Шалль Морис  ( Challe Maurice )

Морис Шалль

Родился 18 Июня 1911 года в Реймсе ( на Марне ). В авиации с 1933 года, служил на 104-й воздушной базе в Ле - Бурже. В Июле 1936 года получил квалификацию лётчика и в Декабре 1937 года получил назначение в авиационное училище в Салоне. Активного участия в боевых действиях 1940 года не принимал. С 26 Июня по 30 Сентября 1940 года служил в составе GC II / 4. В Декабре 1942 года был демобилизован.

В Августе 1943 года - снова на службе, адьютант одного из подразделений на Малаге. Вместе со своим братом Рене через Испанию добрался до Северной Африки, однако там они оба были арестованы и находились в плену до Ноября того же года. 1 Декабря приехали в Касабланку ( Марокко ) и решили добровольцами воевать на Восточном фронте.

В семье Шалей было 4 брата, и все - лётчики. Двое из них - Морис и Рене, с Марта 1944 года воевали в составе полка "Нормандия - Неман". После переучивания на истребитель Як-9, они приступили к выполнению боевых заданий.

Боевая карьера Мориса, имевшего звание аспиранта, началась крайне неудачно. 8 Июня 1944 года в одном из первых боевых вылетов он, по ошибке, атаковал самолёт соседнего полка Василия Архипова, приняв его за вражеский. Архипов видел, что его атакует "Нормандец" и передал об этом по радио своему ведомому. Затем пытался покачиванием крыльев дать понять, что он - свой. Но Морис вошёл в азард и тут же сделал второй заход...

Так по нелепому стечению абстоятельств погиб один из лучших лётчиков 18-го Гвардейского ИАП Василий Архипов, имевший на личном счету около 10 воздушных побед. Это был тяжёлый день для всей дивизии и особенно для лётчиков двух братских полков - 18-го Гвардейского и "Нормандии".

Пьер Пуйяд, командовавший тогда французами, никаких оправданий не искал. Доложив о происшествии командиру 303-й истребительной авиадивизии Г. Н. Захарову, он негромко, но твердо сказал: "Мой генерал, скажите, как бы вы поступили в такой ситуации с советским лётчиком ?". Захаров ответил, что за подобные ошибки, в наших ВВС, пилот отправляется в штрафной батальон. Но он не мог не принять во внимание, что ошибка совершена молодым лётчиком, ещё не имевшим боевого опыта. Однако слишком тяжела была потеря, Захаров сразу не мог объявить командиру "Нормандии" свое окончательное решение. "Только, - попросил Пьер Пуйяд, - не отправляйте его во Францию с этим позором..."

После некоторых размышлений было решено оставить французского лётчика в полку - дать ему возможность искупить свою вину. Морис Шалль доказал, что он - один из лучших пилотов "Нормандии". Первый вражеский самолёт сбил 26 Июня, к концу года имел уже 5 официальных побед  ( 1 из них - в группе ) и одну неподтверждённую. Получив звание Младшего лейтенанта и пересев на новый истребитель Як-3, в начале 1945 года одержал ещё 5 побед  ( 4 из них - в группе ).

Список известных побед Младшего лейтенанта Мориса Шаля:

ДатаТип сбитого самолётаМесто победыНа чём летал
26 Июня 1944 г.FW-190Докудово ( С - В )Як-9
30 Июня 1944 г.Ju-87 н / пСейни ( Сев. )- " -
16 Октября 1944 г.Me-109Вилькавишки- " -
17 Октября 1944 г.Me-109Гумбиннен ( Вост. )- " -
20 Октября 1944 г.FW-190 ( в группе )Гумбиннен ( Ю - В )- " -
22 Октября 1944 г.FW-190Блюменталь- " -
14 Января 1945 г.Ме-109 ( в группе )Гумбиннен ( Ю - З )Як-3
14 Января 1945 г.Ме-109 ( в группе повреждён )Гумбиннен ( Ю - В )- " -
19 Января 1945 г.Hs-129 ( в группе )Инстербург ( Зап. )- " -
19 Января 1945 г.Hs-129 ( в группе )Гумбиннен ( Зап. )- " -
8 Марта 1945 г.FW-190 ( в группе )Пилау ( Ю - З )- " -
25 Марта 1945 г.FW-190- " -- " -

Он сбил в ожесточённых воздушных схватках 10 вражеских самолётов. Ошибку свою искупил, но моральной вины с себя не снял. Его первая и последняя оплошность, стоившая жизни советскому лётчику, очевидно, в конце концов, стоила жизни и самому Морису Шалю.

До самого последнего дня он выискивал наиболее горячие точки и как одержимый лез в самую гущу схватки. Он действительно был хорошим лётчиком - среднего пилота при той постоянной одержимости, с какой он лез в пекло, сбили бы во втором - третьем бою. Но сбивал он. Его наградили орденом Отечественной войны 2-й степени, потом - 1-й степени.

В боях над Восточной Пруссией Морис Шалль делал по 4 - 5 боевых вылетов в день. Он жил как все другие пилоты и вместе с тем, внутренне, какой - то обособленной жизнью. Лётчик уже давно заслужил уважение товарищей своей храбростью, хладнокровной решимостью. За достигнутые боевые успехи был награждён орденом Красного Знамени - одной из самых почитаемых и ценимых фронтовиками наград. И после каждого награждения Морис Шалль начинал воевать ещё яростней.

Он погиб 27 Марта 1945 года, незадолго до конца войны, когда французы уже редко несли потери. Никто не знает, что с ним случилось, - Морис не вернулся с боевого задания и числится пропавшим без вести. Его брат, Рене Шалль, сбивший 7 вражеских самолётов, зимой 1945 года был тяжело ранен и после излечения вернулся в освобождённую Францию. Судьба же Мориса Шаля остается неизвестной до сих пор...

Сайт управляется системой uCoz

Возврат

Н а з а д