HSU

Цапов Иван Иванович

И.И.Цапов

Родился 13 Ноября 1922 года в деревне Воскресенск, ныне Починковского района Смоленской области, в семье крестьянина. Окончил 7 классов и школу ФЗУ. Работал модельщиком на заводе "Борец" в Москве. С 1940 года в Красной Армии. Окончил Серпуховскую военную авиационную школу пилотов. Служил на Балтике

С началом Великой Отечественной войны на фронте. Был командиром звена, комиссаром истребительной эскадрильи, заместителем командира и командиром эскадрильи. Участвовал в обороне Кронштадта, Ленинграда, Моонзундского архипелага, островов в Финском заливе.

К началу Июня 1944 года командир эскадрильи 3-го Гвардейского истребительного авиационного полка ( 1-я Гвардейская истребительная авиационная дивизия, ВВС Балтийского флота ) Гвардии Капитан И. И. Цапов совершил 530 боевых вылетов, в 58 воздушных боях сбил лично 13 и в составе группы 11 самолётов противника. 22 Июля 1944 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

Всего произвёл 543 успешных боевых вылетов. В 68 воздушных боях сбил 13 вражеских самолётов лично и 11 в группе с товарищами.

После завершения боевых действий в Европе, получил назначение на Дальний Восток, в ВВС Тихоокеанского флота. Участвовал в непродолжительных боевых действиях против японской армии в Августе 1945 года.

После войны продолжал служить в ВМФ. В 1955 году окончил Военно - Воздушную академию, в 1960 году - Военную академию Генерального штаба. Был в инспекции ПВО. С 1985 года Генерал - Лейтенат авиации И. И. Цапов - в запасе. Живёт в Москве. Награждён орденами Ленина, Красного Знамени ( четырежды ), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени ( дважды ), Красной Звезды, "За службу Родине в Вооружённых Силах СССР" 3-й степени, медалями.

*   *   *

Иван Цапов родился в Ноябре 1922 года в деревне Вяльково Гжатского ( ныне Гагаринского ) района Смоленской области. Отец - Цапов Иван Григорьевич ( 1888 - 1941 ) и мать - Цапова Екатерина Ильинична ( 1886 - 1973 ) были крестьянами. Жил и воспитывался Иван в большой и дружной семье, был шестым ребенком из десяти. Ещё с детства пролетавшие изредка над Смоленщиной самолёты привлекали внимание Ивана, будоражили его фантазию. Он мечтал овладеть этой птицей, полетать на ней выше облаков.

В 1935 году, окончив семилетку, он переехал в Москву к старшей сестре Прасковье Ивановне, поступил в школу ФЗУ при московском заводе "Борец". Он приехал с твёрдой мыслью получить рабочую профессию и образование, поэтому не терял времени зря. Днём учился в школе ФЗУ, осваивая профессию модельщика, а вечером отправлялся в школу рабочей молодёжи.

Каждый день до поздней ночи засиживался Иван за учебниками. Характер у него был, и поэтому, когда сверстники после работы шли гулять, в кино или на танцы, он оставался дома и усиленно занимался. Юноша твёрдо решил не отступать от намеченной цели.

Трудное это дело - в 16 лет отказываться от удовольствий. Но Иван не отступил от данного самому себе слова. Как - то узнал он от заводских ребят, что организуются занятия в авиационном клубе Осоавиахима Дзержинского района Москвы. Загорелось юношеское сердце желанием испытать себя и при возможности подняться в небо. Не одну бессонную ночь провёл Иван, прежде чем принял такое решение. Ведь совмещать работу на заводе, учёбу в вечерней школе и аэроклубе совсем не просто. Но он добился своего: в 1938 году получил рабочую специальность по 4-му разряду, закончил вечернюю школу и допустился к самостоятельным полётам в аэроклубе на самолётах У-2 и УТ-2. Пройдёт ещё несколько лет, и молодой рабочий, когда потребуется, сядет за штурвал боевого самолёта...

Желание стать военным лётчиком привело его в Серпуховскую авиационную школу. Там Иван обучался летать на истребителях И-15бис. После выпуска, в начале Ноября 1940 года, Младший лейтенант Цапов прибыл на аэродром под Ленинград в 5-й истребительный авиационный полк 61-й авиационной бригады Краснознамённого Балтийского флота. Через неделю в лётном общежитии отметили его 18-летие.

