HSU HSU

Кравченко Григорий Пантелеевич

Г.П.Кравченко

Родился 12 Октября 1912 года в селе Голубовка Новомосковского района Днепропетровской области, в семье крестьянина. Окончил среднюю школу. В Красной Армии с 1931 года. По путёвке комсомола поступил в 1932 году в Качинскую военную школу пилотов, по окончании которой был оставлен в ней инструктором, затем командиром звена. За успехи по службе был награждён в 1936 году орденом "Знак Почёта". Проявил себя и в испытательской работе, за что был награждён орденом Красного Знамени.

Активный участник национальной войны в Китае с японскими захватчиками, с Марта 1938 года.

Участник боёв с японцами на реке Халкин - Гол летом 1939 года, где командовал 22-м истребительным авиационным полком.

Участник Советско - Финляндской войны 1939 - 1940 годов, командовал особой авиационной группой.

В период Великой Отечественной войны на фронте, командовал 11-й смешанной авиационной дивизией, ВВС 3-й Армии, Ударной авиагруппой Ставки Верховного Главнокомандования, 215-й истребительной авиационной дивизией.

23 Февраля 1943 года погиб в воздушном бою. Похоронен в Москве у Кремлёвской стены. Награждён орденами Ленина ( дважды ), Красного Знамени ( дважды ), Отечественной войны 2-й степени, "Знак Почёта", иностранными орденами. Навечно зачислен в списки воинской части. Его именем названа улица в Москве.

*   *   *

Свою боевую деятельность Григорий Кравченко начал в Марте 1938 года, участвуя в национальной войне китайского народа с японскими захватчиками. В первом же бою, 29 Апреля, он сбил 2 бомбардировщика, но был подбит и сам, с трудом посадил машину на вынужденную и более суток добирался до своего аэродрома в Наньчан. Через несколько дней, прикрывая выбросившегося с парашютом Антона Губенко, так прижал японский истребитель, что тот врезался в землю.

И-16 Китайских ВВС
И-16 Китайских ВВС, 1936 г.

После перелёта группы в Кантон, Кравченко участвовал в налёте на аэродром противника. 31 Мая 1938 года уничтожил 2 самолёта при отражении налёта на Ханьхоу. Спустя несколько дней уничтожил в одном бою сразу 3 истребителя противника, но был сбит и сам. Летом 1938 года над Ханьхоу Кравченко одержал последнюю победу - сбил бомбардировщик. Всего же, в Китае он сбил около 10 вражеских самолётов. 22 Февраля 1939 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, Григорию Кравченко было присвоено звание Героя Советского Союза.

В период боёв с японцами на реке Халкин - Гол летом 1939 года, Кравченко командовал 22-м истребительным авиаполком. В первом же бою сбил вражеский истребитель. Участвовал в 2-х штурмовых ударах по аэродромам противника, в которых под его командованием, на земле и в воздухе, было уничтожено 32 самолёта противника. В одном из боёв сбил 2 истребителя, но был вынужден посадить повреждённую машину в голой степи и 3 суток пробирался к своим. Через 3 дня снова приступил к боевым вылетам.

Проявив исключительную храбрость и упорство, в воздушных боях сбил около 10 японских самолётов, в том числе известного аса - Майора Маримото. Григорий Кравченко иногда не прочь был подчеркнуть в разговоре присущую ему храбрость и презрение к опасности. Но это получалось у него как - то между прочим, без принижения достоинства товарищей. Лётчики, хорошо знавшие Кравченко, обычно прощали ему некоторую нескромность характера за его действительно беззаветную храбрость, проявленную им в боях с японцами.

29 Августа 1939 года Григорий Кравченко стал одним из первых в стране дважды Героем Советского Союза, а 7 Ноября именно он открывал воздушный парад над Красной Площадью. После Монголии Кравченко был назначен Начальником отдела истребительной авиации управления боевой подготовкой ВВС.

