HRF

Прокопенко Фёдор Фёдорович

Ф.Ф.Прокопенко

Заслуженный военный лётчик СССР ( 1967 год ), Герой Российской Федерации ( 1996 год ), Гвардии Полковник. Служил инструктором в Ульяновской авиашколе, в аэроклубах Великих Лук и Подольска. Участник Великой Отечественной войны с Июня 1941 года. Воевал в составе полка Качинского авиаучилища, затем 434-го ( 32-го Гвардейского ) ИАП. Выполнил 126 боевых вылетов, сбил 14 ( по неофициальным данным 16 ) самолётов врага.

После войны вернулся в Подольский аэроклуб. В 1949 году вновь призван в армию. Служил в отделе боевой подготовки ВВС Московского военного округа, затем в Управлении боевой подготовки ВВС Советской армии. С появлением Ми-1 стал одним из первых вертолётчиков страны. Командовал Центром переучивания лётчиков полётам на вертолётах в Тёплом Стане. Всего освоил более 50 типов летательных аппаратов. В последнее время работал в МВЗ имени М. Л. Миля.

*   *   *

Фёдор Прокопенко родился 5 Июня 1916 года в городе Мариинске Кемеровской области. Отец - Прокопенко Фёдор Федотович ( 1873 - 1957), мать - Прокопенко Марфа Ивановна ( 1889 - 1970 ). С детства Фёдор приобщился к крестьянскому труду: был подпаском у деда, поводырем у ослепшей бабушки, боронил, косил, копнил сено, жал и молотил хлеб, заготовлял дрова. В городе Тайга на севере Кемеровской области, куда перевели отца, Фёдор окончил фабрично - заводскую семилетку, в Декабре 1934 года - Тайгинский железнодорожный аэроклуб и остался там работать инструктором. Через год был направлен в Ульяновскую лётную школу Осоавиахима. Здесь Фёдор Прокопенко познакомился с учлётом Лизой, с которой позже связал свою судьбу.

В Ульяновске лётчик получил первое офицерское звание - Лейтенант запаса. Вскоре был переведён в аэроклуб города Великие Луки. Оттуда его путь пролег в подмосковный Подольск, где начальником учебно - лётного отдела аэроклуба работала его возлюбленная. В 1938 году они сыграли свадьбу. "Тогда же начался мой путь в истребительную авиацию, - вспоминает Фёдор Фёдорович. - На обложке журнала "Самолёт" я впервые увидел И-16 - сильнейший тогда в стране истребитель. Именно на нём в начале войны мне и пришлось прикрывать Севастополь.

В Подольске председатель государственной экзаменационной комиссии перед выпуском учлетов проверил мою технику пилотирования и сказал: "Что ты тут делаешь ?  Ты же истребитель !" За живое задел. А как я могу пойти в военное училище ?  Ведь я уже офицер, пусть и запаса. А он и говорит: "Ты насчёт звания помолчи, а с комиссией я договорюсь..." Так я попал в курсанты Качинской военной авиационной школы пилотов, окончил её, стал кадровым военным, получил звание Старшего лейтенанта и остался в училище командиром звена..."

В Июле 1941 года училище эвакуировали в город Красный Кут Саратовской области. Инструкторы рвались на фронт, писали рапорты. В то время Прокопенко уже освоил новейший истребитель Як-1 и учил летать на нём своих курсантов.

К лету 1942 года тяжелейшее для советских войск положение сложилось на Сталинградском и Северо - Кавказском направлениях. В середине Мая в подмосковные Люберцы прибыл с Калининского фронта измотанный в боях 434-й истребительный авиационный полк, которым командовал молодой Герой Советского Союза Иван Иванович Клещёв. Полк пересел на Як-1 и был включен в состав только что сформированной 8-й Воздушной армии. В середине Июня полк оказался в районе Краматорска. За 3 недели беспрерывных боёв полк Клещёва выполнил 581 боевой вылет, сбил 35 самолётов противника, но и сам остался без техники.

