HSU

Коваленко Александр Андреевич

А.А.Коваленко

Родился 7 Февраля 1909 года в Киеве в семье рабочего. Окончил 7 классов неполной средней школы. Работал стеклодувом на Киевском стекольном заводе "Червона Гута". С 1932 года в Военно - Морском Флоте. В 1933 году окончил Качинскую военнную авиационную школу пилотов. Участник похода советских войск в Западную Белоруссию 1939 года и советско - финляндской войны 1939 - 1940 годов.

Участник Великой Отечественной войны с Июня 1941 года. Служил в ВВС Северного Флота. Летал на И-16 и "Харрикейне", один из ближайших друзей дважды Герой Советского Союза Б. Ф. Сафонова.

К началу Мая 1942 года командир эскадрильи 2-го Гвардейского истребительного авиационного полка Гвардии Капитан А. А. Коваленко совершил 146 боевых вылетов, в 22 воздушных боях сбил 8 вражеских самолётов. 14 Июня 1942 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

Всего за время войны произвёл 207 успешных боевых вылетов, участвовал в 38 воздушных боях, в которых сбил 13 самолётов противника лично и 6 - в группе с товарищами.

С 1945 года Гвардии Подполковник А. А. Коваленко - в запасе, инвалид 2-й группы. Жил в Москве. Бюст А. А. Коваленко в числе 53 лётчиков - североморцев, удостоенных звания Героя Советского Союза, установлен на Аллее Героев - авиаторов Северного флота, открытой 29 Октября 1968 года на улице Преображенского в посёлке Сафоново ( ЗАТО город Североморск Мурманской области ). Награждён орденами Ленина, Красного Знамени ( дважды ), Отечественной войны 1-й степени, медалями, иностранным орденом. Умер 21 Июня 1984 года. Похоронен на Кунцевском кладбище. Его имя присвоено одному самолёту МиГ-31 из состава 174-го ГвИАП

.

*   *   *

Сафонов и Коваленко - кто в годы Великой Отечественной войны не знал на Северном флоте этих фамилий... Два друга, два прекрасных лётчика - истребителя, прославивших всю североморскую авиацию. В начале войны Сафонов был командиром эскадрильи, Коваленко - его заместителем.

Их связывали не просто дружеские чувства. На глубоком духовном родстве была основана их взаимная привязанность. Большая симпатия друг к другу проявилась ещё в курсантскую пору, и все последующие годы они шагали рядом, по - братски заботясь друг о друге. Одновременно окончили училище, служили в одной эскадрилье - сначала в Белоруссии, а затем - на Севере. Вместе вступали в партию, почти в одно время обзавелись семьями. Их сближало пытливое, творческое отношение к своему делу, единство взглядов на тактику воздушного боя и её развитие, большая любовь к авиации.

Однажды при подходе к району патрулирования Сафонов обнаружил немецкого разведчика "Хеншель-126" и вышел в атаку. Коваленко же с несколькими И-16 на случай появления вражеских истребителей прикрывал действия командира. И такой случай не заставил себя ждать. Когда вражеский разведчик попытался уйти из - под удара, внезапно из - за сопки с набором высоты на сафоновский И-16 бросились два Me-109. Наперехват им устремился Коваленко с остальными лётчиками группы. "Мессеры", не приняв боя, повернули обратно. Коваленко настиг одного из них и стал пулемётным огнем прижимать его к земле. Ме-109 так и не смог вывернуться: неотступно преследуемый советским истребителем, он врезался в болото. А Сафонов тем временем сбил "Хеншеля".

Хеншель-126

Немецкий самолёт - корректировщик Henschel Hs-129B, 1941 год.

7 Июля 1941 года в групповом воздушном бою Коваленко записал на свой боевой счёт истребитель Ме-109. 6 Августа уничтожил ещё один Ме-109 - уже лично.

Блестящий успех принёс сафоновцам воздушный бой 9 Августа 1941 года, когда ими был применён метод ударной и сковывающей групп. Глубокой белой ночью посты наблюдения за воздухом оповестили о появлении над линией фронта целой армады вражеских самолётов - более 60 бомбардировщиков и истребителей стремились прорваться к базам флота. По сигналу тревоги эскадрилья Сафонова взмыла в воздух. Как и обычно, чтобы выиграть время и сэкономить горючее, самолёты выстроились в боевой порядок с ходу, не делая традиционного круга над аэродромом. План предстоящего боя был прост и конкретен: ударной группе Сафонова надлежало взять на себя "Юнкерсов", а группе Коваленко - "Мессершмиттов"; атака - из засады, со стороны солнца.

