Черемухин Федор Николаевич

Советский летчик - истребитель. Участник боев с японскими захватчиками на реке Халкин - Гол в 1939 году, замкомэск 22-го истребительного авиаполка.

К началу Сентября 1939 года кульминационный момент боев в Монголии был уже позади. Советские войска, окружив и уничтожив часть японской группировки, вынудили противника отойти за линию границы. Тем не менее, в небе Монголии почти ежедневно продолжались яростные воздушные схватки.

В один из первых дней осени Старший лейтенант Федор Черемухин вылетел на боевое патрулирование. Вскоре он заметил, что из - за реки показалась группа японских самолетов. Черемухин, дав знак ведомым, развернул свой И-16 навстречу противнику. Для него это был уже далеко не первый бой, и он хорошо изучил облик основного японского истребителя Ки-27 - свободнонесущего моноплана с закрытой кабиной и "лобастым" двигателем воздушного охлаждения. Но в этот раз советским летчикам встретились совсем другие машины. Изящные остроносые бипланы живо напомнили замкомэску старый поликарповский И-3, на котором он когда - то начинал свою карьеру боевого летчика.

Завязавшаяся "воздушная карусель" сразу показала, что японские истребители превосходят "Ишаков" на виражах, заметно уступая им в скорости и скороподъемности. Наши летчики быстро разобрались, что бипланы лучше бить с дальней дистанции, и, не ввязываясь в ближний бой, уходить для повторной атаки на вертикаль.

Истребитель Ki-10-IIДвигатель - 800 л.с. Размах крыла - 10,06 м. Длина - 7,55 м. Площадь - 24,4 кв.м.  Вес пустого  -  1360 кг. Вес полетный  - 1883 кг. Потолок прак. - 9200 м. Дальность - 1100 км. Скорость - 377 км/час. Вооружение - 2 х 7,7 мм пулемета.

Вскоре Черемухину удалось зайти в хвост одному из японцев и дать прицельную очередь. Из фюзеляжа вражеского самолета вырвалась струя белого пара. "Пробит радиатор", - отметил он про себя и резко сбросил газ, чтобы не проскочить мимо противника. Наудачу японский пилот либо растерялся, либо был ранен, но он даже не пытался сманеврировать, чтобы уйти из - под огня, а продолжал со снижением "тянуть" по прямой, оставляя за собой длинный паровой шлейф.

Еще раз тщательно прицелившись, Черемухин выпустил длинную очередь по мотору подбитой машины. Вместо пара из "японца" повалил густой черный дым, и он, все увеличивая урол пикирования, почти отвесно врезался в землю. Так, по воспоминаниям самого Ф.Н.Черемухина, выглядела первая встреча советских пилотов на Халкин - Голе с уже совсем не новым японским истребителем "Кавасаки" Ки-10 ( был принят на вооружение в Декабре 1935 года и широко использовался во время войны с Китаем в начале 1938 года ).

В Мае 1939 года, к моменту начала "Номонганского инцидента", как в Японии называют бои на Халкин - Голе, в Манчжурии оставался лишь один полк ( 33-й "сентай" ), вооруженный бипланами Ки-10. Первоначально японское командование не планировало использовать против советских ВВС эти уже явно устаревшие машины. Но к концу Августа полки первой линии, оснащенные Ки-27, понесли такие потери, что пришлось бросать в бой любые резервы.

26 Августа 33-й "сентай" прибыл на фронт, и в начале Сентября его пилоты совершили несколько боевых вылетов. При этом обычно хвастливая японская пропаганда не отметила ни малейших успехов. Наши же летчики заявили об уничтожении по меньшей мере 3-х истребителей - бипланов ( никаких других двухкрылых истребителей у японцев на Халкин - Голе не было ). Японцы признали потерю одного и боевые повреждения еще 4-х машин этого типа.

Сайт управляется системой uCoz

Возврат

Н а з а д