В период Советско - Финляндской войны 1939 - 1940 годов, Григорий Пантелеевич командовал особой авиагруппой, которая базировалась в Хаапсалу ( Эстония ). Если погода была сложной, а задание особо ответственным, во главе групп непременно шёл сам командир. В один из дней его лётчиками был совершён дерзкий налёт на железнодорожную станцию Хельсинки - столицы Финляндии. Этот налёт наделал много шуму ( бомбардировка Хельсинки была официально запрещена ), напуганное финское правительство срочно покинуло столицу и бежало на берег Ботнического залива, в город Васа. За участие в "Зимней войне" Григорий Пантелеевич был награждён орденом Красного Знамени.

19 Июля 1940 года Г. П. Кравченко был назначен Командующим авиацией Прибалтийского Военного Округа. Однако, уже осенью, он поступил на Курсы усовершенствования высшего начсостава Красной Армии при Академии Генерального штаба.

С началом Великой Отечественной войны на фронте, командовал 11-й смешанной авиационной дивизией. Вспоминая о тех днях Герой Советского Союза лётчик 4-го штурмового авиаполка, входившего в состав этой дивизии, Василий Борисович Емельяненко, пишет:

"Комдив вёл себя запросто с рядовыми лётчиками, несмотря на то, что от них его теперь отдаляли и высокое воинское звание, и заслуженная слава. Кравченко, бывало, пересаживался из автомобиля в свой ярко - красный истребитель, чтобы сцепиться с фашистами. "Мессершмитты" яростно набрасывались на приметный самолёт, уступавший им и в скорости и в огневой мощи. Несмотря на подавляющее численное превосходство, фашистским лётчикам никак не удавалось сразить "красного дьявола". Но и Кравченко в воздушных боях уже не мог проявить себя так, как недавно на Халхин - Голе и в финскую войну. Слишком много было преимуществ у противника в этой большой войне, не похожей на все предыдущие".

Позднее Григорий Кравченко командовал ВВС 3-й Армии, затем - Ударной авиагруппой Ставки Верховного Главнокомандования, а с Июля 1942 года - 215-й истребительной авиационной дивизией. Только за время боёв на Брянском фронте его подчиненные уничтожили 27 вражеских самолётов, 606 танков и 3199 автомашин. Даже руководя такими крупными авиационными соединениями, Генерал - Лейтенант Г. П. Кравченко часто летал ведущим групп, лично принимал участие в воздушных боях.

22 Февраля 1943 года, в канун 25-й годовщины Красной Армии, Григорий Пантелеевич получил свою 7-ю боевую награду - орден Отечественной войны 1-й степени. На следующий день в составе 8 истребителей он вылетел на боевое задание в район Синявинских высот. Во время завязавшегося боя его самолёт был подбит. Кравченко тянул сколько мог, затем вывалился за борт кабины и выдернул кольцо... Но рывка парашюта не последовало - вытяжной трос, с помощью которого открывается ранец парашюта, перебило осколком...

Лётчик упал неподалёку от передовой, в расположении своих войск. Тело Кравченко плашмя впечаталось в землю. В правой руке было намертво зажато красное вытяжное кольцо с обрывком троса. На другой руке были поломаны ногти. Очевидно, лётчик в свободном падении пытался разорвать клапаны ранца...

Общее число побед одержанных Г. П. Кравченко, ни в одном из источников, не приводится ( за исключением книги П. М. Стефановского "300 неизвестных", где указано 19 личных побед, одержанных в боях с японцами ). Известно , что в своём последнем бою он одержал сразу 4 победы  ( три самолёта сбил пушечным огнём, ещё один - умелым маневром загнал в землю ). Таким образом, за основу можно принять значение - "около 25". Точных данных, к сожалению, пока нет.

Сайт управляется системой uCoz



Последний вылет Г. П. Кравченко

Возврат

Н а з а д