Эскадрилья шла над морем, всё более удаляясь от береговой черты. В намеченной точке она набрала высоту и резко повернула на юг. Через несколько минут Сафонов впереди у горизонта заметил вражескую армаду и повёл эскадрилью на сближение. "Юнкерсы" шли под прикрытием большого количества истребителей. Сафонов решил ударной группой атаковать ведущую девятку бомбардировщиков, чтобы сбить с курса пикировщиков.

И-16 ринулись на противника со стороны солнца. Снижаясь, они неслись на предельной скорости. Противник не сразу обнаружили их в ослепительных солнечных лучах. Когда же заметили, было уже поздно. "Мессершмитты" попытались было перехватить ударную группу, но были отброшены отсекающим огнём группы Коваленко. Сафоновская шестёрка прорвалась к передним "Юнкерсам" и, открыв огонь с короткой дистанции, сбила 3 из них, а остальные рассеяла. Затем Сафонов повёл группу на следующую девятку и свалил на сопки ещё 2 бомбардировщика.

Немецких лётчиков, растерявшихся от столь стремительной и дерзкой атаки советских самолётов, охватила паника. "Юнкерсы", отсечённые от своих истребителей, беспорядочно выходили в пикирование и, сбрасывая бомбы на тундру, торопливо поворачивали на запад. Преследуя их, советские истребители уничтожили ещё 8 вражеских самолётов. На этот раз боевой счёт эскадрильи существенно пополнили Александр Коваленко, Виктор Максимович, Захар Сорокин, Тимофей Раздобудько, Василий Адонкин. Сам Сафонов уничтожил 3 "Юнкерса".

В Сентябре 1941 года за мужество и отвагу, проявленные в схватках с врагами, Александр Коваленко был награждён орденом Красного Знамени.

Памятным для Коваленко и его боевых друзей были два воздушных боя, проведённые 15 Сентября. В первом пятёрка наших истребителей со стороны солнца атаковала 22 "Юнкерса", шедших под прикрытием двух десятков "Мессеров". Сафоновцы стремительно сближались с вражескими бомбардировщиками на дистанцию 100 - 50 метров и в упор расстреливали их. Затем североморцы завязали ожесточённую схватку с "Мессерами". Враги метались в панике. Сбросив бомбы куда попало, они позорно обратились в бегство. В результате этого боя четыре Ju-87 и один Me-109 рухнули на землю. Сафоновцы потерь не имели.

Вскоре после посадки, прервав обед, по тревоге вновь поднялась в воздух группа Сафонова с двумя истребителями МиГ-3, которыми управляли Сорокин и Животовский. Они на максимальной скорости пошли на перехват тридцати Ju-87, прикрывавшихся истребителями. Потом Захар Сорокин расскажет про тот сентябрьский бой так:

"Небо заволокло облаками. В серой дымке показались силуэты "Юнкерсов". Их прикрывали "Мессеры". Вражеская воздушная эскадра двигалась к линии фронта. Сафонов атаковал ближайший бомбардировщик. Первой же меткой очередью бомбер был подожжён. Скользя и сбивая огонь с горевшей плоскости, он старался уйти на запад. Но уйти ему не дали. Свою смерть враг нашёл в Заполярье.

Строй вражеских машин был нарушен, а мы, окрыленные победой командира, используя преимущества внезапного нападения, смело настигали самолёты противника и навязывали им бой. Вражеские бомбардировщики спешно освобождались от бомб, сбрасывая их на позиции своих войск, - воздушная схватка происходила над территорией, занятой врагом.

Напряжённость боя росла. Для укрытия мы использовали облака и почти после каждой атаки уходили в них, а затем внезапно появлялись и били врага с разных направлений. Тактика внезапных атак из облачности и на этот раз хорошо зарекомендовала себя. Наши истребители вели только прицельный огонь с короткой дистанции, наверняка. И вот результат: один за другим загорелись несколько вражеских самолётов. Остальные начали удирать. Вдохновленные успехом, мы бросились преследовать их. А Сафонов командует: "Пристраивайтесь ко мне !   Домой !" Как всегда, он был прав: бензин кончался.

