HSU

Нога Митрофан Петрович

М.П.Нога

Родился 19 Августа 1914 года в селе Ключеводское, ныне Нововодолажского района Харьковская области, в семье крестьянина. В 1930 году окончил 7 классов неполной средней школы, работал слесарем на Харьковском авиационном заводе. С 1932 года в Красной Армии. В 1933 году окончил 9-ю военную школу лётчиков.

Участник боев на реке Халкин - Гол в 1939 году. Cбил лично 9 истребителей и 2 бомбардировщика в группе. 17 Ноября 1939 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с японскими захватчиками, ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

После Монгольских событий командовал 41-м истребительным авиаполком. Участник освободительного похода Советских войск в Западную Украину и Западную Белоруссию 1939 года. В Январе - Июне 1941 года учился на курсах при Военной академии командного и штурманского состава ВВС.

В годы Великой Отечественной войны сражался на Южном, Крымском, Северо - Кавказском, Западном, Брянском, 3-м Белорусском и 1-м Украинском фронтах. Командовал 182-м истребительным авиационным полком, а затем - 144-й, 322-й и 256-й истребительными авиационными дивизиями. В воздушных боях уничтожил 18 самолётов лично и 1 в группе с товарищами.

После войны продолжал служить в ВВС. В 1949 году окончил Военную академию Генерального штаба. С 1963 года Генерал - Лейтенант авиации М. П. Нога - в запасе. Награждён орденами Ленина, Красного Знамени ( четырежды ), Суворова 2-й степени, Кутузова 2-й степени, Отечественной войны 1-й степени ( дважды ), Красной Звезды ( дважды ), медалями, а также монгольскими орденами Сухэ - Батора и Боевого Красного Знамени. Жил в Киеве. Умер 22 Декабря 1986 года.

*   *   *

Более 30 лет отдал Митрофан Петрович Нога нелёгкому ратному труду, пройдя путь от курсанта лётной школы до Генерал - Лейтенанта авиации.

В 1930 году он окончил семилетку в селе Тарановка. 16-летним пареньком поступил на Харьковский авиационный завод, откуда по комсомольской путёвке в 1932 году был направлен в Роганскую лётную школу. С того времени и началась военная биография комсомольца Митрофана Ноги. После окончания авиашколы он служил в частях Киевского и Забайкальского военных округов пилотом, командиром звена и эскадрильи.

Свою боевую деятельность Митрофан Нога начал летом 1939 года в Монголии, участвуя в воздушных схватках с японскими захватчиками на реке Халкин - Гол. Уже в ходе боёв Старший лейтенант М. П. Нога был назначен командиром эскадрильи 70-го истребительного авиационного полка.

...18 Июня 1939 года. День выдался погожий. Девять раз поднимал он в воздух свою эскадрилью. Каждый вылет сопровождался напряжёнными боями. За 8 вылетов лётчики его эскадрильи сбили 9 вражеских самолётов И-97, не потеряв ни одного своего. Солнце уже клонилось к закату и все думали, что закончен трудный день. Но с КП поступил приказ снова, уже в 9 раз, подняться в воздух. Японские самолёты штурмовали колонны наших войск на фронтовых дорогах. Нужно было нанести ответный удар по врагу.

Японский истребитель И-97
Японский истребитель И-97, 1939 год.

Через несколько минут истребители были уже в районе боевых действий. Набрав высоту, Нога увидел 13 японских самолётов, штурмующих наши войска. Решение созрело мгновенно и он повёл эскадрилью в атаку. Враг был застигнут врасплох.

От первого удара наших истребителей 6 японских самолётов И-97, охваченные пламенем, камнем пошли к земле. Второй заход - и уничтожено ещё 4 вражеские машины. Два И-97 скрылись, а один упорно продолжал сопротивляться. Но под перекрёстным огнём командира эскадрильи и его ведомого - лётчика Зубарева и этот И-97 вспыхнул, как свеча, а лётчик повис на парашюте. Как выяснилось впоследствии, это был очень опытный пилот, Полковник, командир соединения истребителей, отмеченный многими наградами за победы в Китае и Монголии.