22 Июня 1941 года Цапов, находившийся в тот день в лагерях близ Копорья, совершил свой первый боевой вылет. А через несколько дней он участвовал в штурмовом ударе по немецким моторизованным частям.

И-15бис, 1941 год
Истребитель И-15бис, лето 1941 года.

Уже в первые недели войны Иван прошёл полный курс боевого применения. Штурмовал и бомбил, вёл разведку над передним краем, охранял корабли Балтийского флота и Ленинград. Вместе с Анатолием Нефедовым, Дмитрием Петрухиным, Александром Мироненко прикрывал на острове Сарема аэродром, с которого балтийские бомбардировщики летали на Берлин.

А потом был воздушный бой с вражескими истребителями, в котором Цапов, Мироненко и Владимир Марков сбили первый "Мессер". Эта победа особенно почётна, потому что лётчики летали тогда на устаревших истребителях И-15бис, догнать на которых вражеские Ме-109 было невозможно, как и вести с ними бой на вертикалях. Победа пришла в результате лобовых атак, меткого огня на крутых виражах.

В ожесточённых боях с врагами мужал и учился побеждать Иван Цапов. Победа приходила в результате смелых действий в воздушных боях, бомбоштурмовых ударов по войскам и технике противника с использованием атаки со стороны солнца или с тёмной части неба. Вот что писал он в газете "Боевая вахта" 10 Июня 1945 года:

"В те трудные дни, нам лётчикам - балтийцам, приходилось много работать. Нередко мы совершали по нескольку боевых вылетов в день, дрались с превосходящими силами противника, чтобы не допустить немецкие бомбардировщики в любимый город. Одна наша Гвардейская авиация сбила около 1000 вражеских самолётов, а 13 её лётчиков удостоены звания Героя Советского Союза".

А вот что писал во фронтовой многотиражке "Победа" в Августе 1941 года комиссар эскадрильи Степан Григорьевич Хахилев, бесстрашный человек, скупой на похвалу командир:

"7 Августа перед нашим подразделением была поставлена задача разгромить вражескую колонну... Лётчики нанесли такой удар, что остатки колонны вынуждены были панически повернуть назад. Особый героизм и отвагу в этих боях проявили лётчики Беляев, Мироненко, Марков, Цапов, Минаев, Петров и Петрухин".

Как и другие командиры звеньев, Цапов в те недели совершал нередко по 7 - 9 боевых вылетов в сутки с самыми различными заданиями - на отражение воздушных налётов, штурмовку наступавших немецких войск, бомбёжку торпедных катеров.

Осенью 1941 года Цапова перевели в 71-й ИАП, летающий на бипланах И-153 "Чайка". Командир полка Алексей Коронец ни о чём не расспрашивал, потому что не раз видел лётчика в деле над Таллином, островом Сарема и во время штурмовок наступавших немецких войск. В одной из своих книг Адмирал Трибуц писал о той военной поре:

"Осенние Перевозки войск и техники проходили в напряжённой обстановке борьбы с вражеской артиллерией, авиацией и диверсионными группами. Врагу удавалось наносить нам урон. С наступлением ледосплава ледокольные буксиры едва справлялись с перестановками кораблей на огневые позиции и выводом их из - под обстрела, сами рискуя попасть под огонь вражеских батарей.

Кроме артиллерии, противник широко использовал ночные бомбардировщики. Наша истребительная авиация в это время поддерживала войска 54-й Армии, отражавшей попытки врага занять Волхов, и не могла прикрыть корабли и суда. 30 Ноября противник потопил ледокол "Октябрь", транспорт "Скатус", тральщик № 67, а 1 Декабря - ледокол "Тасуя". Пытался противник расправиться и с "Ермаком", уже имевшим два попадания снарядов, однако тут дежурила группа самолётов - истребителей флота.

Истребитель И-153, 1942 год
И-153 из состава 71-го ИАП КБФ, лето 1942 года

Лётчик Иван Цапов, заметив приближающиеся к ледоколу 4 немецких самолёта, смело вступил в бой, сбил головную машину, остальных обратил в бегство. Экипаж ледокола вскоре послал лётчику письмо, преисполненное чувства глубокой благодарности за поддержку в трудном походе. Отважный лётчик Иван Цапов принимал участие ещё в обороне Таллина. Он совершал тогда по 6 - 7 вылетов в день, атакуя вражеские самолёты, рвавшиеся к кораблям на рейде".

