HRF

Шварёв Александр Ефимович

А.Е.Шварев

Александр Шварёв родился 26 Декабря 1914 года в городе Кувандык Оренбургской области. Родители его переехали из Пензенской губернии в Оренбуржье в начале XX века для постоянного поселения и освоения земель. В Кувандыке А. Е. Шварев окончил 7 классов и вступил в комсомол.

Трудовую деятельность начал лаборантом на шамотно - динасовом заводе в 1932 году в Магнитогорске, где предварительно окончил 6-месячные курсы обучения. Одновременно продолжал учиться в вечерней школе. В 1934 году переехал в Днепропетровск и стал работать лаборантом на металлургическом заводе имени Петровского. Одновременно учился на вечерних подготовительных курсах для поступления в институт. В 1935 году поступил в Днепропетровский государственный университет, где окончил 1-й курс физико - математического факультета.

В 1936 году по призыву ЦК ВЛКСМ был направлен в Ворошиловградскую ( Луганскую ) школу лётчиков. В 1939 году по окончании школы стал лётчиком истребительного авиационного полка, который дислоцировался на аэродроме Балбасово ( город Орша ) Западного особого военного округа. Затем полк перебазировался в Западную Белоруссию - город Лида, в Литву - город Каунас. В предвоенные годы на аэродроме в Каунасе А. Е. Шварев освоил грозный для того времени истребитель МиГ-3.

Великую Отечественную войну он встретил уже зрелым пилотом, командиром звена. Воевать начал буквально с первых минут после нападения фашистской Германии. В раннее утро 22 Июня 1941 года одним из первых вылетел на самолёте МиГ-3 с аэродрома в Каунасе на отражение налёта авиации противника.

Затем принимал участие в разгроме немецких войск под Москвой. После Московской битвы 236-й авиационный полк, в котором А. Е. Шварёв был командиром эскадрильи, перебазировался на Сталинградский фронт, где лётчики с ходу включились в ожесточённые бои.

За время войны во многих важных боевых вылетах Шварёв возглавлял группы самолётов. Вот наиболее характерные эпизоды таких боевых вылетов.

14 Июня 1942 года четвёрка Як-1, ведомая Капитаном А. Е. Шварёвым, поднялась с аэродрома Васильковское для прикрытия кавалерийского корпуса Генерала П. А. Белова, который вёл упорные бои далеко за линией Брянского фронта. При подходе к району прикрытия был замечен разведчик Hs-126, которого сбил Капитан Шварёв. Через некоторое время появились 9 бомбардировщиков Ju-88, собиравшихся нанести бомбовый удар по конному корпусу. Капитан Шварёв врезался в строй противника и сбил ведущего, второй самолёт сбил Лейтенант Бугарчев. Не выдержав такого напора, бомбардировщики бесприцельно сбросили бомбы и скрылись из глаз.

Продолжая патрулирование, группа Капитана Шварёва в этом же боевом вылете вступила в бой с восьмёркой Ме-109 и, сбив в жестокой воздушной схватке 2 самолёта противника, не допустила штурмовых действий врага по коннице Генерала Белова.

И ещё много раз Капитан Шварёв вылетал на прикрытие выхода из окружения наших конников, ведя при этом воздушные бои, как правило, с превосходящими силами противника. Генерал Белов высоко оценил действия нашей авиации и объявил благодарность лётчикам, прикрывавшим его корпус.

На Сталинградском фронте в 1943 году Капитану Шварёву была поставлена задача произвести разведку аэродрома Сальск, с которого противник летал в окружённую под Сталинградом группировку. На рассвете 9 Января Шварёв в паре с Давыдовым вылетели с полевого аэродрома на разведку. На аэродроме было обнаружено более 100 самолётов различных типов, в основном транспортные Ju-52 и бомбардировщики. По результатам разведки командиром авиакорпуса было принято решение немедленно нанести удары по аэродрому Сальск двумя штурмовыми полками. Дивизии, в которой служил А. Е. Шварёв, была поставлена задача прикрывать действия штурмовиков.

В целях обеспечения внезапности, полёт к аэродрому решили произвести на малой высоте. Капитану Шварёву было приказано вывести штурмовики на аэродром для нанесения бомбового удара с запада. Задача была выполнена. Штурмовики, ведомые Шваревым, вышли точно в заданном направлении и двумя заходами в условиях сильного зенитного огня отбомбили аэродром. В результате на земле было уничтожено 30 самолётов, 27 автомашин, 2 склада боеприпасов, более 100 человек лётно - технического состава. И только при отходе от аэродрома наши самолёты оказались атакованы двумя группами Ме-109 по 8 самолётов в каждой. В ходе тяжёлого воздушного боя было сбито 7 самолеёов Ме-109, два из которых на счету Капитана Шварёва. Штурмовики потерь не имели.

После возвращения с боевого задания Капитану Шварёву была поставлена задача на третий боевой вылет в этот день: срочно по тревоге вылететь на сопровождение штурмовиков для нанесения удара по эшелону с горючим на станции Котельниково. При подходе к цели наши самолёты атаковала большая группа немецких истребителей. Завязался ожесточённый воздушный бой с превосходящими силами противника. В этом бою Капитан Шварёв сбил немецкий самолёт и при преследовании второго самолёта оказался один в окружении шести Ме-109. Вдруг на высоте 2000 метров остановился мотор - кончилось горючее...

