HSU

Губенко Антон Алексеевич

А.А.Губенко

Антон Губенко родился 12 Февраля 1908 года в селе Чичерино, ныне Волновахского района Донецкой области. Он был 7-м ребенком в бедной крестьянской семье Алексея Прокопьевича Губенко, внука отставного солдата, поселившегося на плодородных землях Мариупольщины. До 8 лет Антон не имел конкретных обязанностей по дому, но, достигнув этого "раннего совершеннолетия", стал полноправным в поле и в доме. Учась и работая, пережил отрочество, перешёл в возраст рабочей юности. Окончив 7 классов, по настойчивому совету сестры Татьяны, он уехал в Мариуполь и поступил там в профтехшколу. Но весной неожиданно для всех Антон оставил учёбу и уехал на Кавказ. Его влекла загадочность путешествий, желание новых впечатлений, хотелось самостоятельности.

Шесть месяцев Антон отдал морю, а затем, так же неожиданно, возвратился в Мариуполь и поступил работать подручным слесаря. Активный общественник, примерный производственник - он находил время и для работы, и для спорта. И вдруг прочитал в газете о наборе в школу лётчиков. Тогда в нём и шевельнулись мечты о самолётах. Ему захотелось высоты, подняться к облакам. Для поступления в школу нужна хорошая физическая подготовка и выносливость. Антон становится грузчиком. Чем не закалка мускулов !

В Мае 1927 года на тетрадном листе он написал заявление в Райком комсомола с просьбой отправить его в лётную школу. Через 3 дня Антон выехал в Ленинград. После года учебы в Военно - теоретической школе лётчиков, Губенко был направлен в Качинское лётное училище где, под руководством известного в будущем лётчика - испытателя Героя Советского Союза П. М. Стефановского, он и "обрел крылья". Вспоминая о тех днях Петр Михайлович писал позднее:

"Антон Губенко был из числа нелёгких курсантов. Своим устремлением вперёд он опережал программу обучения, хотел летать и летать. Мне не раз приходилось предупреждать его за нетерпение. Он прекрасно знал теорию, великолепно летал. Думаю, что это качество у него было врождённым. Он любил свою работу, любил авиацию..."

После окончания учебы Лейтенант Губенко был отправлен для продолжения службы на Дальний Восток. И там он быстро проявил себя с лучшей стороны. Командир авиационной эскадрильи Майор Иванов, характеризуя Старшего лейтенанта Губенко, писал в аттестации:

"Техника полёта хорошая. Самолётом владеет легко. Хорошо ведёт воздушный бой. При тренировке по особой программе может быть воздушным снайпером. В полёте настойчив, упрям, бесстрашен. От самолёта берёт всё, что он дает по конструкции. Очень легко понимает в воздухе все сигналы, предусмотренные на всякий случай. Вынослив. Имеет годовой налёт 125 часов, из них 22 часа 41 минуту ночных, 15 часов - высотных. Подлежит продвижению на должность командира звена без всякой очереди".

В Апреле 1934 года Антон Губенко был назначен командиром авиационного отряда 116-й истребительной авиационной эскадрильи ВВС Московского военного округа. Уже в Мае он приступил к исполнению своих обязанностей, выполнив перед подчинёнными показательный полёт. Будущий Герой Советского Союза, известный военный лётчик Борис Смирнов вспоминает:

"Он взлетел и перед изумлёнными лётчиками проделал все фигуры высшего пилотажа. Самолёт описывал круги в чистом лазурном небе, бесшумно, оставляя звуки позади, стремительно нёсся к земле, на бреющем пролетал над аэродромом и, вновь вставая свечой, стремглав достигал необходимой для пилотажа высоты. Антон работал чисто, уверенно, вертко, как может общаться с машиной только большой мастер.

- Ещё один такой полёт, - подумалось мне тогда, - и этот дальневосточник превратит нас из лётчиков в подготовишек..."

Приземлившись, Губенко пообещал научить всех подчинённых тому, что умел делать сам. Он не обманул надежд лётчиков своего отряда - летал много, с большим упорством оттачивая элементы фигур высшего пилотажа, постигал новое в тактике боевого применения истребителя, обучал молодых пилотов искусству полета. Вскоре он был назначен и командиром парашютно - десантной службы авиационной бригады.