В начале первой военной зимы туманы и низкая облачность часто сводили на нет усилия воздушных разведчиков. Решили "привязать" истребители к железнодорожным рельсам по узлу: Петергоф - Веймар - Красногвардейск. Ведущего определили сразу - Капитана П. Чинякова, участника советско - финляндской войны. Но кого послать ведомыми ?   Ведь, с одной стороны, надо ни на метр не отходить от ведущего, чтобы не потерять его, с другой - не столкнуться с ним. Вызвались лететь Цапов и Марков.

Летели бреющим. На перегоне между Веймарном и станцией Волосово обнаружили большой железнодорожный состав. Ещё на земле лётчики условились: главный удар наносит Цапов, на "Чайке" которого имелись реактивные снаряды. Но видимость была почти нулевая, высота полёта около 30 - 40 метров. Да и времени нет для перестроения. Решили действовать немедленно. Чиняков и Марков атаковали вагоны и платформы пулемётами, а Цапов залпом 4-х "эрэсов" взорвал паровоз. Эшелон вместе с вооружением, техникой и людьми сошёл с рельсов и рухнул с насыпи.

При возвращении началось сильнейшее обледенение. Самолёты трясло. На машине Цапова правые крылья словно собирались сложиться. Истребитель плохо слушался рулей управления. При посадке под тяжестью льда "Чайка" едва не грохнулась наземь. Заходить пришлось на повышенной скорости. При осмотре на аэродроме инженер полка обнаружил, что стальная расчалка на истребителе, не выдержав перегрузки, лопнула. В результате и нарушилось положение крыльев.

Через несколько дней на одном из участков фронта создалась угроза прорыва. На помощь нашим наземным войскам немедленно отправились балтийские лётчики. В условиях плохой видимости Цапов и его товарищи в течение всего светового дня штурмовали вражеские части, не давая им возможности продвигаться вперёд. А вечером балтийцы получили телеграмму командующего армией Генерала И. И. Федюнинского, в которой были такие слова: "Красноармейское спасибо, товарищи моряки, за вашу отвагу. Ходатайствую о награждении героев штурмовых ударов". За тот полёт Ивана Цапова наградили орденом Красного Знамени.

Иван Цапов перед вылетом
Иван Цапов ( слева ) перед
боевым вылетом, 1943 год.

Летом 1942 года комиссара полка И. И. Сербина назначили начальником политотдела соединения. Но летать на боевые задания он всё также продолжал в составе 71-го полка. Однажды после бесед с комиссарами, парторгами и членами партийного бюро Сербин побывал на политинформации, которую проводил Цапов. Тот рассказывал слушателям о том, что за прошедший год у врага поубавилось нахальства, сильнее стали советские воины, в том числе балтийские лётчики. И как - то здорово, к месту получилось, когда Цапов о каждом сказал несколько честных и добрых слов.

Черты агитатора у Цапова виднелись и раньше. Однако Сербин изучал лётчика с дальним прицелом: боец вполне мог вырасти в комиссары. Дважды Сербин брал с собой Цапова ведомым в ответственные разведывательные полёты к островам Большому и Малому Тютерсу, как бы подписывая решение рекомендовать командира звена комиссаром эскадрильи. Полёты прошли успешно. Их анализ показал, что противник накапливает там плавсредства. В штабе ВВС была подготовлена и проведена бомбовоштурмовая операция. А для Цапова эти два полёта означали, что скоро ему доведётся, как и Сербину, совмещать боевые вылеты с обязанностями политработника.

