HSU

Микоян Степан Анастасович

С.А.Микоян

Родился 12 Июля 1922 года в городе Тбилиси, в семье служащего. Окончил 10 классов. С 1940 года в Красной Армии, год спустя окончил Качинскую военную авиационную школу пилотов.

На фронтах Великой Отечественной войны с Декабря 1941 года. В составе 11-го, 12-го Гвардейского, 434-го ( 32-го Гвардейского ) истребительных авиационных полков, защищал небо Москвы и Сталинграда. В воздушных боях лично и в группе с товарищами сбил несколько самолётов противника.

В 1951 году окончил Военно - Воздушную инжереную академию и перешёл на лётно - испытательскую работу. Освоил 102 типа самолётов. 3 Апреля 1975 года за овладение новой техникой и проявленное при этом мужество старшему лётчику - испытателю Генерал - Майору авиации С. А. Микояну было присвоено звание Героя Советского Союза. Награждён орденами Ленина, Красного Знамени, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды ( четырежды ), многими медалями. Заслуженный лётчик - испытатель СССР. Кандидат технических наук. С 1978 года - заместитель главного конструктора НПО "Молния" по лётным испытаниям.

*   *   *

Степан Микоян родился 12 Июля 1922 года в Тифлисе ( Тбилиси ). Отец - Микоян Анастас Иванович ( 1895 - 1978 ), видный советский государственный и партийный деятель. Мать - Туманян Ашхен Лазаревна ( 1896 - 1962 ). Увлечение небом объединяло сотни тысяч подростков в 1930-х годах. Не был исключением и старший сын А. И. Микояна - Степан. Этому способствовал и его родной дядя - Артём Иванович Микоян, в ту пору начинающий авиационный конструктор.

Вместе со своим другом Тимуром Фрунзе в Августе 1940 года Степан поступил в Качинскую военную авиационную школу пилотов в Крыму. Приказ об окончании училища был подписан 3 Сентября 1941 года в городе Красный Кут Саратовской области. В 8-м запасном авиаполку в посёлке Багай - Барановка севернее Саратова, Степан Микоян переучился на Як-1 и получил назначение в 11-й истребительный полк 6-го ИАК ПВО, прикрывавший Москву.

Он прибыл туда в середине Декабря. Полк только что перестал летать на штурмовки наземных войск противника. Весь Декабрь 1941 года и половину Января 1942 года погода стояла крайне плохая, активных действий силы авиации не вели. С первых чисел 1942 года Степан начал участвовать на Як-1 в полётах на прикрытие наших войск в районе Волоколамска, в том числе конницы генерала Доватора, совершавшей рейд за линию фронта.

Нередко наши самолёты обстреливались зенитками противника. 8 Января 1942 года из - за плохих погодных условий эскадрилья вернулась с боевого задания и произвела посадку при сильном снегопаде и высоте облачности около 50 метров. Но Степану удалось сориентироваться и точно выйти на взлётно - посадочную полосу благодаря знанию прилегающих к аэродрому московских улиц ( 11-й ИАП стоял тогда на Центральном аэродроме столицы ).

Всего, зимой 1941 - 1942 годов, Степан Микоян в составе этого полка произвёл 12 успешных боевых вылетов. 13-й боевой вылет на прикрытие Истры 16 Января 1942 года едва не стал для Микояна роковым - его "Як" по ошибке сбил Младший лейтенант Михаил Родионов из 562-го полка. Степану Анастасовичу удалось посадить горящую машину "на брюхо", а деревенские мальчишки дотащили обожжённого лётчика со сломанной ногой до дороги, уложили в чьи - то сани и помогли доставить в медсанбат.

Провинившегося лётчика хотели было отдать под трибунал, а "степень вины Лейтенанта Микояна определить после его излечения". Однако обошлось без судов и "определений". Михаил Родионов погиб в бою 3 Июня 1942 года в небе над Калугой и был посмертно удостоен звания Героя Советского Союза. На лечение Степана ушло около полугода...

В начале Августа 1942 года в подмосковные Люберцы прибыл на переформирование, уже третье по счету, 434-й истребительный авиационный полк 8-й Воздушной армии - вернее, то, что осталось от полка после боёв под Сталинградом. Полком командовал 24-летний Герой Советского Союза Иван Клещёв, а "курировал" - Василий Сталин. И Степана, и его брата Владимира сын вождя хорошо знал. Сначала в полк зачислили Владимира, а чуть позднее - и Степана. Ветераны полка вспоминали, что скромные, дисциплинированные и старательные братья быстро стали равноправными членами полковой семьи.

Степан Микоян в кабине Як-1
Степан Микоян в кабине Як-1.

3 Сентября 1942 года укомплектованный личным составом 434-й ИАП вылетел на транспортных самолётах в Багай - Барановку. Здесь лётчики начали осваивать только что полученные с Саратовского авиазавода истребители Як-7Б и 9 Сентября перелетели на полевой аэродром, расположенный у совхоза "Сталинградский" ( в 60 км севернее города ). Полк Клещёва ввели в состав 16-й Воздушной армии.

Первый боевой вылет 16 Сентября возглавил сам Иван Клещёв. Новички полка впервые увидели с воздуха Сталинград. "Внизу видны были многочисленные огни, вспышки, - вспоминает Степан Анастасович. - На земле шли ожесточённые бои. Сталинград весь был в огне, чёрные дымы поднимались километра на три. Сквозь них проблескивали ленты Волги и Дона. В небе - десятки, сотни самолётов, больше - немецких. Эту картину я не забуду никогда".

