HSU

Лебедев Дмитрий Максимович

Д.М.Лебедев

Родился 26 Октября 1917 года в городе Кимры, ныне Калининской области, в семье служащего. С 1930 года жил в Москве. Образование неполное среднее. Работал фрезировщиком на заводе "Калибр". В 1935 году без отрыва от производства окончил Центральный аэроклуб имени В. П. Чкалова. С 1938 года в Красной Армии, год спустя окончил Николаевское военно - морское авиационное училище лётчиков.

На фронтах Великой Отечественной войны с первого дня. Защищал Одессу и Севастополь.

К Декабрю 1942 года командир звена 27-й отдельной разведывательной авиационной эскадрильи ( ВВС Черноморского флота ) Капитан Д. М. Лебедев совершил 259 боевых вылетов на разведку и бомбардировку важных объектов, живой силы и техники противника. 22 Июля 1943 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

После войны служил в ВВС. В 1955 году оончил Военно - Воздушную академию. С 1974 года Полковник Д. М. Лебедев - в отставке. Жил в Москве. Награждён орденами Ленина, Красного Знамени ( трижды ), Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды, медалями. Его имя носит улица в посёлке Березовка Крымской области, в Москве на территории завода "Калибр" и аэродроме авиации ВВС Черноморского флота установлены бюстя Героя.

*   *   *

В 1932 году после окончания 7-летней школы и ФЗУ при заводе "Калибр", Дмитрий Лебедев поступил на завод фрезеровщиком. Работая в течение 4 лет на заводе, активно участвовал в общественной жизни коллектива, учился в вечерней средней школе, а затем в Центральном аэроклубе имени Чкалова. В 1936 - 1938 годах учился в школе морских полярных летчиков Главсевморпути, а в Ноябре 1938 года был переведён в военно - морское авиационное училище имени Леваневского и, окончив его в звании Лейтенанта в 1939 году, служил в авиационных частях Черноморского флота.

В годы Великой Отечественной войны Лебедев прошёл боевой путь от рядового лётчика до командира авиационной эскадрильи и стал отважным воздушным разведчиком. Он участвовал в боевых операциях в Крыму, на Кавказе, в Прибалтийских республиках, в освобождении Румынии, Болгарии, Польши. Десятки раз вылетал он в разведку, добывал цепные данные о вражеских караванах в море, об аэродромах и других важных объектах врага.

В штабных документах сохранились короткие записи о смелости, находчивости лётчика Дмитрия Лебедева, его умении преодолевать все препятствия в любой сложной обстановке. Вот несколько примеров.

Летом 1941 года два наших самолёта вели разведку у берегов Констанцы. Налетели вражеские истребители. Лебедев, защищая своего ведомого, принял удар на себя. Самолёт загорелся. Лебедеву удалось посадить его на воду и спасти экипаж. 12 часов штурман, стрелок и пилот качались на волнах в резиновой лодке. Вражеский берег был рядом. Наконец наши лётчики их заметили. Тяжёлый гидросамолёт спустился к воде, чтобы взять товарищей. Мешала крутая штормовая волна. С берега их заметили вражеские посты наблюдения. Поднялись в воздух немецкие самолёты. Но свои всё - таки выручили их из беды.

В Июле 1942 года при выполнении разведывательного задания самолёт Лебедева атаковали два "Мессершмитта". В неравной стычке разведчик получил повреждения - вышли из строя гидросистема и шасси. Несмотря на это, Капитану Д. М. Лебедеву удалось уйти от преследования. Но как сохранить поврождённую машину ?  Пилот приказал экипажу выброситься на парашютах. Чтобы спасти самолёт, у него оставался один шанс - посадить его на одно колесо. И, к удивлению однополчан, он это сделал. Уже на следующий день, после ремонта повреждённого Пе-2, Лебедев вылетел на новое задание.

Семь месяцев командир звена мужественно поддерживал защитников Севастополя. Одно время аэродром находился у Херсонесского маяла, всего в 15 км от переднего края. От вражеского артиллерийского обстрела самолёт укрывали в капонирах. Но и взлёт и посадка происходили на виду у врага, под огнём. С этого аэродрома звено Лебедева совершило 21 боевой вылет на прицельное бомбометание.

Дмитрий Лебедев сражался, не жалея себя. 17 Декабря 1941 года памятен защитникам Севастополя. В этот день противник крупными силами перешёл в наступление. В воздухе господствовала немецкая авиация. Советские лётчики храбро бросились на подавление врага. Дмитрий Максимович за день 7 раз поднимался в воздух, 7 раз на врага обрушивались меткие бомбовые удары. Он возвращался на аэродром только на заправку.

Решительный и волевой разведчик одерживал немало побед и в воздушных сражениях с вражескими лётчиками. Однажды Лейтенант Лебедев, возвращаясь из разведки, встретил немецкий истребитель, который преградил ему путь. Вражеская машина обладала большой маневренностью. Но это не остановило отважного сокола. Он пошёл в лобовую атаку и своей стремительностью ошеломил врага. Шесть раз сходились самолёты лоб в лоб - вражеский самолёт был сбит...

Бюст Д.М.Лебедева
Бюст Д. М. Лебедева.

Всего Дмитрий Лебедев совершил 319 боевых вылетов. И каждый раз он делал то, что требовала в данный момент обстановка на фронте. 133 раза пилот вылетал на разведку морских объектов противника, 186 боевых вылетов сделал на бомбометание, потопив при этом 21 судно противника, уничтожив 12 вражеских самолётов на аэродромах, подавив десятки немецких артиллерийских батарей и автомашин. Он участвовал в 34 воздушных боях, сбил лично 2 самолёта врага и 17 - в группе с товарищами. Его звено было одним из самых надёжных, боеспособных в прославленной разведывательной эскадрилье Черноморского флота.

Капитан Д. М. Лебедев стал Героем Советского Союза в Июле 1943 года и сражался до конца войны. Кроме ордена Ленина и Золотой Звезды он был награждён тремя орденами Красного Знамени, четырьмя медалями.

В послевоенные годы, окончив академию, Полковник Д. М. Лебедев продолжал службу в Военно - Воздушных Силах, успешно воспитывал молодых лётчиков. В 1959 году на территории сада завода "Калибр" установлен бюст Героя.

Сайт управляется системой uCoz

Возврат

Н а з а д