Боевые задачи 1934 учебного года отряд Старшего лейтенана А. А. Губенко выполнил досрочно, стал отличным, переучился без аварий и поломок на новую технику. Но вскоре Антон был переведён на новую ответственную работу - летом 1935 года утверждён на должность ведущего лётчика для проведения войсковых испытаний самолета И-16. С поставленной задачей он справился блестяще. Испытания были закончены на 1,5 месяца раньше установленного срока. На заключительном этапе испытаний Губенко выполнил полёт на определение предельных перегрузок. В Мае 1936 года постановлением ЦИК СССР за выдающиеся успехи по овладению боевой авиационной техникой и умелое руководство личным составом отряда Антон Алексеевич Губенко был награждён орденом Ленина. Всего же А. А. Губенко освоил 12 типов самолётов.

Однажды Губенко стал свидетелем одной аварии: во время проведения полётов молодой лётчик при взлёте не заметил находящийся впереди самолёт и изрубил его хвост винтом. При этом самолёт виновника остался цел. Этот случай навёл Губенко на мысль применить это при крайней необходимости в бою.

Летом 1937 года Япония начала военные действия против Китая. Не имея возможности противостоять агрессору, в Августе правительство Чан Кай - ши обратилось к Советскому Союзу об оказании военной помощи. Так Антону открылась ещё одна страница жизни - участие в боевых действиях. С Марта по Август 1938 года, в составе группы добровольцев, он воевал в Китае. Служил в Наньчакской истребительной группе Подполковника А. С. Благовещенского. Крепыш, с приятным, серьёзным лицом, спокойный, рассудительный, с быстрой реакцией, способный моментально оценить воздушную обстановку и принять нужное решение, виртуоз воздушного пилотажа - таким он запомнился товарищам по оружию.

И-16 тип 5, Китай, 1938 г.

Истребитель И-16 тип 5 - участник воздушных боёв в Китае, 1938 год.

29 Апреля 1938 года в воздушном бою Губенко заметил, как японский истребитель преследует подбитый самолёт Старшего лейтенанта Григория Кравченко. Несмотря на то, что боеприпасы к этому времени у него кончились, Губенко пошёл в атаку и отогнал японца. После этого он сопровождал самолёт Кравченко до места вынужденной посадки.

31 Мая 1938 года Старший лейтенант Губенко вылетел на И-16 в составе группы на перехват японских самолётов из 18 бомбардировщиков и 36 истребителей, приближающихся к городу Ханькоу. На подступах к городу завязался воздушный бой. В конце боя, когда Губенко уже израсходовал все боеприпасы, он заметил отставший истребитель A5M2 и решил привести его на свой аэродром. Подойдя к противнику вплотную, он знаками предложил ему садиться. Японец попытался оторваться переворотом через левое крыло.

Губенко догнал его и повторил своё требование. Видимо японец догадался, что у советского лётчика нет патронов, и спокойно повернул в свою сторону. Тогда Губенко решил сбить его таранным ударом. Он подошёл к самолёту противника вплотную и винтом ударил снизу по элерону левого крыла. A5M2 потерял управление и упал на землю, что вскоре было подтверждено китайским командованием. Губенко благополучно приземлился на своём аэродроме. За этот бой он был награждён Золотым орденом Китайской республики.

Истребитель И-96
Истребитель A5M2 ( И-96 ), 1938 год

Справедливости ради необходимо отметить, что по некоторым источникам сбитый, якобы, Антоном Губенко японец уцелел - летчик Касимура сумел привести свой А5М на аэродром, хотя треть его левой консоли и была отрублена ( смотрите "Авиация Японии во Второй мировой войне" М., 1996, часть 2, стр. 50 ).

26 Июня 1938 года, отражая налёт японской авиации на Ханькоу, Губенко вступил в бой с истребителями сопровождения и был сбит. Приземлился на парашюте возле своего аэродрома. В Китае он воевал до Августа 1938 года и всего, в 7 воздушных боях, уничтожил 7 японских самолётов.

