс. Далее лётчик вспоминал:

"Бомбардировщики ложатся в прицел большим прямоугольником... Держу небольшую скорость, а сближение всё равно идет быстро. Ведущий "Хейнкель" у меня на перекрестии прицела. Целюсь в верхний обрез кабины.

"Огонь !" - подаю команду с очень большой дистанции. Пучок сплошных красных, оранжевых и зелёных нитей потянулся ниже ведущего бомбардировщика, впиваясь в задние и пропадая в них. По мере приближения струи огня поднимаются всё выше и выше. Вот трассы на какое - то мгновение упираются в головной самолёт. "Хейнкель" как - то внезапно вырос передо мной в такого великана, что стало жутко. Я рванул ручку на себя и на миг закрыл глаза..."

После первого захода из немецкой формации выпали два самолёта. Но лишь вторая самоубийственная атака, в ходе которой Ворожейкин почти решился на таран, позволила разметать по небу ведущую девятку "Хейнкелей", беспорядочно сбросивших бомбы в поле...

В ходе Курской наступательной операции Арсений Ворожейкин по несколько раз ежедневно водил свою эскадрилью на прикрытие советских войск, штурмовку наземных объектов противника, сопровождение наших штурмовиков и бомбардировщиков.

За 2 месяца воздушных боев на Курской Дуге, с 20 Июля по 20 Сентября 1943 года, лётчики его 3-й эскадрильи совершили 250 боевых вылетов и провели более 100 воздушных боёв, сбив около 70 вражеских самолётов. Их командир - 78 боевых вылетов и 32 воздушных боя, в которых лично сбил 19 вражеских самолётов.

В конце Августа, постоянно меняя аэродромы, полк расположился на освобождённой территории Украины. Здесь Ворожейкин получил небольшой отпуск по ранению. Во время посадки его "Як" подожгла пара немецких "охотников" FW-190. Вновь включившись в боевые действия, он в одном из поединков сбил за минуту два Ме-109.

Очередные баталии разгорелись в воздухе, когда войска Красной Армии начали форсирование Днепра. С Октября 1943 года полк действовал на Киевском направлении. При этом, Ворожейкин часто сбивал по несколько самолётов за вылет. Так в одном из вылетов на прикрытие своих войск он сбил 2 истребителя Ме-109 и 1 бомбардировщик Ju-88. В этот день Ворожейкин одержал свою 22 победу.

В ожесточённых схватках быстро возрос список побед советского аса. В Октябре 1943 года, прикрывая переправы через реку, шестёрка Як-7Б под командованием Ворожейкина разогнала четыре девятки Ju-87 в сопровождении истребителей. Предприняв атаку снизу сзади, Ворожейкин обстрелял бомбардировщик первой группы - его пилот в испуге врезался в своего соседа. В следующей девятке он быстро сбил замыкающий "Юнкере" и сразу же перенёс огонь на другие машины. Всего в этом бою немцы потеряли 9 Ju-87. При возвращении к переправе был повреждён "Фоккерами" и самолёт Ворожейкина - лётчику пришлось сажать его на одно колесо.

3 Ноября 1943 года Ворожейкин снова схватился в воздухе с немецким асом. В течение 2 - 3 минут боя никто не мог одержать верх, а когда советский пилот попытался нажать на гашетку оружия, враг увернулся и бросил свой FW-190 в отвесное пикирование, надеясь таким образом стряхнуть с хвоста более лёгкий "Як". На предельно допустимой скорости Ворожейкин продолжил преследование:

"Фашист, пытаясь скрыться от меня, резко, штопором, поворачивается в противоположную сторону и уменьшает угол пикирования. Чтобы не потерять "Фоккера", я повторяю за ним маневр. "Як", сжатый воздухом, поворачивается с трудом. На моем самолёте открытая кабина. Для улучшения обзора я снял среднюю часть фонаря, поэтому упругие струи воздуха, хлестнув мне в лицо, сорвали очки. Глаза застилает мутная пелена. Противника уже не вижу. Обхитрил ?   Вырвался ?  Нет !"

Немецкий истребитель всё ещё находился ниже, а высота быстро уменьшалась. Схватив ручку управления обеими руками и уперевшись ногами в педали, Ворожейкин начал выход из пикирования. Огромная перегрузка навалилась на пилота - дышать было почти невозможно. Наконец "Як" медленно поднял нос и пролетел над самыми верхушками деревьев. Взрыв позади завершил карьеру пилота Люфтваффе - FW.190, имевший большую массу, врезался в землю. Возвратившийся на аэродром Як-7Б был настолько деформирован, что пришлось отправить его на слом.

6 Ноября 1943 года, во время освобождения Киева, группа самолётов во главе с Ворожейкиным вылетела на прикрытие города и частей 2-й танковой армии, устремившейся на Васильков и Фастов. В районе Василькова немецкие зенитки подбили один советский истребитель. Подбитый "Як" ушёл к своим, а 7 оставшихся, под командованием Ворожейкина, продолжали полет. Вскоре советские лётчики вступили в бой с 3-мя крупными группами бомбардировщиков Ju-87, идущих к линии фронта. Во время этого боя Ворожейкину удалось сбить 3 "Юнкерса", доведя число своих личных побед до 30. По примеру командира решительно действовали и другие лётчики. Всего в этом бою было уничтожено 11 самолётов противника. На свой аэродром Арсений Ворожейкин еле добрался - кончилось горючее. Израненную машину, умело спланировав, посадил благополучно.

