HSU

Фёдоров Александр Яковлевич

А.Я.Фёдоров

Родился 8 Марта 1918 года в городе Подольск Московской области, в семье рабочего. Окончил 9 классов и аэроклуб в городе Серпухов. Работал электриком на фабрике. С 1939 года в Красной Армии, год спустя окончил Качинскую военную авиационную школу лётчиков.

С Июня 1941 года на фронтах Великой Отечественной войны. Участвовал в Сталинградской битве и Орловско - Курском сражении.

К Августу 1943 года командир звена 32-го Гвардейского истребительного авиационного полка ( 3-я Гвардейская истребительная авиационная дивизия, 1-й Гвардейский истребительный авиационный корпус, 15-я Воздушная армия, Брянский фронт ) Гвардии Старший лейтенант А. Я. Фёдоров совершил 375 боевых вылетов, из них 55 на штурмовку скоплений вражеских войск. В воздушных боях сбил 10 самолётов противника.

20 Июля 1943 года вступил в бой с 5 вражескими самолётами. После того как сбил один из них, сам был подбит; выпрыгнул с парашютом из горящей машины, был ранен. 24 Августа 1943 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

С 1946 года Майор А. Я. Фёдоров - в запасе. Затем вновь призван в армию. С 1953 года - в отставке. Жил в Москве, работал на заводе "Энергоприбор". Награждён орденами Ленина, Красного Знамени ( дважды ), Отечественной войны 1-й степени, медалями. Умер 30 Января 1991 года.

*   *   *

Будущий известный лётчик - истребитель, Герой Советского Союза, Александр Яковлевич Фёдоров родился 3 Марта 1918 года в Серпухове. Фёдоровы жили на Коломенской улице ( сегодня улица Революции ). Рядом находилась и школа № 7, в которую пошёл Саша в 1927 году. После 7 классов он продолжил учится на рабочем факультете и одновременно работал на фабрике "Щётка - Кисть" электриком.

Когда Александру исполнилось 17 лет, он поступил в Серпуховской аэроклуб. Принимали тогда со строгим экзаменом, по конкурсу, велико было стремление молодёжи в небо. В 1939 году А. Я. Федоров как отличник аэроклуба получил направление в Качинскую военную лётную школу пилотов.

Начало Великой Отечественной войны Младший лейтенант А. Я. Федоров встретил в строевой авиационной части. В некоторых источниках указывается на то, что "...боевой самолёт он получил только в Июне 1942 года при формировании 15-й Воздушной армии, в которую входил 1-й Гвардейский истребительный корпус. В её составе находился и 32-й Гвардейский истребительный полк, командиром которого был В. И. Сталин".

Однако, позволю себе процитировать выдержку из книги Дмитрия Хазанова "Неизвестная битва в небе Москвы, 1941 - 1942 гг.", в которой на странице 93 есть такие строчки:

"...28-й ИАП, возглавляемый Майором Н. Ф. Демидовым, встретил войну на границе в составе 15-й авиадивизии. 19 аэродромов сменил он до 13 Октября 1941 года,когда прибыл в Монино и вошёл в состав 6-го ИАК. Большинство лётного состава уже "понюхало пороха" в ходе боёв на Юго - Западном фронте.

А.Я.Фёдоров у своего МиГ-3
А. Я. Фёдоров у своего МиГ-3, 1941 год.

14 Ноября 1941 года лётчики 28-го ИАП совершили 51 боевой вылет по прикрытию объектов в районах между Звенигородом и Кубинкой, провели 26 воздушных боёв. В состав групп входили будущие Герои Советского Союза Е. М. Горбатюк, И. М. Холодов и А. Я. Фёдоров. Хотя лётчики доложили о 8 сбитых Ме-109, удалось обнаружить лишь 2 "Мессершмитта". В то же время полк потерял 7 самолётов МиГ-3 и 5 лётчиков".

В той же самой книге приводится фотоснимок лётчика и рисунок его истребителя. Генерал Д. А. Журавлёв в своей книге "Огневой щит Москвы" пишет:

"29 Сентября 1942 года лётчики 28-го истребительного авиационного полка в районе Ржева провели бой с 17 вражескими бомбардировщиками и истребителями и уничтожили 10 из них. В этой схватке А. Я. Федоров сбил 3 самолёта противника, Г. С. Богомолов и Е. Е. Лозовой - по 2".

Следует отметить, что этот эпизод несколько иначе описан в книге "Войска ПВО страны в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов", где на страницах 153 и 163 читаем:

"30 Сентября 1942 года. В воздушном сражении на подступах к Москве лётчики 28-го ИАП Г. С. Богомолов, А. Я. Фёдоров, Е. Е. Лозовой уничтожили каждый по 2 вражеских самолёта.

