HSU

Михайлик Яков Данилович

Я.Д.Михайлик

Родился 7 Мая 1922 года в селе Максимовка, ныне Кременчугского района Полтавской области, в семье крестьянина. Окончил 7 классов, работал в паровозном депо станции Кременчуг, учился в аэроклубе. С 1940 года в Красной Армии, год спустя окончил Чугуевскую военную авиационную школу пилотов.

С Февраля 1942 года в действующей армии. Службу начал в Подмосковье, затем был Сталинград и Курская битва. Последние бои провёл уже в небе Германии.

К Маю 1945 года заместитель командира эскадрильи 54-го Гвардейского истребительного авиационного полка ( 1-я Гвардейская истребительная авиационная дивизия, 16-я Воздушная армия, 1-й Белорусский фронт ) Гвардии Старший лейтенант Я. Д. Михайлик совершил 316 боевых вылетов, в 73 воздушных боях сбил лично 17 и в группе 6 самолётов противника. 15 Мая 1946 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

После войны продолжал службу в ВВС. В 1955 году окончил Военно - Воздушную академию. С 1976 года Полковник Я. Д. Михайлик - в запасе. Жил в Москве, работал в Министерстве путей сообщения. Награждён орденами Ленина, Красного Знамени ( трижды ), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды ( трижды ), "За службу Родине в Вооружённых Силах СССР" 3-й степени, медалями. Автор книг воспоминаний о войне: "Соколиная семья", "Я - Сокол. Иду в атаку !".

*   *   *

Яков Данилович Михайлик родился 7 Мая 1922 года в селе Максимовка, ныне Кременчугского района Полтавской области на Украине. Отец - Михайлик Данила Дмитриевич ( 1896 - 1982 ) и мать - Михайлик ( Цимбал ) Харитина Тимофеевна ( 1898 - 1972 ) были крестьянами. После окончания в 1938 году семилетки Яков Михайлик работал слесарем в кременчугском депо. Как и многие подростки тех лет, он мечтал стать лётчиком. Поступил учиться в местный аэроклуб и вскоре выполнил ознакомительные полёты на самолёте У-2.

На выпускном экзамене в аэроклубе появился незнакомый военный лётчик - он отбирал кандидатов в Чугуевскую авиационную школу пилотов. Полёт Якова лётчик одобрил. 26 Февраля 1940 года Михайлик принял присягу, став военным.

Яков Михайлик был выпущен из училища в Июне 1941 года в звании сержанта. Его послали в Багай - Барановку близ Саратова, где переучили на Як-1. В составе 211-го истребительного авиаполка вскоре он прибыл в Подмосковье, где его полк вошёл в состав бригады Резерва ВГК и, базируясь в Спас - Загорье, должен был прикрывать с воздуха подступы к столице.

Михайлику нравился Як-1, на аэродроме даже шутили: "Яшка полетел на "Яшке"..." В середине Марта 1942 года, в небе Подмосковья, Михайлик открыл свой личный боевой счёт - сбил бомбардировщик Ju-88. Но над Медынью, уже в следующем боевом вылете, был сбит сам. "Осколки эрликоновского снаряда, - вспоминает Яков Данилович, - оставили на теле множество шрамов, а некоторые так и остались под кожей. Спасибо нашему полковому врачу, не отправил в тыловой госпиталь..."

Вскоре Яков был направлен в район Вольска ( севернее Саратова ), в 8-й запасной авиаполк. В Августе 1942 года, получив новые Як-1, 211-й истребительный авиаполк Майора Лескова был введён в состав 220-й истребительной авиационной дивизии 8-й Воздушной армии и направлен под Сталинград.

Полк приземлился на полевом аэродроме у совхоза "Сталинградский". По краям огромного поля уже стояли штурмовики Ил-2. Едва техники заправили самолёты бензином, маслом и сжатым воздухом, как поступил боевой приказ. Обстановка требовала немедленного ввода прибывающих полков в бой.

Первый вылет над Волгой запомнился Михайлику на всю жизнь. "Карусели" смешались, - вспоминает Яков Данилович. - В каждом из горизонтальных и вертикальных кругов - и наши, и немцы. В воздухе творилось что - то невообразимое. Такого мне не приходилось видеть даже в самые горячие дни под Москвой".

Прошло всего несколько дней беспрерывных схваток в небе - и в полку осталась лишь часть командного состава и несколько лётчиков. Сержанта Якова Михайлика перевели в 237-й истребительный авиаполк Майора Исаева, а остальных отправили в тыл на переформирование.

С 237-м полком Михайлик прошёл от берегов Волги до Берлина - уже в составе 16-й Воздушной армии, куда его дивизию ввели 10 Сентября 1942 года.

Я.Д.Михайлик в кабине своего самолёта
Я. Д. Михайлик в кабине Як-1.