По возвращении из Китаю Капитану Губенко было присвоено внеочередное воинское звание, сразу - Полковник. Он начал готовиться к поступлению в Военно - Воздушную академию, но перед самыми экзаменами, 8 Августа 1938 года, в управлении ВВС ему сообщили о назначении заместителем командующего авиацией Белорусского особого военного округа. В начале Сентября 1938 года Антон Алексеевич выехал в Смоленск - на новое место службы, где всецело отдался новой работе, обучая пилотов использовать технику в любых условиях: днем и ночью, в любую погоду...

Уже в Октябре авиационные части округа подверглись всесторонней проверке начальником ВВС РККА командармом второго ранга Локтионовым. Инспектирующие сделали всесторонний разбор достижений и недостатков авиации округа. А через несколько дней после отъезда Москва запросила характеристику на Антона Губенко. Отвечая на этот запрос, командующий ВВС РККА написал в Президиум Верховного Совета СССР:

"Товарищ Губенко является одним из выдающихся лётчиков - истребителей, находившихся в "Зет" ( примечание - условное наименование операции по оказанию военной помощи Китаю ). За время боевой работы на фронте проявил себя как исключительно смелый, отважный и храбрый лётчик.

В бою 31 Мая 1938 года при отказе пулемётов винтом таранил самолёт противника, сбил его и благополучно произвёл посадку на свой аэродром. 26 Июня сбил японский истребитель, а во втором неравном бою в тот же день был сбит и сам, но спасся на парашюте. 18 Июля, выручая товарищей, один дрался с 6 истребителями противника. Сбив одного из них, невредимым вышел из боя. 29 Июля в воздушном бою один дрался с 3 японскими истребителями и этим спас от гибели нашего бомбардировщика, атакованного самолётами противника при бомбометанию по кораблям.

Несмотря на болезненное сосстояние после прыжка с парашютом, товарищ Губенко смело дрался во всех последующих боях до вызова его на Родину. Никогда не теряясь в боевой обстановке, находя тот тактический приём, который был неожиданным и наиболее выгодным в сложившейся ситуации, он лично сбил 7 японских истребителей. По своим деловым, боевым и политическим качествам достоин присвоения звания Героя Советского Союза".

Через несколько дней Полковника А. А. Губенко вызвали в Москву. За военное искусство и отвагу, проявленные в боях при выполнении интернационального долга, он был награждён... орденом Красного Знамени. И лишь 22 Февраля 1939 года, за мужество и отвагу проявленные в боях с врагами, Полковнику Губенко было присвоено звание Героя Советского Союза. В Марте 1939 года Антон Алексеевич в составе делегации ВВС приветствует XVIII съезд партии и вскоре возвращается в Смоленск. Больше в Москве ему быть не пришлось...

31 Марта 1939 года Полковник А. А. Губенко планировал сделать несколько учебных полётов со стрельбой и встретить мать, которая ехала к нему в гости. Вспоминает механик по вооружению Степан Киреев:

"Дул сильный северо - западный ветер. Вдруг потемнело, и пошёл снег. Полёты, запланированные на день, были временно отменены. Мы закрыли моторы чехлами, чтобы они не остыли. Однако, точно в назначенный час, Губенко прибыл на аэродром и приказал готовить к вылету его машину - он решил испробовать себя и в такую погоду. Но вскоре снегопад прекратился, и небо снова стало ясным. Губенко взлетел. Стал выполнять фигуры высшего пилотажа, затем сделал заход по мишени, но не стрелял, а лишь предупреждающе покачал крыльями, давая сигнал, чтобы все покинули опасную зону. Затем пошёл на второй заход и дал короткую очередь по мишени...

При третьем заходе самолёт вышел из пике лишь у самой земли и тут же плашмя ударился о грунт, два раза перевернулся и загорелся. Я и ещё три моториста бросились к самолёту и вытащили из него Антона Губенко. Он был мертв".

Герой Советского Союза Полковник А. А. Губенко похоронен в городе Смоленске. Его имя носят школа № 3 в Мариуполе и одна из школ в Смоленске. На здании ПТУ № 3 в городе Мариуполе, где он учился, сейчас установлена мемориальная доска. За период службы награждён орденами Ленина ( дважды ), Красного Знамени, китайским Золотым орденом.

Сайт управляется системой uCoz

Возврат

Н а з а д