HSU

Осадчиев Александр Дмитриевич

А.Д.Осадчиев

Александр Осадчиев родился 25 Апреля 1919 года в городе Борисоглебск, ныне Воронежской области, в семье рабочего. Окончил 9 классов средней школы. С 1936 года в Красной Армии. В 1939 году окончил Качинскую военную авиационную школу лётчиков. Служил в строевых частях ВВС на Дальнем Востоке.

С Апреля 1943 года в действующей армии. К боевой работе на истребителе Як-7Б в составе 43-го истребительного авиаполка, А. Д. Осадчиев приступил на Воронежском фронте. Позднее, он воевал на Як-1, Як-9Т, Як-9Д и Як-3 в составе Северо - Кавказского, Южного, 4-го Украинского, 1-го и 3-го Белорусских фронтов. Летал ведущим в паре с Ф. М. Костиковым, впоследствии Героем Советского Союза.

Летом 1944 года лётчики 43-го авиаполка вели напряжённые воздушные бои над Вильнюсом. Об одном из боевых вылетов, с участием А. Д. Осадчиева, вспоминает бывший командующий 3-м истребительным авиационным корпусом дважды Герой Советского Союза Маршал авиации Е. Я. Савицкий:

"В Июне - Июле 1944 года лётчики нашего корпуса, прикрывая танковые соединения Генерала Обухова и части 5-й армии Генерала Крылова, вели воздушные бои над подступами к Вильнюсу. В одном из вылетов комэску 43-го ИАП Капитану А. Д. Осадчиеву удалось создать пробку на перегоне железной дороги, по которой немцы перебрасывали в Вильнюс боеприпасы и горючее для танков. Спикировав на эшелон, Осадчиев с первого же захода поджёг цистерну с бензином. Состав быстро охватило пламенем, вагоны с боеприпасами, взрываясь, налетали друг на друга, и железнодорожный путь надолго вышел из строя.

На другой день группа Осадчиева перехватила 8 вражеских истребителей. Бой разгорелся над центральными кварталами Вильнюса. Капитан Осадчиев был ранен осколками снаряда в лицо. Но, зная, что у немцев и без того значительное численное преимущество, отказался выйти из боя и продолжал участвовать в схватке до самого конца. Истекая кровью и превозмогая боль, он сумел зайти "Фокке - Вульфу - 190" в хвост и не отпускал его до тех пор, пока тот, объятый пламенем, не рухнул на крыши городских зданий. После этого у Осадчиева хватило сил дотянуть до аэродрома, где после посадки он потерял сознание от большой потери крови. Однако в госпитале Осадчиев пробыл недолго. Не закончив лечения - ещё в бинтах и наклейках, - он вернулся в полк, чтобы продолжать бить врага".

Як-9К

Один из истребителей Як-9К, проходивших войсковые испытания в 43-м ИАП.

К Сентябрю 1944 года командир эскадрильи 43-го истребительного авиационного полка ( 278-я истребительная авиационная дивизия, 3-й истребительный авиационный корпус, 1-я Воздушная армия, 3-й Белорусский фронт ) Старший лейтенант А. Д. Осадчиев совершил 230 боевых вылетов, в 70 воздушных боях лично сбил 18 и в составе группы 6 самолётов противника.

К концу войны произвёл 250 успешных боевых вылетов, в 76 воздушных боях сбил лично 24 и в группе с товарищами 6 самолётов противника. Среди лично сбитых им машин: 2 Не-111, 4 Ju-88, 4 Ju-52, 2 FW-189, 4 Ju-87, 3 Ме-109, 5 FW-190. Сам Осадчиев сбит не был, хотя несколько раз был легко ранен, сажал самолёт с повреждениями. Однажды механик насчитал в его "Яке" 176 пробоин. 15 Мая 1945 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

После окончания войны Александр Дмитриевич продолжал служить в ВВС. В 1950 году он окончил Военно - Воздушную академию, был начальником штаба Оренбургского высшего военного авиационного училища лётчиков. В 1959 году окончил Военную академию Генерального штаба, где позднее преподавал. С 1981 года Генерал - Майор авиации А. Д. Осадчиев - в отставке. Жил в Москве. Награждён орденами Ленина, Красного Знамени ( дважды ), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени ( трижды ), Красной Звезды ( дважды ), медалями. Умер 21 Марта 2001 года. Похоронен на Троекуровском кладбище.

Сайт управляется системой uCoz

Возврат

Н а з а д