"Вылетали, - вспоминает он, - обычно по 4 - 5 раз в день. От непрестанного напряжения наваливалась чудовищная усталость. Но обстановка на земле требовала постоянной поддержки с воздуха. И мы летали, летали, летали..."

Однажды прямо на аэродроме Михайлику вручили сразу 2 боевые медали и орден Красного Знамени. Однополчане шутили: "Яшка получил полную шапку наград !"

15 Сентября 1942 года он сбил истребитель Ме-109. Вскоре "завалил" ещё одного "Мессера" лично и разведчик - корректировщик FW-189 - в группе. В Ноябре, в боях на Богучарском направлении, ему в прицел попался истребитель непонятного происхождения. Вспоминает сам Яков Данилович:

"...В просвете между облаками вдруг показываются 4 странных самолёта, напоминающих наши И-15. Произвожу маневр с набором высоты. Пользуясь преимуществом в скорости, начинаю заходить в хвост вражеской четвёрки, продолжающей безмятежно лететь под облаками. Сближаюсь с противником и вижу: самолёты вовсе не похожи ни на И-15, ни на "Чайку". Однако это тоже полуторопланы. Они закомуфлированы в песочный цвет с жёлтыми пятнами. Дистанция около 150 метров. Расстояние мгновенно уменьшается, и я почти в упор вгоняю очередь в ведущего. Тот вспыхивает и камнем падает на окраину города Богучар. Остальные кидаются врассыпную. Я даже не успеваю наметить новую жертву. Преследовать врага некогда. Необходимо срочно возвращаться.

На аэродроме уже было известно, что Як-1 с хвостовым номером "7" сбил самолёт противника "Макки - 200". Больше я этих "Макки" нигде не встречал до самого конца войны".

Макки-200

Итальянские самолёты Macchi МС-200 "Saetta" ( вверху ) и Fiat CR-42 "Falko".

Fiat CR-42

Хотя в своих воспоминаниях Я. Д. Михайлик и называет сбитый им самолёт "Макки - 200", однако следует напомнить, что итальянский истребитель MC-200 был вовсе не полуторопланом. Эта машина напоминала скорее наш И-16, только чуть длиннее, то есть - обычный моноплан с низкорасположенным крылом. Скорее всего он сбил Fiat CR-42, эти бипланы действительно использовались итальянцами на советско - германском фронте.

19 Ноября 1942 года Михайлик вновь был ранен. Тем не менее, к моменту окончания Сталинградской битвы в Феврале 1943 года, он, начиная с 10 Ноября прошлого года, одержал 9 побед ( 7 самолётов противника сбил лично и 2 - в группе ). Получил звание Младшего лейтенанта и был награждён медалью "За оборону Сталинграда". В Январе 1943 года дивизия получила звание Гвардейской и почётное наименование "Сталинградской", а 237-й полк стал 54-м Гвардейским. Сражался на Донском фронте. 13 Января Михайлик одержал сразу 2 победы.

Летом 1943 года полк воевал на Центральном фронте, где принял участие в Курской битве. 2 Июня Михайлик сбил 2 новейших немецких истребителя FW-190, а спустя месяц - 5 Июля 1943 года ему присвоили звание Лейтенант.

В Октябре 1943 года полк был перевооружён на американские самолёты Р-39 "Аэрокобра", в Январе 1944 года начал участвовать в боевых действиях на вновь открытом 1-м Белорусском фронте, базируясь на аэродроме в Тростыне.

В то время Яков Михайлик часто принимал участие в сопровождении групп Ил-2 и Пе-2, во время этих операций уничтожил несколько вражеских самолётов. Так, 22 Июня 1944 года сбил истребитель FW-190, 20 Июля - сразу 2 "Фоккера", затем и сам был подбит ( в третий раз ) - к счастью, и тогда обошлось без госпиталя.

Затем была Польша... В Августе 1944 года Михайлик стал Старшим лейтенантом. В 1945 году, по - прежнему в гоставе 54-го ГвИАП, воевал уже над территорией Германии.

К Маю 1945 года Яков Данилович совершил 316 успешных боевых вылетов, в 73 воздушных боях лично сбил 17 немецких самолётов и 6 в группе с товарищами, ещё 2 - уничтожил на земле. Звание Героя Советского Союза ему присвоили 15 Мая 1946 года. Его грудь украсили многие ордена и медали. Всего за день до Победы герою исполнилось 23 года...

После войны Яков Михайлик "успел", пока не был списан с лётной работы, полетать на одном из первых советских реактивных истребителей - Як-15. В 1955 году он окончил Военно - Воздушную академию в подмосковном Монине и ещё 20 лет служил в ВВС.

Сайт управляется системой uCoz

Возврат

Н а з а д