Зайцев Александр Петрович

А.П.Зайцев

Советский лётчик - истребитель. Окончил среднюю школу, работал на заводе. Осенью 1933 года молодой рабочий Саша Зайцев стал курсантом Харьковского авиационного училища, а спустя три года, уже лётчиком - истребителем с двумя "кубарями" в петлицах, отправился в одну из авиационных частей для дальнейшего продолжения службы.

В 1937 году для Лейтенанта А. П. Зайцева кончилась мирная жизнь. В составе отряда лётчиков - добровольцев он убыл на помощь китайскому народу, отражающему агрессию со стороны Японии. За храбрость в боях и сбитые японские самолёты Александр был представлен к первому ордену - Красного Знамени и внеочередному воинскому званию - Капитан.

После возвращения домой его направили в авиационный полк, принимавший участие в боевых действиях против белофинов. Здесь он совершил 51 боевой вылет, одержал несколько побед, за что был награждён орденом Красной Звезды.

Великую Отечественную войну Капитан Зайцев встретил опытным воздушным бойцом в должности командира эскадрильи 145-го истребительного авиаполка. Для летчиков Заполярья война началась фактически 17 Июня 1941 года, когда нарушение воздушного пространства СССР германскими ВВС стало постоянным. 25 Июня Александр Зайцев открыл счёт своих побед в этой войне. Пятёрка И-16 под его командованием ушла на штурмовку самолётов, находящихся на вражеском аэродроме Луостари. Успешно выполнив задание, наши истребители повернули обратно, но в районе Маяка Мишукова их атаковали два Ме-109. Зная, что И-16 уступают их машинам в лётно - тактических данных, немецкие лётчики повели себя довольно нагло и тут же были наказаны: короткая точная очередь ведущего нашей группы прервала полёт одного из "Мессеров". Второй, уклонившись от схватки, поспешил воспользоваться преимуществом в скорости.

20 Июля, по личному распоряжению командующего ВВС Северного флота, в полк прибыла первая партия новых истребителей ЛаГГ-3. Тяжёлые в управлении, без радиостанций на борту, они отличались от И-16 лучшим вооружением и более высокой скоростью. В боевой обстановке наши лётчики быстро освоили новую машину и, почувствовав силу, рвались в бой...

ЛаГГ-3 А.П.Зайцева

ЛаГГ-3 из состава 145-го ИАП Капитана А. П. Зайцева, лето 1941 года.

В составе немецких ВВС, воевавших в Заполярье, служил один из самых титулованных Асов Германии - командир 1-го отряда 77 истребительной эскадры Капитан Отто Шашке. На его счету было 104 победы в воздушных боях и 3 потопленных корабля. Большинство побед он одержал в небе Западной Европы. Награждённый высшими знаками отличия, в том числе и Рыцарским Крестом с Дубовыми листьями, он летал на именном самолёте, подаренном ему Герингом. Это был мощно вооружённый двухмоторный истребитель Ме-110. Шашке сбивал самолёты в Испании, Польше, Франции, но особенно отличился в воздушных боях против Англии. Летчик носил титул - "непобедимого".

Bf.110 Отто Шашке, 1941 год.

Истребитель Bf.110Е-2 Капитана О. Шашке ( Schaschke ), лето 1941 года.

Немало бед натворил он и в Советском Заполярье. 24 Июня потопил сторожевик, за короткий срок записал на свой счет 18 наших самолётов ( включая уничтоженные на аэродромах ). Главная причина его успеха заключалась в том, что все его атаки постоянно обеспечивали 12 сопровождавших "Мессеров". Но на 44-й день войны звезда "непревзойдённого" Шашке закатилась навеки, а разрисованный знаками побед киль его самолёта был установлен в Мурманске на центральной площади для всеобщего обозрения.

Киль Bf.110 Отто Шашке Истребитель Bf.110
      Киль самолёта Отто Шашке ( справа ) с отметками побед.

4 Августа 1941 года выдался погожий день: ярко светило солнце, на небе - ни облачка. Вдруг над нашим аэродромом появились 13 вражеских самолётов во главе с Шашке: его размалёванный самолёт трудно было спутать с любым другим. Первым взлетело дежурное звено в составе Зайцева, Пискарева и Старкова. Закружилась смертоносная карусель.

Старков пошёл в атаку на истребитель ведущего и тут же наткнулся на встречную разящую очередь. Его кабину охватило пламя и он вышел из боя. Но дело своё сделал: заставил огнём вильнуть Шашке в сторону. Этого Зайцеву с его мгновенной реакцией оказалось достаточно, чтобы на крутом вираже зайти в хвост "Стодесятке" лидера. Одновременно Пискарев, правильно оценив ситуацию, атаковал ведомого Шашке. Немцев было значительно больше, и они бросились бы на выручку своего шефа, но их связало боем второе звено, взлетевшее вслед за первым.

Всего 4 минуты длилась схватка Зайцева с Шашке. Немецкий Ас, попав в трудное положение, стремился уйти из - под атакующего удара нашего лётчика и занять выгодную позицию. Но всё было напрасно. Зайцев "вцепился" в хвост Ме-110 мёртвой хваткой, и головокружительные эволюции не помогли противнику. Вначале Александр заставил замолчать воздушного стрелка, а затем, приблизившись, в упор точно поразил и пилота. Самолет Шашке упал неподалеку от нашего аэродрома. Ещё по одному Ме-109 сбили наши лётчики в этой схватке, длившийся более 40 минут. Но и у нас потери оказались немалыми - погибли Николай Пискарев, Лев Звягин и Николай Шелухин.

Р-39 А.П.Зайцева

Американский истребитель Bell Airacobra Mk I из состава 19-го ГвИАП,
на котором совершал боевые вылеты Майор А. П. Зайцев весной 1942 года.
Лётчик погиб на этой машине в авиационной катастрофе 30 Мая 1942 года.

...Командир эскадрильи 145-го истребительного авиационного полка Майор А. П. Зайцев погиб 30 Мая 1942 года во время учебно - тренировочного полёта на истребителе Р-39 "Аэрокобра". К тому времени он совершил более 200 боевых вылетов, одержал 14 воздушных побед лично, ещё 21 вражеский самолет сбил в группе с товарищами. Всего же, по некоторым источникам, с учётом боёв в Китае и Советско - Финляндской войне, уничтожил 41 вражеский самолёт.

Сайт управляется системой uCoz

Возврат

Н а з а д