В Январе 1943 года Цапова вернули в полк, в составе которого он 22 Июня 1941 года встретил войну. Теперь он назывался 3-й Гвардейский. Иван сразу же вылетел на боевое задание. Втроём - Капитан Каберов, сержант Потёмкин и Лейтенант Цапов - летели к Шлиссельбургу. Над линией фронта произошёл встречный бой с двумя парами Ме-109 хорошо связанных по радио. Противник, казалось, уходил с потерей высоты. Но вдруг загорелся самолёт Александра Потёмкина. Спасти машину было уже невозможно, и сержант оставил самолёт. И как только над Невой на высоте 2000 метров вспыхнул купол парашюта, к нему сразу устремились Ме-109. На помощь немедленно поспешили Каберов и Цапов. Они открыли по врагу прицельный огонь. Между тем ветер сносил Потёмкина к переднему краю врага. И снова помогла смекалка. Каберов и Цапов, попеременно отбивая атаки "Мессеров", попытались мощным воздушным потоком от винтов своих самолётов заставить парашют изменить направление полёта. Когда уже показался наш берег, пробитый сотнями вражеских пуль купол разорвался и начал гаснуть. А до земли оставалось ещё несколько десятков метров. И всё же Потёмкин остался жив. При падении он попал в глубокий снег. Это его и спасло...

Находившийся в полку Сербин вместе с командиром полка Н. М. Никитиным поздравили лётчиков: Александра Потёмкина - со вторым днём рождения, Игоря Каберова - с назначением командиром эскадрильи, а Ивана Цапова - с назначением комиссаром эскадрильи.

В своих боевых действиях Иван во многом стремился подражать комиссару полка Герою Советского Союза Матвею Ефимову. Он так строил бой, что ведомый всегда чувствовал себя не только щитом командира, но и сам находился под надёжной защитой ведущего. Ни одного командира и ни одного ведомого не потерял Цапов даже в самых ожесточённых схватках. А однажды вызволил из смертельной беды Каберова.

Произошло это 19 Января 1943 года. В тот день комэск 3-го ГвИАП Игорь Каберов в паре с сержантом Алексеем Пархоменко завязал бой с новыми немецкими истребителями FW-190. Самолёт Пархоменко длинной пушечной очередью буквально разрезало пополам. Каберов остался один в окружении звена немецких асов из I.JG 54 "Grunherz". Крутился добрых четверть часа, расстрелял весь боезапас. На счастье, подоспел Цапов со своим ведомым, ударил со стороны солнца, уничтожил ведущий FW-190. Оставшись втроём, пилоты "Grunherz" решили не искушать судьбу и вышли из боя. Пилот сбитого самолёта ( обер - лейтенант Вальтер Мейер, имевший 58 побед ), переведённый незадолго до этого из JG 26 и совершавший на FW-190 лишь первый боевой вылет, погиб.

FW-190A-4

Немецкий истребитель FW-190A-4 из состава JG 54 "Grunherz".

Когда наши лётчики вернулись домой, они упали на землю и долго лежали, не в силах подняться. Потом Каберов тихо сказал Цапову: "Я обязан тебе жизнью, комиссар"...

18 Августа 1943 года, в день авиации, Иван Цапов был назначен командиром эскадрильи. Уж так получилось. В этом полку он вылетел 22 Июня 1941 года на защиту Кронштадта рядовым пилотом, затем был командиром звена, комиссаром эскадрильи и заместителем по политчасти, и вот теперь он комэск.

Когда погнали немецкие войска от Ленинграда, наше командование решило высадить десант морской пехоты на побережье Нарвского залива. Цапову приказали прикрыть корабли высадки. С комэском в том полёте были Шилков, Морозов, Головко. Погодные условия оказались сложными. К тому же Морозов впервые летел на боевое задание. И всё же Цапов и его товарищи сбили в тот день 4 "Юнкерса" и 1 "Фоккер". Правда, не обошлось без ошибок. В одной из атак Морозов оторвался от группы и оказался под огнём FW-190. Бой пришлось продолжить втроём. И всё же ни одна бомба не упала на наши корабли. Цапов, Шилков и Головко обеспечили высадку морских пехотинцев.

В последующих боях эскадрилья под командованием Цапова добилась новых славных побед. О Гвардейцах рассказывало лениградское радио, о них сообщало Совинформбюро. "Знатным балтийцем" называла газета "Красный Балтийский флот" Ивана Цапова. Помнится заголовок во фронтовой газете: "3 самолёта в одном бою сбил Гвардии Капитан Цапов".

В тот день, 14 Февраля 1944 года, была низкая облачность. Иван Цапов летел с Лейтенантом Морозовым. За ними - Младшие лейтенанты Шилков и Головко. Предстояло прикрывать небольшой клочок земли, где закрепилась группа смельчаков из морской пехоты. Спустя некоторое время они встретили 18 пикировщиков Ju-87, шедших под прикрытием 4 истребителей FW-190. В просвете облаков немцы перестроились в кильватер, намереваясь с пикирования обрушиться на цель.