Як-7Б Ворожейкина

Як-7Б А. В. Ворожейкина, 728-й ИАП, Ноябрь 1943 год.

Интересно отметить тот факт, что с 6 Ноября 1943 года, по предложению Героя Советского Союза Игоря Кустова, носы самолётов эскадрильи до самого крыла были выкрашены в красный цвет. Несколько удачных боёв, проведенных на них, создали лётчикам известность. Но вскоре на "красноносые" пересела молодежь, схватки обострились, и потери стали рости. Чтобы не привлекать излишнего внимания, капоты были перекрашены в стандартный цвет.  ( Следует отметить, что на фотографии, приведенной ниже, изображен самолёт Ворожейкина с окрашенным капотом двигателя - это хорошо видно по разнице световых оттенков краски. Однако эта машина имеет уже срезанный гаргрот за кабиной. Имеется и фото Игоря Кустова у аналогичной машины. Поэтому рисунок самолёта с номером № 21, изображенный вверху, очевидно не точен. )

Ворожейкин у своей машины

А. В. Ворожейкин у своего "Яка" со срезанным гаргротом

Всего же в боях за Киев, Арсений Васильевич одержал 10 воздушных побед. Ещё одну победу на его официальный боевой счёт командир полка записывать не стал. Самолёт, сбитый Ворожейкиным над Днепром, оказался советским бомбардировщиком Ил-4 ( случайно залетевшим в район воздушной схватки ). Идя в облаках, он был атакован и сбит. К счастью, экипажу удалось совершить вынужденную посадку и остаться в живых...

Як-7Б А.В.Ворожейкина
Як-7Б А. В. Ворожейкина

В начале 1944 года полк был оснащён новыми истребителями Як-9, и очередной жертвой Ворожейкина стал опять истребитель FW-190. А 4 Февраля 1944 года командир эскадрильи 728-го истребительного авиаполка Капитан А. В. Ворожейкин был награждён медалью "Золотая Звезда" Героя Советского Союза.

В Марте он сбил разведывательный биплан "Хеншель" Hs-123, после чего посадил подбитый истребитель на вражеской территории. Друзья не оставили товарища в беде: присланный ими У-2 приземлился на небольшой площадке, подобрал Ворожейкина и переправил его обратно в часть.

В Апреле 1944 года облётывая новую машину Як-9Т с мощной мотор - пушкой НС-37, он встретил в районе Тернополя трёхмоторный Ю-52. "Юнкерс" вёл себя мирно: турельные пулемёты были задраны вверх, курс изменен, он шёл в сторону советских войск. Ворожейкин с ведомым сблизились с транспортником, даже разглядели лётчиков, поднимающих руки, и множество лиц в иллюминаторах. Короткой очередью указав направление, Ворожейкин повёл свой истребитель рядом. Можно представить себе его удивление, когда более десятка огненных трасс протянулись к нему с борта "Юнкерса": стрелки и пассажиры, усыпив его бдительность, открыли огонь.

Мгновенно среагировав, Ворожейкин "провалил" машину, выполнил боевой разворот и длинной очередью сзади буквально растерзал противника. Позднее, в этом же вылете, он сбил ещё 2 Ju-52 и Ju-88 ( одна из этих побед была одержана в паре с ведомым ). Если считать по количеству моторов, уничтоженных в этом бою, то это был, по - видимому, самый "урожайный" вылет в истории советских ВВС: на 4 сбитых самолётах было 11 моторов.

19 Апреля 1944 года Ворожейкин вновь сбивает 2 пикировщика Ju-87. А вскоре, 1 Мая 1944 года, одерживает свою 45-ю победу - уничтожив истребитель Ме-109.

В Июле 1944 года Ворожейкину присваивают очередное воинское звание Майор и назначают командиром 32-го авиационного полка, в той же 256-й истребительной авиадивизии.

19 Августа 1944 года А. В. Ворожейкину было присвоено звание Дважды Героя Советского Союза. К этому моменту на его личном счету числилось 46 побед, а летал он уже на новом истребителе Як-9 с номером "44".

Як-9 Арсения Ворожейкина

Як-9Д аса № 1 на истребителях Яковлева - Арсения Васильевича Ворожейкина.
Сдвижная часть фонаря была снята по указанию самого пилота.

В Ноябре 1944 года Арсений Ворожейкин был назначен Старшим инструктором - лётчиком управления боевой подготовки фронтовой авиации. Вылетая на фронт для инспектирования частей, он продолжал подниматься в небо и участвовать в воздушных схватках с противником.

Свой последний бой провёл на новом самолёте Як-3 за несколько дней до конца войны над Берлином, когда атаковал 4-х моторный реактивный "Арадо" Ar-234. Немецкий самолёт, поражённый пушечной очередью, окутался дымом и скрылся в облаках. Его дальнейшая судьба неизвестна, поэтому эта победа не была официально записана на его личный счёт.

Всего за период боевой деятельности Арсений Ворожейкин совершил более 300 боевых вылетов, провёл 90 воздушных боёв, сбил 52 самолёта противника лично и 13 в группе с товарищами. Но заслуги Ворожейкина не ограничиваются лишь его многочисленными личными подвигами. Они состоят и в том, что он воспитал целую плеяду отважных и метких воздушных бойцов. Своих воспитанников он учил действовать инициативно, смело, подходить к врагу вплотную и бить его наверняка...

Сайт управляется системой uCoz



Поcледняя схватка Арсения Ворожейкина

Возврат

Н а з а д