7 Ноября 1942 года. Большая группа воинов Московского фронта ПВО удостоена правительственных наград... Старшие лейтенанты С. А. Герасимов, В. А. Киселёв, А. П. Супрун и А. Я. Фёдоров - орденов Красного Знамени..."

Довольно большая статья о А. Я. Фёдорове есть в сборнике "Книга о Героях" ( Москва, изд. 1963 года, выпуск 2, стр. 71 - 87 ). Некоторая информация из которой и предлагается Вашему вниманию.

Александр Яковлевич Федоров пришёл в войска противовоздушной обороны Москвы в первые месяцы войны. Он был молодым, но уже обстрелянным лётчиком. В воздушных боях над Днепром сбил два неприятельских самолета, а под Москвой успешно продолжил счёт побед. Его боевой почерк постоянно совершенствовался, он стал зрелым воздушным бойцом, способным находить и уничтожать врага в любой обстановке - ночью и за облаками, на малых и больших высотах. Эти качества были характерны для подлинных асов, которых в тот период в частях становилось всё больше.

...Свою первую победу Александр Фёдоров одержал в самом начале войны. Словно кадры из кинофроники, в его памяти отпечатались эпизоды многих воздушных боёв. И конечно первый, увиденный Июньским летом 1941 года вражеский самолёт. Навстречу ему вылетел один из наших истребителей. Александр поднялся в воздух вслед за ним. С минуты на минуту должен был решиться исход воздушной схватки. Маленький остроносый истребитель неумолимо приближался к "Юнкерсу". С борта его потянулись огненные трассы. Фёдоров понял, что атака не удалась. Надо спешить на помощь. До предела отжав сектор газа, он устремился на врага. Чтобы не повторить ошибку товарища, Фёдоров выбрал мёртвый конус и, летя в этом непростреливаемом секторе, быстро сблизился с неприятелем. Первой же очередью он заставил замолчать стрелка и "Юнкерс" превратился в отличную мишень. Со второго захода Александр почти в упор расстрелял вражеский самолёт. Чёрный дым с яркими языками пламени потянулись за "Юнкерсом". Затем последовало его стремительное падение и взрыв...

Запомнились ему и воздушный бой за линией фронта, ночная схватка с Ме-110, встреча с противником в многослойной облачности и конечно то, как однажды сбили и его самого. Как в обгорелом комбинезоне он появился в родном полку, чтобы вновь занять своё место в боевом строю. В том бою он сбил 2 "Юнкерса", но не уберёгся и сам. Пришлось прыгать с парашютом. Приземлился на своей территории и вскоре был уже у своих. В госпиталь ехать он отказался. Из руки его извлекли множество осколков от разорвавшегося снаряда, некоторые из которых оказались такими мелкими, что найти их можно было только магнитом.

Тоскующим взглядом провожал он в полёт стремительные "МиГи" своих товарищей. В ту пору начались решающие бои за столицу. Всё чаще приходилось подниматься истребителям для нанесения штурмовых ударов по врагу. До 8 вылетов в день делали лётчики. Нередко было так, что возвращаясь на свой аэродром, самолёт пополнялся боекомплектом и снова уходил на задание, даже не заправляясь топливом...

МиГ-3 А.Я.Фёдорова

В период боёв под Москвой Александр Яковлевич совершил 64 боевых вылета, был награждён орденом Красного Знамени.

*   *   *

Летом 1943 года Старший лейтенант А. Я. Фёдоров сражался уже в составе 32-го Гвардейского истребительного авиационного полка. С 12 Июля части 15-й Воздушной армии прикрывали с воздуха наши войска, участвующие в знаменитом Орловско - Курском сражении.

20 Июля А. Я. Фёдоров со своим напарником патрулировал воздушное пространство над линией фронта. Неожиданно из облаков появились 5 немецких истребителей. Несмотря на то, что силы были неравны, завязался ожесточённый бой. Очередь из пушки "Мессера" прошила правый борт его Ла-5. А. Я. Фёдоров получил ранение в правую ногу ( практически было вырвано колено ) да ещё загорелся мотор...

Следует отметить, что в довольно известной книге "Корпус крылатой Гвардии" ( автор - один из ветеранов 1-го ГвИАК, Генерал - Майор авиации в отставке Ф. А. Костенко ) этот эпизод излагается несколько иначе:

"10 Ла-5, ведомые штурманом 32-го Гвардейского ИАП Героем Советского Союза Гвардии Майором И. М. Холодовым, прикрывали боевые порядки 3-й танковой армии. В районе Спасское - Сомово наша группа встретила 12 "Фокке - Вульфов" и вступила с ними в бой. Вскоре подоспела ещё одна группа вражеских истребителей.