За период с 11 Мая по 16 Сентября 1939 года Старший лейтенант М. П. Нога совершил 109 боевых вылетов, многократно участвовал в штурмовках наземных целей. Только с 20 по 28 Августа со своим подразделением во время налёта на аэродром противника сжёг 16 самолётов, в том числе 2 бомбардировщика. Участвуя в 22 воздушных боях уничтожил 9 истребителей противника лично и 2 бомбардировщика в группе. За время боевых действий его эскадрилья сбила 82 японских самолёта. 17 Ноября 1939 года Указом Президиума Верховного Совета СССР Митрофан Петрович Нога был удостоен звания Героя Советского Союза.

...Началась Великая Отечественная война. С первых дней и до победоносного её завершения сражался с врагами отважный лётчик - истребитель. В трудном 1941 году он водил в бой эскадрильи 182-го авиационного полка. Сражался в небе Украины. По словам товарищей, М. П. Нога был человеком "...имевшим телосложение сельского кузнеца и в то же время обладавшим ловкостью циркового акробата".

26 Августа Митрофан Петрович получил задание сопровождать наш разведывательный самолёт и самому провести доразведку в глубоком тылу противника на 300 км. Выполнив задание, Нога и его напарник возвращались на свой аэродром. Внезапно их атаковали два немецких истребителя. Советские лётчики приняли бой. Один вражеский самолёт был сбит южнее Каховки, а второй скрылся. Только Нога взял курс на свой аэродром, как его атаковали сразу 8 "Мессеров". Он выполнил резкий маневр и ..."потерялся". Немцы долго кружили над лесом, а Нога, не дотянув 400 метров до своего аэродрома, благополучно спланировал и посадил на поляне с остановленным винтом - в баках кончилось топливо.

В Сентябре 1941 года, Михаил Нога одержал ещё одну победу, уничтожив истребитель Ме-109 из эскадры Мельдерса. "Мессеры" встретились им при возвращении с сопровождения. В ходе боя у его ведомого, Старшего лейтенанта Суприновича, кончилось горючее. Планируя, он повёл свою машину к земле, надеясь совершить вынужденную посадку. В этот момент появилась новая группа истребителей противника. Стараясь отвлечь их от ведомого, Капитан Нога решительно атаковал неприятеля и увлёк на предельно малую высоту - имея крайне ограниченный боезапас, он мог рассчитывать только на свои исключительно пилотажные способности. И расчёт его оправдался: увлекшийся преследователь не смог повторить резкого боевого разворота Ноги и врезался в дерево...

В 1942 году М. П. Нога стал командиром 322-й истребительной авиационной дивизии. Теперь комдив водил на задания большие группы самолётов. Весьма символичен тот факт, что в составе 322-й ИАД сражалась и эскадрилья "Монгольский арат", построенная на добровольные пожертвования монгольского народа, свободу которого он защищал на Халкин - Голе...

Свой последний воздушный бой он провёл 2 Мая 1945 года над Берлином. В тот день большая группа Як-3 сопровождала наших бомбардировщиков. Ведущим был Полковник М. П. Нога. Он шёл выше бомбёров на 1000 метров. Вдруг в густой дымке показался вражеский истребитель. Митрофан Петрович попытался зайти ему в хвост, но противник не давал возможности приближиться на дистанцию эффективного огня. И всё же наш лётчик "переиграл" врага. Зайдя в хвост неприятелю, он прошил его пушечно - пулемётными очередями. Немецкий истребитель "растаял" - взорвался в воздухе.

Всего же за время своей боевой деятельности ( включая Халкин - Гол ), этот безукоризненный воздушный боец и блестящий тактик совершил более 550 успешных боевых вылетов, в 120 воздушных боях сбил лично 27 и в группе с товарищами 3 самолёта противника. За это время он освоил истребители И-16, ЛаГГ-3, Ла-5, "Яки" различных модефикаций. Был дважды ранен.

В послевоенные годы Митрофан Петрович Нога продолжал служить в авиации ещё 18 лет. Командовал авиационным корпусом, был заместителем командующего ВВС округа, много сил отдавал обучению и воспитанию молодой смены авиаторов. В 1963 году Генерал - Лейтенант авиации М. П. Нога по состоянию здоровья расстался с небом - ушёл в запас. Жил в Киеве. Работал в авиационной промышленности, вёл активную общественную работу.

Сайт управляется системой uCoz

Возврат

Н а з а д