Душин Алексей Захарович

А.З.Душин

Алексей Душин родился в 1907 году. После окончания военной школы летчиков служил в гидроавиации Тихоокеанского ВМФ, затем в 32-й отдельной истребительной авиационной эскадрильи.

Боевое крещение получил c Декабря 1937 по Май 1938 года в небе Китая, где командовал звеном И-15бис. 18 Февраля 1938 года предположительно сбил истребитель И-96. По воспоминаниям Алексея Захаровича, около 10 часов утра они взлетели по тревоге и на высоте 4500 метров оказались под кучевыми облаками. Стрела на земле показывала направление, откуда должны были появиться японцы. После 10-минутного полета этим курсом они развернулись и пошли обратно, а вскоре обнаружили на 1500 - 2000 метров ниже себя идущие плотным строем три девятки японский бомбардировщиков. Почти сразу же появились и вражеские истребители, шедшие выше облаков. На встречных курсах они начали пикировать на наших добровольцев. Душина атаковали сразу три японца, он последовательно обстрелял всех троих, сноп пуль, по его словам, прошил один самолет, но он не загорелся. Два А5М его зажали, но выручила маневренность И-15бис. Летчик попытался уйти от них пикированием, но на выходе его поджидал третий японец. Здесь ему на выручку подоспел И-16, позже выяснилось, что это был сам Благовещенский ( по другим данным - И. Пунтус ). Затем Душин догнал "своего" японца и метров с 25-ти открыл огонь. Но очереди внезапно прекратились, так как закончились патроны. Тем не менее А5М сделал неестественную горку и исчез из поля зрения летчика. Спустя несколько дней в этом же районе нашли японский истребитель, по мнению Душина, "тот самый".

Японский истребитель А5М (И-96)
Японский истребитель А5М ( И-96 )

Позднее Алексей Душин был включен в группу "ночников", созданную по личной инициативе А. Благовещенского для борьбы с вражескими бомбардировщиками.

После тщательного изучения поведения противника выяснилось, что японские летчики на маршрутах полетов используют световые линейные ориентиры и средние высоты. С учетом этих особенностей и был составлен план отражения. Район прохода вражеских самолетов наши летчики разделили на зоны дежурства и определили порядок патрулирования с учетом эшелонирования по высотам. Для укрепления навыков в пилотировании по приборам и проверки организации ночных действий провели тренировочные полеты. Впервые в боевом обеспечении были применены поисковые прожекторы.

"... Во второй по курсу полета противника зоне дежурства летчик Лейтенант А. З. Душин обнаружил звено японских бомбардировщиков, следовавшее навстречу. Наш истребитель выполнил расчетный маневр и оказался в 25 - 30 метрах от ведомого в положении, удобном для атаки. От меткого огня тот вспыхнул и упал в 30-ти километрах от китайского аэродрома" - так описан один из боев в книге "Развитие воздушного боя" ( по другим источникам эта победа была одержана в паре с А. Шиминасом ). Потеряв в ночных боях еще несколько самолетов, японцы отказались от ночных полетов.

Одну достоверно подтвержденную победу Алексей Душин одержал в знаменитом воздушном бою 29 Апреля 1938 года, когда над Уханем было уничтожено 11 японских истребителей и 10 бомбардировщиков.

По возвращении домой, Душину досрочно было присвоено воинское звание Капитан. А вскоре он отправился уже во Владивосток - командовать эскадрильей.

В 1938 - 1940 годах Алексей Захарович участвовал в боях с японскими захватчиками в районе озера Хасан, а затем, и Советско - Финляндской войне 1939 - 1940 годов.

С началом Великой Отечественной войны - снова на фронте: командовал отдельной авиационной группой обороняющей Крым. Вспоминая о тех днях, известный Советский летчик Герой Советского Союза К. Д. Денисов писал:

"Алексея Захаровича я хорошо знал еще по Дальнему Востоку. Это был прекрасной души человек, умеющий всегда найти доброе слово каждому летчику. А вечерами, если не летали на задания, виртуозной игрой на гитаре, задорными песнями он буквально снимал с нас усталость и напряжение"...

Вскоре Майор А. З. Душин был назначен командиром 7-го истребительного авиаполка ВВС Черноморского флота. Несмотря на высокую должность он продолжал летать на боевые задания. Вспоминает К. Д. Денисов:

"В конце Апреля 1942 года мне удалось сделать несколько боевых вылетов на "МиГе" с летчиками 7-го полка в район Керченского полуострова и на прикрытие Новороссийска. 28 Апреля я находился на КП этого полка, а тут тревога - вражеские самолеты идут на Новороссийск. Взмыли в воздух 4 дежурных МиГ-3, бегут и к другим машинам летчики. Поднялись в воздух и мы с командиром полка, набрав высоту пошли к цели.

Впереди показался противник, а секунды спустя Алексей Захарович начал разворот в сторону моря. Оказалось, что он заметил еще одну группу вражеских бомбардировщиков, которая выходила уже на боевой курс. Атакует он, я его прикрываю. Один "Юнкерс" уже задымил, сбросил бомбы, не долетев до цели, и стал со снижением уходить в море. Вскоре нам удалось разогнать противника..."

С Июля 1942 года Подполковник А. З. Душин командовал 62-й авиационной бригадой, а в Сентябре 1943-го, будучи уже Полковником, был назначен на впервые учрежденную должность заместителя командующего ВВС Краснознаменного Черноморского Флота по противовоздушной обороне. В 1945 году участвовал в разгроме Японской Квантунской Армии.

После войны Алексей Захарович окончил Военную Академию Генерального штаба и занимал ряд командных должностей. За период службы награжден многими орденами и медалями. Умер в 1976 году.

Сайт управляется системой uCoz

Возврат

Н а з а д