Гвардейцам пришлось нелегко. Враг, используя значительное численное преимущество, наседал. Но наши лётчики не только выстояли, но и сумели уничтожить 5 вражеских самолётов. Майор И. М. Холодов, Старший лейтенант А. Я. Фёдоров и Младший лейтенант В. К. Боровик сбили по одному, а Лейтенант А. С. Макаров 2 самолёта противника.

Неприятелю удалось поджечь самолёт Старшего лейтенанта А. Я Фёдорова. Лётчик, тяжело раненный, спасся на парашюте".

...С большим трудом, теряя сознание, Фёдоров покинул самолёт, когда до земли оставалось метров 150 - 200. Парашют не успел погасить скорость падения, и при ударе о землю лётчик получил множество переломов и ушибов. Да и приземлился он на нейтральной полосе. Только вечером, несмотря на обстрел немцев, его вынесли к своим. Во фронтовой лазарет он попал в очень тяжёлом состоянии, без сознания. Командир полка, видя критическое состояние своего боевого товарища, отправил его транспортным самолётом в Москву, в главный госпиталь ВВС, который находился в Сокольниках. Диагноз - гангрена. Ампутация ноги - как приговор.

К моменту последнего боя А. Я. Фёдорова уже было направлено представление на звание Героя. В его лётной книжке значилось 375 боевых вылетов, 55 штурмовок живой силы и техники врага, 10 лично сбитых самолётов и ещё 5 - в групповых боях ( В том же сборнике "Книга о Героях", указывается на 24 воздушные победы. Возможно в это число включены и самолёты уничтоженные на земле, при штурмовке вражеских аэродромов ).

В госпитале Александр Яковлевич получил радостную весть: Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 Августа 1943 года ему присвоено звание Героя Советского Союза. Позднее он пережил ещё одно радостное мгновение: наступил день, когда ему принесли большой, почти до самого бедра, протез, и он сделал на нём свои первые шаги после многих дней неподвижной жизни.

Вскоре Фёдоров стал настаивать на возвращении в свою часть. Понимая, что не сможет летать, он был готов выполнять любую работу. Его просьбу уважили, и он был направлен, хотя и не в свой, а в другой полк штурманом. И снова - аэродром, привычная обстановка. Правда, тяжело было оставаться на земле, когда другие поднимались в небо. Но Фёдоров всегда находил себе дело, много времени проводил с молодёжью за разборами боевых вылетов. И всё же, чего - то ему не хватало.

Вскоре его направили в штаб танкового корпуса, осуществлять с земли наведение самолётов, прикрывающих его действия при прорыве линии фронта. На вездеходе, с микрофоном в руках, Фёдоров следовал в боевых порядках танков, посылая в эфир чёткие, лаконичные команды. После каждой из них наши самолёты пикировали на цель и уничтожали огнём расчёты орудий, скопления вражеских солдат и техники.

Фёдоров так увлёкся боем, так торопил всё время шофёра, что не заметил, как оказался в непосредственной близости от противника. Очередную команду его оборвал разрыв снаряда, почти угодившего в автомашину. Выскочив из разбитого вездехода, Александр попал под огонь вражеских пулемётов. Это был первый бой на земле, который он видел в непосредственной близости. И он, лётчик - ас, в полной мере оценил героизм пехотинцев, танкистов и артиллеристов...

Первый раз пришлось ему, уходя от пулемётного огня, ползти по - пластунски. Сильно мешал протез. Несколько пуль впились в искусственную ногу, затем - в настоящую. Кругом всё грохотало, ломалось, рушилось.

И снова госпитальная койка. Врачи сделали всё, чтобы спасти вторую ногу. Но путь для дальнейшей службы в армии был окончательно закрыт. В Июле 1944 года он приехал из госпиталя в родной Серпухов и начал работать в аэроклубе. А затем перешёл на завод "Металлист", простым рабочим.

Бывший командир полка не забыл своего товарища, приехал к А. Я. Фёдорову в гости. Затем помог ему стать слушателем Военно - Воздушной академии имени Жуковского. Но раны, инвалидность и другие обстоятельства вынудили Фёдорова вскоре покинуть академию, а потом - и армию. С 1954 года он работал на Московском заводе "Энергоприбор", уже инженером - конструктором экспериментального цеха. В 1975 году, когда ему исполнилось 60 лет, он ушёл на давно заслуженный отдых. Построив маленькую дачу под Чеховым, он всё лето проводил там, часто приезжая в Серпухов.

30 Января 1991 года Александр Яковлевич скончался. Схоронили его на Ваганьковском кладбище. Память о Герое Советского Союза А. Я. Фёдорове живет в памяти ветеранов и всех, кто соприкасался с этим замечательным человеком.

Сайт управляется системой uCoz

Возврат

Н а з а д