В начале Июля 434-й авиаполк вновь отправили в Люберцы на переформирование, вооружили истребителями Як-7Б. Лётчиков отбирал начальник Инспекции ВВС Полковник В. И. Сталин. Из Качинского училища взяли 9-х, в основном командиров звена, в том числе и Фёдора Прокопенко. вспоминает известный лётчик - истребитель Герой Советского Союза Генерал - Лейтенант авиации А. Ф. Семёнов:

"В состав полка влилось много новых лётчиков, в основном из Качинского авиационного училища. Большинство из них были там командирами звеньев и инструкторами, имели от 700 до 2000 часов налёта. Особенно высокой техникой пилотирования отличаоись Старший лейтенант Ф. Ф. Прокопенко, Лейтенанты В. А. Луцкий, А. П. Шишкин, А. Д. Анискин... Но как показала проверка, их подготовка была односторонней - они не умели тактически грамотно вести воздушный бой, особенно на вертикалях, не могли достаточно эффективно применять оружие при различных положениях истребителя. Тем не менее, все рвались на фронт.

Как - то после одного из учебных воздушных боёв мне довелось наблюдать посадку Ф. Ф. Прокопенко. Я заметил, с каким трудом выбрался он из кабины и даже не смог самостоятельно снять парашют. Оказалочсь, что он уже 3-й день болен малярией. Боясь, что его вернут в училище, не показывался врачу.

Разумеется, я сделал лётчику серьёзное внушение и немедленно отправил его в санчасть. Но в дуще восхищался упорством Прокопенко. Не всякий отважится подняться в воздух, когда безудержно лихорадит и в любой момент можно потерять сознание. А всё из - за того, чтобы не отстать от других, чтобы вместе со всеми попасть на фронт".

13 Июля 1942 года 434-й полк в составе 3-х эскадрилий из 32 самолётов прибыл на полевой аэродром близ станции Гумрак и с ходу вступил в ожесточённые воздушные бои. Прикрывая переправу через Дон в районе Калача, Прокопенко одержал свою первую победу - сбил истребитель Ме-109. Однако в бою и его самолёт получил серьёзные повреждения. Фёдор с огромным трудом дотянул до своего аэродрома и посадил машину "на брюхо".

3 Августа полк вновь прибыл в Московскую область на переформирование, а в середине Сентября уже в третий раз отправился под Сталинград, войдя в состав 16-й Воздушной армии. Во второй половине Сентября буквально за несколько дней лётчики полка уничтожили 44 немецких самолёта. Спать доводилось не более 4 - 5 часов в сутки. Боевые нагрузки оказались столь изнурительными, что некоторые пилоты после посадки теряли сознание. На свой счёт в этих боях Фёдор Прокопенко записал 6 сбитых немецких самолётов.

17 Сентября 1942 года, 434-й истребительный авиаполк встретился в бою с большой группой пикировщиков Ju-87, шедших од охраной истребителей Ме-109. Группой "Яков" командовал Капитан Избинский. В её состав входили такие опытные пилоты, как С. Ф. Долгушин, А. Г. Котов, В. И. Гаранин, Ф. Ф. Прокопенко, Н. А. Корначёнок, Кошелев и несколько молодых пилотов. Бой развивался по следующему сценарию: сначала по одному Ju-87 сбили И. И. Избинский и Карначёнок. Затем в завязавшейся схватке с подоспевшими Ме-109, было сбито 2 немецких истребителя, один Лейтенантом С. Ф. Долгушиным, другой Старшим лейтенантом Ф. Ф. Прокопенко. В этой схватке погиб только один советский пилот. Но это была очень горькая утрата для полка - объятый пламенем упал истребитель одной из 4-х девушек, служивших в 434-м ИАП - Клавдии Нечаевой...

Спустя несколько дней, 20 Сентября, семёрка "Яков", возглавляемая Героем Советского Союза Майором В. П. Бабковым, атаковала группу вражеских бомбардировщиков и уничтожила 4 самолёта. Из них два сбил Майор Бабков и по одному - Старшие лейтенанты Ф. Ф. Прокопенко и В. А. Луцкий.

...5 Января 1943 года противник, подтянув свежие силы, приведя в порядок потрёпанные части, после мощной артиллерийской подготовки перешёл в наступление в районе Великих Лук. Войска нашей 3-й ударной армии оказывали упорное сопротивление, но всё же были вынуждены отходить. Вражеская авиация резко активизировала свои действия и в небе разгорелись ожесточённые воздушные схватки. 6 Января особенно отличились лётчики 32-го Гвардейского ИАП, уничтожившие 17 самолётов противника. Среди героев этого дня, был и Фёдор Прокопенко.

