Риссо Жозеф  ( Risso Joseph )

Жозеф Риссо

Родился 23 Января 1920 года в небольшой деревне Кадолив ( Буш - дю - Рон ), в семье выходца из Италии. В конце 1938 года вступил в ВВС и 13 Апреля 1939 года получил квалификацию лётчика. До 1940 года работал инструктором в Истре. 21 Мая 1940 года направлен в Северную Африку. После заключения перемирия, правительство Виши приказало поставить все самолёты на "прафилактику". О том, чтобы улететь из лагеря предателей французского народа на своей боевой машине, не могло быть и речи, так сильно их охраняли. Тогда Риссо обратил внимание на маленький Кодрон "Самун", который по утрам доставлял донесения в штаб, расположенный в Оране. Однажды, с другом Никлоссом, Риссо оседлал "Самун" и ускользнул с аэродрома в надежде добраться до Гибралтара, чтобы воевать в рядах "Свободной Франции".

Правда, добраться туда им не удалось - по ошибке беглецы приземлились в Испании, где были взяты под стражу. Через некоторое время они были освобождены и 16 Августа добрались до Гибралтара, откуда отплыли в Англии. Там Риссо прошёл курс обучения в лётных училищах в Одихэме и Тернхилле, а затем и в Дебдене. Лишь после этого, имея звание старшего сержанта, в Августе 1941 года он получил направление в 253-ю эскадрилью Королевских ВВС, базировавшуюся на севере Шотландии и летающую на истребителях "Харрикейн". "Я не мог подчиниться наглому завоевателю, поэтому последовал призыву Генерала де Голля...", - так Риссо объяснил свое желание продолжить борьбу.

Потом судьба забросила Риссо в Раяк. В Июле 1942 года он выразил желание сражаться на Восточном фронте и оказался в составе первой группы французских лётчиков - добровольцев, с которой началось формировании группы GC 3 "Нормандия" в России.

Быстро освоив Як-1Б, в Апреле 1943 года Риссо начал участвовать в боевых действиях. Во второй половине года был произведён в Младшие лейтенанты, одержал 9 официальных побед  ( 6 из них - в группе ) и 3 неподтверждённые.

Як-1Б

Истребитель Як-1Б из состава эскадрильи "Нормандия", лето 1943 года.

По натуре Риссо был горяч и энергичен. Однажды он, с кем - то поспорив, вырубил винтом самолёта, идя на бреющем, дорожку в высокой траве у края аэродрома. Потом это же проделал и Робер Марки, но пример абсолютного, хотя в принципе безрассудного бесстрашия показал именно Риссо - мастер воздушной акробатики и эквилибристики, непревзойдённый весельчак.

Риссо первым в "Нормандии" начистил свой "Як" до зеркального блеска. Затем, ту же операцию повторили и другие лётчики эскадрильи. Благодаря принятым мерам по шлифовке плоскостей крыльев и фюзеляжа войлоком, скорость машины увеличилась на 15 км / час выше той, которая была записана в формулярах заводских испытаний. А это для боя - великое дело.

Первую официальную личную победу одержал 14 Сентября 1943 года, в районе селения Боровское, сбив истребитель FW-190. Через неделю, 22 Сентября, недалеко от Смоленска, уничтожил сразу два пикировщика Ju-87. В Феврале 1944 года, за успехи достигнутые в сражениях на Советско - Германском фронте, Лейтенант Риссо был награждён орденом Красного Знамени.

Жозеф Риссо

После перевооружения группы на самолёты Як-9, Риссо в 1944 году вновь участвовал в боях на фронте, одержал ещё 2 официальные победы и 1 неподтверждённую.

В Октябре 1944 года Риссо записал на свой счёт сразу несколько побед, последнюю из которых одержал 24 Октября, уничтожив истребитель FW-190

В Декабре 1944 года Риссо был награждён Крестом освобождения и, в составе группы лётчиков полка, уехал в отпуск во Францию. В "Нормандию" он уже не вернулся - вскоре его назначили на новую должность в сводной авиадивизии "Франция", создаваемой в Туле. Там он и встретил конец войны. За период своей боевой деятельности Жозеф Риссо одержал 11 официальных побед  ( 5 из них - в составе группы ) и 4 неподтверждённые.

Список известных побед Капитана Жозефа Риссо:

ДатаТип сбитого самолётаМесто победыНа чём летал
16 Июля 1943 г.FW-189 ( в группе )КрасниковоЯк-1Б
19 Июля 1943 г.Ju-88 ( в группе )Знаменская- " -
30 Августа 1943 г.Ju-87 н / пЕльня- " -
31 Августа 1943 г.Ju-87 ( в группе )- " -- " -
31 Августа 1943 г.FW-190 ( в группе )- " -- " -
14 Сентября 1943 г.FW-190Боровское- " -
19 Сентября 1943 г.Ju-87Ельня ( Зап. )- " -
22 Сентября 1943 г.2 Ju-87Смоленск ( Ю - В )- " -
22 Сентября 1943 г.FW-190 н / п- " -- " -
26 Сентября 1943 г.FW-190 н / п- " -- " -
13 Октября 1943 г.FW-190 ( в группе )Горки- " -
15 Октября 1943 г.Ju-88 ( повреждён )Горки ( Сев. )- " -
18 Октября 1944 г.Hs-129ПиллупоненЯк-9
23 Октября 1944 г.FW-190 н / пИнстербург- " -
24 Октября 1944 г.FW-190Голдап ( Ю - В )- " -

По окончании войны - продолжил службу в ВВС. В Апреле 1947 года стал командиром GC II / 6 "Нормандия - Неман", которая базировалась в Рабате ( Марокко ). Позже был начальником штаба 5-го авиаполка в Алжире, а в конце 1949 года - командиром 1-й группы истребительного училища в Мекнесе. В 1954 году был назначен заместителем командира 11-й Воздушной эскадры, базировавшейся в Люксейне, а в 1956 году - командиром 13-й истребительной эскадры в Ларе ( Западная Германия ). Впоследствии служил в Колледже обороны НАТО, занимал штабные должности и в Апреле 1971 года вышел в отставку в звании Бригадного Генерала. Был директором Национального Митинг - центра. В 1977 году посетил Советский Союз вместе с лётчиками полка "Нормандия - Неман".

Сайт управляется системой uCoz

Возврат

Н а з а д