Сергей Грицевец прожил короткую, но необычайно яркую жизнь и
оставил в истории российской авиации заметный след. Сын бедного белорусского
крестьянина деревни Боровцы Новогрудского района, он родился 19 Июля 1909 года.
После окончания в 1925 году семилетней школы работал чернорабочим на станции Шумиха,
а затем слесарем на механическом заводе в Златоусте. С 1931 года в Красной Армии.
В 1932 году по комсомольской путёвке прибыл в Оренбургскую военную
школу пилотов, где считался одним из самых инициативных и способных курсантов.
Боевые листки тех лет призывали равняться в учёбе на Сергея. После окончания в
1934 году авиашколы, Грицевец стал лётчиком - истребителем и служил в Киевском,
Ленинградском и Забайкальском военных округах. В 1936 году Старший лейтенант
Грицевец приехал в Одессу, где окончил курс воздушного боя и высшего пилотажа.
Затем случил в авиационных частях.
В Июне 1938 года, в составе группы из 34 лётчиков, прибыл в
Испанию для оказания помощи республиканским ВВС. В боях с вражеской авиацией
в неравных условиях, когда зачастую соотношение между республиканскими и
франкистскими самолётами было один к пяти, он пришёл к убеждению, что единственно
правильной тактикой борьбы в таких условиях может быть только групповой "соколиный
удар" - внезапная атака врага всей эскадрильей сверху, сзади.
14 Августа 1938 года группа самолётов, которой он командовал,
впервые в воздушном бою применила этот новый тактический приём. Удар был настолько
неожиданным и ошеломляющим для врага, что неприятельская группа потеряла управление.
На землю упало несколько вражеских машин, объятых пламенем. Группа Грицевца в полном
составе возвратилась на аэродром.
Всего в небе Испании Сергей Грицевец уничтожил 30 самолётов
противника ( 6 лично и 24 в составе группы ). Весть об одном из его боевых вылетов
облетела весь мир...
Воздушный бой с немецкими He-51 и итальянскими Cr-32 завязался
близ реки Эбро над позициями корпуса Листера, на НП которого в тот день были
приглашены испанские и иностранные журналисты. Старший лейтенант Грицевец дрался
в небе с превосходящими силами противника. Да как ! На "ишачке" - так
прозвали маневренный И-16 - дерзко атаковал Сергей группы вражеских самолётов.
Об этой неравной схватке центральная газета испанских коммунистов "Мундо Обреро"
сообщала: "Сергио, храбрый пилот Республики, верный воинскому долгу, героически
сражаясь, за один боевой вылет сбил 7 ( семь ! ) фашистских самолётов ( из них
5 Фиатов CR-32 ), но и его машина была серьезно повреждена".
Об этом подвиге писали и многие иностранные газеты. Среди прочих
- английская "Дейли ньюс", корреспондент которой наблюдал воздушный бой и даже
сумел узнать подлинное имя камарадо Сергио. Газета вышла с броским заголовком:
"Русский лётчик Сергей Грицевец - человек изумительной храбрости".
Особенно отличился Сергей Грицевец в заключительных и самых
тяжёлых боях за Эбро, где немцы использовали опытные "Мессера" вооружённые
пушками и значительно превосходящие И-16 в скорости. Только за 20 дней Августа
1938 года советскими и испанскими лётчиками было сбито 72 вражеских самолёта.
18 Августа 1938 года - в день Авиации, Грицевец сбил 2 итальянских
"Фиата". Со своими лётчиками Грицевец порой забирался без кислородных приборов
на высоту до 7 км, чтобы оттуда обрушить удар на противника.
И-16 республиканских ВВС, 1938 год. |
Последний раз пилоты группы Сергея Грицевца участвовали в бою
15 Октября 1938 года, когда было поднято в воздух сразу около 100 республиканских
самолётов в составе 7 эскадрилий. Тогда над рекой Эбро в напряжённой воздушной
схватке, совместными усилиями советских и испанских лётчиков, было сбито 3 "Мессера"
и 5 "Фиатов". Наши потери составили 3 самолёта ( все лётчики спаслись на парашютах ).
Однако, ко времени окончания 113-дневной битвы за Эбро, из 34
лётчиков, прибывших вместе с Грицевцом в Июне 1938 года, осталось в строю лишь 7.
22 Февраля 1939 года Президиум Верховного Совета СССР принял Указ,
в котором говорилось о том, что за образцовое выполнение специальных заданий
правительства по укреплению оборонной мощи Советского Союза и проявленные при
этом личное мужество и отвагу, Старшему лейтенанту С. И. Грицевцу присваивается
звание Героя Советского Союза. Сам Михаил Иванович Калинин вручил Грицевцу грамоту
о присвоении этого высокого звания. Следует отметить и тот факт, что звания "Капитан"
Сергей Грицевец никогда не имел: из Старшего лейтенанта он стал сразу Майором...
В полную силу талант этого замечательного лётчика проявился и в
небе Халкин - Гола летом 1939 года. Там Сергей летал сначала на И-16, а затем
командовал отдельной группой новейших истребителей И-153. В воздушных боях лично
сбил 12 японских самолётов.
26 Июня 1939 года в районе озера Буир - Нур завязался воздушный
бой с японцами, продолжавшийся около двух часов и закончившийся полной победой
советских лётчиков. Враг потерял 25 самолётов, в то время как наши только два.
В этом бою был сбит самолёт командира 70-го истребительного
авиаполка Майора В. М. Забалуева и он опустился на парашюте на территории занятой
противником. Всё это видел Сергей Грицевец. Недолго думая, он посадил свою машину
неподалеку от приземлившегося товарища, помог ему забраться в кабину и взлетел
под огнем японской пехоты. За победы в воздушных боях и спасение командира,
Сергей Грицевец был награждён второй Золотой Звездой Героя Советского Союза
( Указ от 29 Августа 1939 года ).
Он был не только прекрасным воздушным бойцом, но и замечательным
наставником. Десятки молодых лётчиков учились у Грицевца искусству воздушного боя.
Он проводил с ними разборы полётов, занятия по тактике, учил сочетать маневр и
огонь: "Только секунда отводится лётчику на прицельную очередь, - говорил он -
Только одна секунда !"
Он и в самом деле умел первым дать очередь, на какую то долю
секунды опережая врага. Атаковал всегда неожиданно, никогда не допуская шаблона
в тактике. К началу Великой Отечественной войны именно Грицевец был самым результативным
советским лётчиком - истребителем имея 42 воздушные победы !
Сергей Иваноч Грицевец погиб в авиационной катастрофе 16 Сентября
1939 года, вылетев к новому месту назначения, когда в его самолёт врезался приземляющийся
истребитель. За время службы был награждён орденами Ленина ( дважды ) и Красного
Знамени ( дважды ). На месте его гибели, в деревне Болбасово Оршанского района
Витебской области, установлен памятник. Бронзовый бюст Героя установлен в городе
Барановичи, а мемориальная доска - в Минске.