14 Января 1943 года 16 самолётов 32-го ГвИАП, сопровождая большую группу штурмовиков, встретили 14 истребителей Ме-109. Немецкие пилоты намеревались напасть на "Илы", помешав им нанести удар по войскам. Ведущий группы "Яков" Герой Советского Союза Гвардии Капитан Иван Холодов не стал ждать и решил атаковать противника первым. Он приказал восьмёрке "Яков" оставаться возле штурмовиков, а сам во главе другой восьмёрки атаковал и связал боем "Мессеры". После решительной и дерзкой атаки Капитана Холодова один Ме-109, вспыхнув, рухнул на землю. Второй сбил лётчик Старший лейтенант Фёдор Прокопенко.

В Январе 1943 года он был сбит и сам. Его Як-1 упал в лесу. В госпитале Фёдор пролежал 10 дней и бросился догонять свой полк, который улетел на Северо - Западный фронт. Там Фёдор Фёдорович сбил ещё 3 немецких самолёта.

Ф.Ф.Прокопенко

После очередного переформирования полк, получивший наименование 32-го Гвардейского ИАП, был направлен в 3-ю Воздушную армию на Калининский фронт. Фёдор Фёдорович вспоминает, что "мясорубка" над Великими Луками по своей ожесточённости мало отличалась от сражений в небе Сталинграда. В его активе - сбитый самолёт Майора Крафта, одного из лучших лётчиков эскадры JG 51 "Мельдерс".

Вскоре, сажая повреждённый самолёт, Фёдор получил компрессионный перелом 3-х позвонков, растяжение позвонков шейного отдела, сломал грудную клетку, разбил голову. Из полевого госпиталя лётчика срочно отвезли в Москву, в Центральный научно - исследовательский авиационный госпиталь в Сокольниках. 52 дня пролежал он на "вытяжке", заново учился ходить, сначала на костылях, потом - с палочкой. Заключение врачей гласило: "К лётной службе негоден". Заключение это Прокопенко "потерял" и догнал свой полк, который воевал уже на новых истребителях Ла-5ФН.

Вместе с 1-м Гвардейским истребительным авиационным корпусом, куда входил его полк, Прокопенко дошёл до Берлина. Мирные дни преподнесли Майору неприятный сюрприз: его вчистую списали по здоровью и уволили в запас.

Фёдор Фёдорович приехал в родной Подольский аэроклуб и стал его начальником. Здесь, оставшись без пристального врачебного контроля, он вновь поднялся в небо на новом скоростном учебно - тренировочном Як-11. Случилось почти чудо: самолёт не только вернул Фёдору навыки воздушной акробатики, он исцелил его тело.

В 1947 году председатель Осоавиахима направил лётчика на медкомиссию, и та признала его годным к лётной работе - без ограничений !  В том же году ведомая Прокопенко десятка Як-11 эффектно выступила на Тушинском авиационном параде. И боевые друзья узнали, что Фёдор в строю. Василий Сталин предложил ему вернуться в армию. Прокопенко отказался и ушёл работать в Минлесхоз СССР на должность заместителя начальника управления авиации. Однако в Мае 1950 года, не спрашивая его согласия, Фёдора Прокопенко направили в распоряжение командующего ВВС Московского военного округа, присвоив очередное звание.

Позже он служил в управлении боевой подготовки Главного штаба ВВС, затем попал в первую группу военных лётчиков, которым предстояло осваивать вертолёты. В 1951 году на базе отдельного полка вертолётов Ми-1 создали Центр переучивания лётного состава. Прокопенко стал его начальником, получив звание Полковника.

Вертолётная служба заняла в его жизни 26 лет, он налетал 5000 часов на винтокрылых машинах Миля и стал одним из пионеров создания в стране фронтовой вертолётной авиации, предназначенной для непосредственной поддержки войск на поле боя. Продолжил службу в Главном штабе Сухопутных войск в подчинении у маршала Чуйкова, прославленного "сталинградца".

27 Марта 1996 года Ф. Ф. Прокопенко был удостоен звания Героя Российской Федерации. Он награждён орденами Ленина, Красного Знамени ( трижды ), Отечественной войны ( дважды ), Красной Звезды ( трижды ), "За службу Родине в Вооруженных Силах СССР" 3-й степени, многими медалями. В настоящее время живёт в Москве.

Сайт управляется системой uCoz

Возврат

Н а з а д