Командир полка исповедовал принцип постепенного ввода новичков в боевой строй. Даже имеющий некоторый опыт боёв в небе Москвы, Степан Микоян поначалу летал у него ведомым. Это помогало молодёжи быстрее получить боевые навыки.

Дни второй половины Сентября оказались самыми тяжёлыми. За неполные 3 недели в 50 воздушных боях полк сбил 83 вражеских самолёта. Наши потери: 16 лётчиков и 25 "Яков". 18 Сентября был сбит Владимир Микоян, погибли многие отважные лётчики, был тяжело ранен командир полка Клещёв. Нагрузки были колоссальными. С утра до вечера небо буквально дрожало от гула авиационных моторов, от пушечных выстрелов и пулемётных очередей, от разрывов снарядов. Об одном из боевых вылетов с участием Степана Микояна вспоминает Герой Советского Союза А. Ф. Семёнов:

"18 Сентября я вылетел во главе группы из 4 звеньев. Нам предстояло патрулировать над железнодорожной станцией Котлубань. Непосредственно в моё звено входили Степан Микоян, Сергей Долгушин и Владимир Луцкий...

Вскоре с наземного пункта наблюдения сообщили, что в квадрате 15 находится немецкий корректировщик FW-189. Я немедленно повёл группу в указанный квадрат. Отыскали "раму" без труда и моим звеном пошли в атаку... Прицеливаясь, даю длинную очередь из всего бортового оружия. Степан Микоян тоже ведёт огонь. "Рама" вздрагивает и, свалившись на крыло, врезается в землю..."

FW-189

Немецкий разведывательный самолёт Fokke - Wulf FW-180 - "рама".

3 Октября 434-й истребительный авиаполк вновь вывели в тыл на отдых и пополнение. Вскоре он стал называться 32-м Гвардейским, нескольких офицеров удостоили звания Героя Советского Союза, все его лётчики получили награды. Орденами Красного Знамени наградили Степана и Владимира ( посмертно ) Микоянов.

Когда полк вернулся в Подмосковье на переформирование, Степана Микояна вновь направили в ПВО Москвы. Говорят, будто Верховный Главнокомандующий вызвал своего сына Василия, командира того самого 32-го Гвардейского авиаполка, и сказал: Тимур Фрунзе погиб, Леонид Хрущев погиб, Владимир Микоян погиб, хоть этого побереги... Войну Степан Анастасович закончил с двумя боевыми орденами в звании Капитана и в должности командира звена 12-го Гвардейского истребительного авиационного полка.

В 1945 году Микоян поступил на инженерный факультет Военно - Воздушной академии имени профессора Н. Е. Жуковского. Слушателям - лётчикам разрешили подлетывать в учебном полку академии в посёлке Белопесоцком близ Каширы, а потом троим из них удалось освоить и первые реактивные истребители в учебном центре ВВС. Дипломным проектом Микояна стал "Сверхзвуковой фронтовой истребитель". Для 1951 года это был смелый замысел, тут, видно, сыграла определенную роль информация о разработке прототипа будущего МиГ-19 в ОКБ А. И. Микояна.

С 19 Августа 1951 года был на лётно - испытательной работе в ГК НИИ ВВС. Там Микоян совмещал работу лётчика с работой ведущего инженера и в течение 23 лет испытывал боевые самолёты истребители ОКБ Микояна, Сухого и Яковлева, в 1964 годуполучил звание "Заслуженный лётчик - испытатель СССР". 3 Апреля 1975 года за государственные испытания перехватчика МиГ-25 стал Героем Советского Союза. Участвовал в испытаниях Ла-15, МиГ-15, МиГ-15УТИ, МиГ-17, МиГ-19П, МиГ-21, МиГ-23, МиГ-25, МиГ-27, Су-15, Су-24, Як-27Р. Освоил 102 типа летательных аппаратов, налетал около 3500 тысяч часов.

С конца 1957 года был заместителем начальника 1-го отдела по лётной части. С лета 1958 года - помощником начальника института по комплексам перехвата. С Мая 1959 года - начальником 1-го управления, с Декабря 1964 года - заместителем начальника ГНИКИ ВВС.

В Сентябре 1974 года медкомиссия отстранила Микояна от полётов на боевых самолётах, дозволив работать лишь на транспортно - пассажирских машинах и вертолётах. Три года спустя, когда лётчику пошёл уже 56-й год, он понял: "обойти" следующую медкомиссию не удастся, и принял предложение перейти на работу в промышленность.

С Апреля 1978 года Степан Анастасович - заместитель главного конструктора московского НПО "Молния" по лётным испытаниям. Здесь под руководством Г. Е. Лозино - Лозинского создавали крылатый орбитальный корабль многоразового использования "Буран". Огромный опыт организатора лётных испытаний, накопленный Микояном за время работы в НИИ ВВС, очень пригодился, когда в рамках программы "Буран" построили атмосферный вариант корабля - так называемое "изделие 002". Степан Анастасович руководил лётными испытаниями этого аналога, технической и стендовой подготовкой лётчиков, участвовал во всех проектных работах, связанных с деятельностью будущих экипажей. В том самом первом и последнем космическом полёте настоящего "Бурана" отвечал за управление кораблем на участке снижения и посадки.

Главным увлечением С. А. Микояна была и остается авиация, причём в самом активном её аспекте - пилотировании. В 70-летнем возрасте седовласый Генерал неоднократно самостоятельно вылетал на Як-18Т. Нашёл он время и для написания мемуаров: в Великобритании издана его книга "Воспоминания лётчика - испытателя". В 2002 книга вышла и на русском языке.

Сайт управляется системой uCoz

Возврат

Н а з а д