HSU

Стрельников Василий Поликарпович

В.П.Стрельников

Василий Стрельников родился 28 Марта 1919 года в станице Кирпильская, ныне Усть - Лабинского района Краснодарского края, в семье крестьянина. Окончил 2 курса Таганрогского авиационного техникума. С 1940 года в Военно - Морском Флоте. В 1942 году окончил Ейское военное авиационное училище морских лётчиков.

С Января 1943 года в действующей армии. Первые боевые вылеты совершил в составе эскадрильи Капитана В. С. Дорошина ( награждённого тремя орденами Красного Знамени за несколько сбитых вражеских самолётов ). Летал на английском истребителе Хаукер "Харрикейн". 14 Апреля был подбит и около 20 дней провёл в госпитале.

Малоэффективные "Харрикейны" всё чаще стали использовать в роли истребителей - бомбардировщиков и штурмовиков. Если они и вылетали на сопровождение Ил-2, то всегда при поддержке истребителей других типов. 23 Июня 1943 года 8 "Харрикейнов" из 78-го ИАП, ведомые Капитаном Дорошиным, а также 4 Р-39 из 2-го ГвИАП сопровождали 8 Ил-2 из 46-го ШАП. Штурмовики имели задачу потопить два транспорта в районе Вадсё ( северное побережье Норвегии ). Штурмовики успешно отбомбились, но во время атаки цели был сбит и погиб командир эскадрильи Капитан B. C. Дорошин. В этом же бою Стрельников одержал свою первую победу, сбив истребитель Ме-109.

14 Сентября 1943 года 8 "Харрикейнов" из 78-го ИАП, 4 Р-39 и 4 Як-1 сопровождали 11 Ил-2 на штурмовку другого конвоя в районе мыса Кибергинес. В районе цели группу перехватили 14 "Мессеров". Несмотря на противодействие истребителей, противнику удалось сбить 5 штурмовиков и 3 истребителя. Пилоту одного из сбитых "Харрикейнов", Василию Стрельникову, удалось дотянуть до берега и посадить горящий "Харрикейн". Это был его последний вылет на "Харрикейне", на котором он сбил 5 немецких самолетов.

Харрикейн

Английский истребитель Хаукер "Харрикейн" ВВС Северного флота.

Летом 1944 года Василий Стрельников получил звание Капитана и был назначен командиром эскадрильи. К тому времени полк был перевооружён уже американскими истребителями Кертисс Р-40 "Киттихок".

В большом количестве эти машины появились в полку ещё в 1943 году, когда в середине Октября в 78-й ИАП были переданы все Р-40Е из 2-го Гвардейского САП и 255-го ИАП... Для поднятия боевого духа 3 Ноября туда же прислали и 13 новеньких машин ( Р-40М-10 и 1 Р-40К-15 ), и с конца года полк начал боевую работу. До момента завершения боевых действий в Заполярье ( 1 Ноября 1944 года ) лётчики полка показали высокие результаты не только в воздушных боях, но и как мастера бомбово - штурмовых ударов. Действуя на Р-40М-10 ( все остальные машины, судя по всему, сразу были списаны по износу ), они сбили 44 немецких самолета: 1 Ju-88, 1 BV-138, 1 Me-110, 4 FW-190 и 37 Me-109.

Основной задачей лётчиков 78-го ИАП, в те дни, было нанесение бомбовых ударов по вражеским судам. "Киттихок" хорошо подходил для выполнения таких задач: обладая приличной наружней подвеской, позволял цеплять на него до 500 кг бомб и дополнительный бачок с горючим. Так, при ударах по порту Киркенес в Октябре 1944 года они брали бомбонагрузку больше, чем Ил-2: под фюзеляж подвешивали ФАБ-500 ( или комбинацию - ФАБ-250 под фюзеляж плюс 2 ФАБ-100 под крылья ). "Киттихок" способен был на 400 км уходить от базы, а полёт мог длиться до 5 часов.

В то время широкое применение нашло топмачтовое бомбометание, когда сброшенная с малой высоты бомба рикошетирует от воды и поражает борт корабля. Первыми на Северном Флоте применили топмачтовое бомбометание именно лётчики 78-го ИАП. Особенно больших успехов добились лётчики эскадрильи Стрельникова. Только в боях за освобождение Петсамо ( Печенги ), эскадрилья потопила 13 кораблей противника. Лишь за один день 11 Октября 1944 года группа Капитана В. П. Стрельникова потопила 2 баржи и 6 катеров !

Летали лётчики и на "свободную охоту" - топить небольшие транспорты. Сам Стрельников уничтожил одно такое судно водоизмещением около 3000 тонн в одном из фиордов.

Р-40

Американский истребитель Кертисс Р-40Е "Киттихок", 1942 - 1943 гг.

К концу войны командир эскадрильи 78-го истребительного авиационного полка ( 6-я истребительная авиационная дивизия, ВВС Северного флота ) Капитан В. П. Стрельников совершил 150 успешных боевых вылетов, потопил 2 тральщика, сторожевой корабль, самоходную баржу, 2 мотобота и буксир противника. В воздушных боях сбил 6 самолётов противника. 6 Марта 1945 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

После войны Василий Поликарпович продолжал службу в ВМФ. В 1945 году окончил Высшие офицерские курсы ВМФ, в 1955 году - курсы усовершенствования офицерского состава при Военно - Воздушной академии. С 1981 года Генерал - Лейтенант авиации В. П. Стрельников - в отставке. Жил в городе Николаеве. Награждён орденами Ленина, Октябрьской Революции, Красного Знамени ( четырежды ), Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды, медалями. Бюст Героя установлен на территории Музея ВВС Северного флота. Его имя присвоено тяжёлому перехватчику МиГ-31 из состава 174-го Гвардейского Краснознамённого истребительного авиационного Печенгского полка имени дважды Героя Советского Союза Б. Ф. Сафонова. Автор статьи - воспоминаний "Война за Полярным кругом" ( опубликована в сборнике "Крылья над океаном" ).

Сайт управляется системой uCoz

Возврат

Н а з а д