HSU

Захаров Георгий Нефедович

Г.Н.Захаров

Георгий Захаров родился 24 Апреля 1908 года в деревне Старое Семенкино, ныне Клявлинского района Самарской области, в семье крестьянина. Окончив сельскохозяйственный техникум работал в совхозе. С 1930 года в Красной Армии. Окончил 7-ю Сталинградскую школу пилотов и курсы при Военной академии Генерального штаба. Службу начал в 109-й истребительной эскадрильи Киевской Воздушной Бригады.

В 1936 году, уже Старшим лейтенантом, командиром звена, добровольцем отбыл для оказания помощи Республиканской Испании. Первый вылет совершил 4 Ноября 1936 года над Maдридом, на биплане И-15. 9 Ноября 1936 года сбил первый самолёт противника, который идентифицировал, как лёгкий бомбардировщик Arado-68 ( это был итальянский разведчик "Ромео" ). В Феврале 1937 года сбил истребитель Фиат CR-32.

В одном из вылетов, над Мадридом, он был атакован группой из 12-ти истребителей. Проведя бой в одиночку, Захаров сбил 3 машины и вернулся на свой аэродром. Сам он вспоминал о том поединке так: "Они кинулись на мой самолёт скопом, мешая друг другу... Я крутился внутри клубка, пытаясь оттянуть их к Мадриду... я знал: ни секунды по прямой !... Трижды "Хейнкели" попадали в мой прицел, и трижды я жал на гашетки..." После посадки в его самолёте насчитали 140 пробоин. Георгий Захаров вернулся из Испании в 1938 году имея 6 личных и 4 групповые победы.

Затем Георгий отправился для оказания помощи в Китай,   где одержал 2 победы ( возможно ещё 1 в группе ), летая на биплане И-152. По возвращении в Советский Союз ему присвоили звание Полковник, а в 1941 году - Генерал - Майор авиации. Начало Великой Отечественной войны Г. Н. Захаров встретил командиром 43-й истребительной авиационной дивизии, базирующейся в Минске. Несмотря на высокую должность он продолжал летать на боевые задания и в первый же день войны уничтожил два Ju-88, в 2-х вылетах, летая на истребителе И-16. Вот как он сам описывает это:

Г.Н.Захаров, 1943 г.

"Низко над Минском ходили большие двухмоторные машины. Я видел их, подлетая, но мне и в голову не могло прийти, что это ходят Ju-88. Они ходили на малых высотах и прицельно швыряли бомбы на отдельные здания. Вражеских истребителей в небе не было. Подвергая город в течение дня непрерывной бомбардировке, превратив аэродром в жаровню, "Юнкерсы" под вечер чувствовали себя в полной безопасности.

Я находился выше, прямо над центром города, когда увидел Ju-88 над крышей здания штаба округа. Спикировал, пристроился ему в хвост и стрелял в упор длинными очередями. Ju-88 не загорелся, но внезапно накренился и упал в районе Оперного театра. Над окраиной я атаковал другого и поджёг его. Он уходил дымя, но я думаю, что не вытянул - как и у первого, у него слишком мал был запас высоты"...

Так Захаров продолжил свой боевой счёт, открытый ещё в Испании. В начале Октября, на том же И-16, он уничтожил корректировщик Hs-126. В Ноябре 1941 года Захарова назначили командиром Учебной истребительной авиашколы в Улан - Уде, но в Декабре 1942 года, он возвратился на фронт и принял под командование 303-ю истребительную авиадивизию. Позднее, в состав этой дивизии вошло и подразделение французских лётчиков - добровольцев "Нормандия - Неман". Он принял участие в борьбе под Курском, а затем дивизию перебросили на 3-й Украинский Фронт.

Истребитель Як-3 Г.Н.Захарова

Истребитель Як-3 командира 303-й ИАД Г. Н. Захарова, осень 1944 года.

Ярким примером, характерезующим личность Захарова, может служить такой случай. Это было под Тулой, после прибытия в Эскадрилью "Нормандия" новых лётчиков. Для знакомства, один из них выполнил полёт большой сложности. Замедленные бочки, перевёрнутый полет. И все это было мастерски исполнено у самой земли. Наши лётчики как заворожённые стояли на краю лётного поля. И Захаров не выдержал. Он вскочил в самолёт и стрелой взмыл в небо. Набрав скорость, он буквально прижался к земле в перевёрнутом полете. Филигранно выточил комдив фигуры высшего пилотажа, приземлил самолёт и вылез из кабины под восторженные крики одобрения французских лётчиков. Это была уже советская школа высшего пилотажа ( необходимо учесть, что Г. Н. Захарову тогда было уже более 35 лет ).

Як-3 Захарова
Як-3 Г. Н. Захарова, 1945 год.

Летом 1944 года он уничтожил истребитель Ме-109, а в 1945 году лётчики его дивизии сражались уже в Восточной Пруссии.

К Маю 1945 года командир 303-й истребительной авиационной дивизии ( 1-я Воздушная ёрмия, 3-й Белорусский фронт ) Генерал - Майор Авиации Г. Н. Захаров совершил 153 боевых вылета, провёл 48 воздушных боев, в которых одержал 10 побед.

Г.Н.Захаров в кабине своего Як-3

19 Апреля 1945 года ему было присвоено звание Героя Советского Союза. Общим итогом боевой деятельности Г. Н. Захарова стали 18 личных и 4 групповые победы, одержанные им в трёх войнах.

После окончания войны Георгий Нефедович продолжал службу в ВВС. В 1950 году окончил Военную академию Генерального Штаба. Затем занимал ряд ответственных командных должностей. За период службы награждён орденами Ленина ( дважды ), Красного Знамени ( четырежды ), Кутузова 2-й степени, Отечественной Войны 1-й степени, Aлександра Невского, Красной Звезды ( дважды ), французским орденом Почётного Легиона, многими медалями. Ушёл в отставку в 1960 году и жил в Москве. Написал книги: "Рассказы о истребителях" и "Я - истребитель". Умер 6 Января 1996 года.

Сайт управляется системой uCoz

Возврат

Н а з а д