На планировании, с остановившимся двигателем, Шварёву удалось уйти от прицельного огня атакующего сзади истребителя и посадить самолёт на фюзеляж в заснеженной степи. Пара Ме-109 продолжала атаковать совершивший аварийную посадку самолёт Капитана Шварёва. Но он, используя опыт предыдущих боёв, укрывался от огня за мотором своего самолёта. Было сделано два захода с прицельной стрельбой из 20-мм пушки "Эрликон". В последнем заходе мотор самолёта был пробит. Шварёва ранило осколком.

За период войны А. Е. Шварёв был ранен дважды. После лечения в госпиталях возвращался в свой полк.

В процессе ведения боевых действий шло активное становление лётного мастерства. Полученные знания и опыт Шварёв передавал молодому поколению. И как результат хорошей выучки и боевого сплочения звено, а затем эскадрилья А. Е. Шварёва успешно выполняла сложнейшие боевые задания с наименьшими потерями.

Так, под его командованием лётчики эскадрильи с 22 Июня 1941 года по 10 Февраля 1943 года провели 97 воздушных боёв, в которых сбили 87 самолётов противника, из них 62 бомбардировщика и 25 истребителей. Свои потери в этих боях составили 13 самолётов и 9 лётчиков.

201-я истребительная авиационная дивизия, в которой служил А. Е. Шварёв, была в Резерве Верховного Главнокомандования. Ее перебрасывали на главное направление фронтов, где развертывались решающие сражения. После битв под Москвой и Сталинградом дивизию перебазировали на Северный Кавказ, где лётчики участвовали в воздушных боях над Кубанью.

Шварёва назначили старшим штурманом дивизии. Летом 1943 года дивизию перебазировали на Курскую дугу, где всё лето шли небывалые по ожесточённости бои. За успешное выполнение задач и проявленные личным составом мужество и отвагу 201-ю истребительную дивизию преобразовали в 10-ю Гвардейскую Сталинградскую авиационную истребительную дивизию, а входящие в её состав полки стали 111-м, 112-м, 113-м Гвардейскими. Капитану А. Е. Швареву было присвоено звание Майора, он был назначен командиром 111-го Гвардейского Сталинградского авиационного полка.

Далее начались крупные сражения: Корсунь - Шевченковская, Проскуровско - Черновицкая операции, освобождение Киева, Львовско - Сандомирская, Висло - Одерская операции и дальнейшее освобождение Польши. В Январе 1945 года был освобожден Краков, и далее бои перешли в Германию.

Войну Гвардии Майор А. Е. Шварёв закончил имея на счету 12 личных и 2 групповые победы. Всего выполнил около 450 успешных боевых вылетов, провёл более 70 воздушных боёв.

За боевые отличия во время Великой Отечественной войны и заслуги в повышении боеготовности ВВС в мирное врем, награждён орденами Красного Знамени ( четырежды ), Трудового Красного Знамени, Отечественной войны 1-й степени ( дважды ), Красной Звезды ( трижды ), медалями "За боевые заслуги", "За оборону Сталинграда", "За оборону Кавказа", "За победу над Германией" и другими. Имеет награды Польской Народной Республики "Крест Храбрых", золотой "Крест Заслуги".

За мужество и героизм, проявленные в борьбе с немецко - фашистскими захватчиками в годы Великой Отечественной войны, 11 Октября 1995 года А. Е. Шварёву присвоено звание Героя Российской Федерации.

После войны он учился в Краснознамённой Военно - Воздушной академии. За время учёбы освоил реактивный самолёт Як-17. После окончания академии был направлен на службу в Группу советских войск в Германии, где первым в своей части осваивал реактивные истребители МиГ-15 и МиГ-17.

В конце Октября 1952 года дивизия в полном составе перебазировалась в Одесский военный округ. В Январе 1954 года А. Е. Шварёв был переведён в Центральный аппарат ВВС, где занимался организацией обучения лётного состава частей и соединений ВВС на новых реактивных самолётах.

В 1958 списан с лётной работы по состоянию здоровья и 12 лет работал в Главном управлении кадров Министерства обороны СССР на должности заместителя начальника управления, а затем - начальника отдела ВВС и ПВО страны. В 1970 году назначен заместителем начальника управления кадров ВВС. В 1976 году вышел в отставку. Потом 2 года работал заместителем начальника Центрального Дома авиации и космонавтики имени М. В. Фрунзе.

Ветераны 10-й Гвардейской Краснознамённой, ордена Суворова Сталинградской истребительной авиационной дивизии избрали Генерала Шварёва председателем Совета ветеранов дивизии. Он ведёт организационную работу в Московском комитете ветеранов Великой Отечественной войны по военно - патриотическому воспитанию молодёжи. Нередко выступает с воспоминаниями о войне в школах и воинских частях, оказывает помощь авторам, пишущим книги и материалы о военных лётчиках, воевавших в Великой Отечественной войне.

Генерал - Майор авиации А. Е. Шварёв - участник трёх парадов Победы на Красной площади в Москве - в 1945, 1995 и 2000 годах. В настоящее время живёт в Москве.

Сайт управляется системой uCoz

Возврат

Н а з а д