Степанов Евгений Николаевич |
Евгений Степанов родился 22 Мая 1911 года в Москве, в семье служащего. Окончил школу ФЗУ. Занимался в фабричном радиоклубе. В 1932 году закончил обучение в Московском аэроклубе и в 1933 году поступил в Борисоглебскую школу военных пилотов. После её окончания, был назначен служить на бомбардировщик, но после многочисленных заявлений сумел добиться назначения на истребитель. Служил в составе 12-й истребительной авиационной эскадрильи, входившую в 111-ю истребительную авиационную бригаду Ленинградского Военного округа. 20 Августа 1937 года, вместе с другими советскими пилотами, Лейтенант Е. Н. Степанов добровольцем прибыл в Испанию. В качестве рядового бойца сражался в составе знаменитой 1-й эскадрильи "Чатос". Летом 1937 года сбил несколько самолётов, совершая боевые вылеты с аэродрома в Альказаресе. Спустя всего 2 месяца, в середине Октября, стал её командиром ( к тому времени эскадрилья базировалась на аэродромах в Сагунто и Сабаделл ). К концу года ( после отъеза в Россию Анатолия Серова ), возглавил вся 26-ю истребительную авиагруппу, которая базировалась в Байаралос во время Теруэльского наступления, а в 1938 году вела боевые действия в Валенсии. Сражаясь под Арагоном и Теруэльей лично сбил 10 самолётов противника: 4 CR-32, 2 Ме-109, 1 Ju-86, 1 Do-17 и 2 SM-81 ( по официальным данным имел 8 личных и 4 групповые победы ). Список известных побед Лейтенанта Евгения Степанова:
Самый большой успех имел 15 Октября 1937 года когда эскадрилья И-15 атаковала вражеский аэродром в Гараниллос, около Сарагоссы. Согласно последующим сообщениям разведки там было уничтожено 6 Fiat CR-32, 3 Ju-52 / 3m и 3 He-45, повреждено около 20 других итальянских и немецких самолётов. В ночь с 27 на 28 Ноября 1937 года, сбил бомбардировщик SM-81 около Барселоны. Во время этой атаки ему пришлось таранить вражескую машину левой стойкой шасси своей "Чайки". Согласно официальной версии, взлетевший на своём И-15 командир 1-й эскадрильи "Чатос" Старший лейтенант Е. Н. Степанов ( его напарником был в этом вылете Илья Финн ), увидел вражеский бомбардировщик, освещённый луной, и пошёл в атаку. В ходе боя сначала был убит стрелок верхней турели. Тем временем, "Савойя" развернулась в сторону Барселоны, огни которой были уже хорошо видны, после чего Степанов пошёл на таран. Стараясь по возможности сохранить пропеллер и двигатель, он нанёс удар колёсами, который пришёлся по хвостовому оперению "Савойи". Потерявший стабилизатор бомбардировщик тут же рухнул вниз всего в нескольких километрах от города. Хотя И-15 получил повреждения, Степанов проверив управление и работу мотора, решил продолжать патрулирование и вскоре обнаружил ещё одну "Савойю". Несколько раз обстреляв бомбардировщик, он заставил его экипаж повернуть в сторону открытого моря, над волнами которого и окончательно добил бомбовоз, который взорвался. Только после этого наш пилот вернулся на аэродром Сабаделл, где благополучно посадил свой повреждённый истребитель. Евгений Степанов атакует два SM-81 над Барселоной По отечественным документам Евгению Степанову была записана победа над протараненным бомбардировщиком, а Илье Финну - над вторым, который, загоревшись, упал в воду. Однако по зарубежным источникам второй бомбардировщик сумел вернуться на свой аэродром, хотя и получил повреждения. За этот бой Евгений Степанов был награждён орденом Красного Знамени и повышен в звании до Капитана. Последний вылет совершил 17 Января 1938 года, когда был сбит огнём зенитной артиллерии. Следующие 6 месяцев провёл в различных тюрьмах. Был приговорен к расстрелу, но Республиканское правительство сумело обменять его через Международный Красный Крест на немецкого пилота ( якобы, Капитана Мюллера, сбитого А. И. Гусевым ). Уехал из Испании в Июле 1938 года на судне, шедшем через Францию и Бельгию в Ленинград. В конце Мая 1939 года, вместе с другими Советскими асами воевавшими в Испании и Китае, прибыл в Монголию. Летал на И-16 и немного ( всего 5 вылетов ) на И-153. Инспектор по технике пилотирования 19-го истребительного авиационного полка ( 1-я Армейская группа ) Капитан Е. Н. Степанов в ходе боёв над Халкин - Голом участвовал в 5 воздушных боях. Его задача состояла в том, чтобы передавать боевой опыт пилотам, которые ещё не встречали противника в воздухе, организовывать схватки когда звучит тревога, и принимать участие в воздушных боях. Однажды, во главе группы из 12 самолётов Степанов вступил в схватку с 30 японскими истребителями и лично сбил 1 самолёт. За победы одержанные в небе Испании и Монголии, 25 Августа 1939 года, Евгению Николаевичу Степанову было присвоено Звание Героя Советского Союза. К тому времени, согласно архивным записям, он сбил 13 самолётов противника лично и, кроме того, в групповых боях, а также при штурмовках вражеских аэродромов, уничтожил ещё около 60 самолётов. Принял участие в 36 воздушных боях и имел 326 часов боевого налёта. После Монголии был назначен советником в части ВВС, которые участвовали в освобождении западной Белоруссии ( и оккупации восточной Польши ) в Сентябре 1939 года, и в "Зимней войне" с Финляндией 1939 - 1940 годов. В годы Великой Отечественной войны работал в Управлении ВВС Московского Военного Округа. С 1948 года работал в ЦК ДОСААФ - возглавлял спортивный отдел Центрального аэроклуба имени Чкалова, руководил советскими делегациями на международных соревнованиях по парашютному спорту в Праге и Париже, участвовал на конференциях Международной Авиационной Федерации ( FAI ) в Париже и Стамбуле. В течение нескольких лет был вице - президентом FAI. Затем, Полковник в отставке Е. Н. Степанов, работал в Центральном Доме Авиации и Космонавтики в Москве. Награждён орденом Ленина, Красного Знамени ( дважды ), Отечественной войны 1-й и 2-й степени, Красной Звезды, медалями и иностранными орденами. Умер 5 Сентября 1996 года. |
Н а з а д