С ходу четвёрка Гвардейцев врезалась в строй "Юнкерсов". Первой очередью сзади и сверху Цапов с короткой дистанции сбил один Ju-87 и сразу же, не давая противнику опомниться, атаковал и сбил второй "Юнкерс". Хотел продолжить борьбу с пикировщиками, но заметил, что два FW-190 зашли в хвост Морозову. Мгновенным разворотом Цапов расправился с ближним к ведомому вражеским истребителем. Это была его третья победа. Четвёртую одержали совместно Шилков и Головко, сбившие ещё один Ju-87. Попытку врага отбомбиться по плацдарму и кораблям Балтфлота четвёрка Цапова сорвала. Ни одна бомба не упала на моряков.

Ещё большую отвагу, решимость и мастерство проявил Цапов 28 Мая 1944 года, когда его шестёрка, защищая тральщики в Нарвском заливе, завязала стремительный бой против 28 "Юнкерсов" и 18 "Фоккеров": 6 против 46 !  Но ни одному вражескому самолёту так и не удалось прицельно отбомбиться по балтийским катерам. Один FW-190 сбил Цапов, ещё 2 - его ведомые.

В конце Июля 1944 года, к радости однополчан, Ивану Цапову было присвоено звание Героя Советского Союза. А в Августе того же года эскадрилья проводила его на учёбу. Путь лежал через Москву, где ему в Кремле вручили орден Ленина и Золотую Звезду Героя. Из Кремля Гвардии Капитан сразу же поехал на родной завод "Борец", чтобы встретиться со старыми товарищами.

1945 год Иван Цапов встретил слушателем Высших офицерских курсов. Затем получил назначение на Тихоокеанский флот. На пути к новому месту службы он заболел тифом. Лишь крепкое здоровье, физическая закалка помогли избежать рокового исхода.

8 Мая 1945 года он прибыл на Дальний Восток. Как и в пройденных испытаниях, в нужный момент он снова был в строю. В качестве заместителя командира истребительного авиационного полка участвовал в войне с Японией. Балтийский ас получил задачу: в свободной охоте не допустить к базе и кораблям флота японские самолёты. И долг свой выполнил решительно и умело, за что удостоился ордена Отечественной войны 1-й степени...

Всего же он совершил 543 боевых вылета, участвовал в 68 воздушных боях ( другие источники указывают на 546 боевых вылетов и более 80 воздушных боёв ). Сбил лично 13 и в составе группы 11 самолётов противника.

И.И.Цапов

После войны Иван Иванович продолжил службу в ВВС. Он окончил Военно - Воздушную академию в Монино, Военную академию Генерального штаба и Высшие академические курсы при Академии Генерального штаба. Летал на многих реактивных истребителях и дальних перехватчиках, обучал молодых пилотов искусству перехвата и решительной безошибочной атаки. В частях он всегда находил время встретиться с молодыми лётчиками, поговорить о нуждах и заботах личного состава.

В Вооруженных Силах И. И. Цапов прослужил 46 лет, прошёл путь от рядового лётчика до первого заместителя командующего войсками округа ПВО страны. Был представителем Главного Командования Объединенных Вооруженных Сил стран - участниц Варшавского Договора в венгерской Народной армии. Уволен из армии в Октябре 1985 года с должности Генерала - инспектора Войск ПВО страны - заместителя начальника Главного штаба Войск ПВО по вопросам ПВО дружественных стран.

Герой Советского Союза И. И. Цапов награждён не только российскими орденами, но и венгерским орденом Красная Звезда; более чем 20 медалями, в том числе болгарской, венгерской, немецкой, польской, корейской, монгольской. Всего у него 47 наград. В настоящее время живёт в Москве.

*   *   *

В статье использованы материалы многих интернет - сайтов, в том числе:

www.warheroes.ru - "Неизвестные Герои", wwii-soldat.narod.ru - "Солдаты 20-го Века", www.3giap.ru - "История 3-го Гвардейского истребительного авиаполка ВВС КБФ"

Сайт управляется системой uCoz



Выписка из наградного листа И. И. Цапова.

Возврат

Н а з а д