В том бою нами было сбито 8 немецких самолётов. А всего 15 Сентября сафоновцы сбили 13 вражеских машин. Три из них лично Борис Сафонов, столько же Пётр Семененко. По одному уничтожили Виктор Максимович, Владимир Покровский, Илья Животовский, Александр Коваленко и я. Остальных засчитали группе. На следующий день из Москвы пришло сообщение о присвоении Борису Феоктистовичу Сафонову звания Героя Советского Союза".

А.А.Коваленко

Гвардии Капитан А. А. Коваленко на крыле своего "Харрикейна", 1942 год.

В Марте 1942 года в Мурманск прибыл глава английской миссии в СССР Генерал - Лейтенант Макфарлан. В этот день клуб ВВС Северного флота был празднично разукрашен. Над трибуной висел лозунг и на русском и на английском языках: "Да здравствует боевой союз армий и флотов Советского Союза, Великобритании и других свободолюбивых народов, ведущих справедливую освободительную войну против немецко - итальянского разбойничьего империализма".

За столом президиума - глава английской военной миссии в СССР Генерал - Лейтенант Макфарлан, командующий ВВС СФ Генерал - Майор авиации Кузнецов, дивизионный комиссар Николаев, члены английской миссии и другие лица. Собрание открывается под торжественные звуки оркестра, исполняющего "Интернационал" и английский гимн.

Затем выступил Генерал - Лейтенант Макфарлан. Свою по - военному лаконичную речь он произнес на английском, затем на русском языке:

"По приказу моего короля, я имею великую честь вручить ордена четырём вашим товарищам: Майору Б. Ф. Сафонову, Капитану И. К. Туманову, Капитану А. Н. Кухаренко и Капитану А. А. Коваленко, заслужившим их в борьбе с общим врагом народов Великобритании и Советского Союза. Этот торжественный момент укрепляет дружбу между двумя великими странами. Мы сражаемся вместе и будем продолжать нашу борьбу до полного разгрома общего врага человечества, какими являются фашистские захватчики".

Горячо поздравив лётчиков с наградой и пожелав им дальнейших боевых успехов, Генерал - лейтенант Макфарлан прикалывает к их груди высший авиационный орден Англии - "Ди-эф-си" ( Большой серебряный крест за лётные боевые заслуги ).

В конце Марта 1942 года в одном из воздушных боёв командиром эскадрильи А. А. Коваленко был подбит истребитель Me-110, который сел на одном из замёрзших озёр за линией фронта. Около трех часов ночи к месту посадки этого самолёта по приказанию командира полка вылетели на учебно - тренировочном самолёте УТ-2 заместитель командира полка Капитан Алексей Никитович Кухаренко и старший инженер полка. Перед ними Сафонов поставил задачу - снять с вражеского самолёта пушки и пулемёты, вывезти патроны и снаряды, снять бронеспинку и бронеплиты.

Самолёт Ме-110
Немецкий самолёт Ме-110, 1942 год

Задача эта была выполнена частично - сняли пулемёт и бронеспинку и вскоре благополучно вернулись на аэродром. Пушки снять не смогли, так как самолёт сел на озеро без шасси, а подход к отсеку, в котором они размещались, находился в нижней части фюзеляжа. Одновременно была вырублена и привезена на аэродром часть обшивки фюзеляжа, на котором была нарисована рыжая немецкая такса, держащая в зубах самолёт И-16 с красными звездочками на крыльях. Посмотрев на эту картинку, Сафонов сказал: "Не сожрёте, подавитесь !". Сейчас этот кусок обшивки Ме-110 хранится в одном из залов Центрального военно - морского музея в Ленинграде.

В Апреле 1942 года в Заполярье накал борьбы в воздухе возрос. С наступлением полярного дня участились налёты немецкой авиации. По нескольку раз в день в зоне действия североморских истребителей появлялись группы бомбардировщиков противника, сопровождаемых истребителями. Если за Март постами воздушного наблюдения, оповещения и связи было зарегистрировано 700 вражеских самолётов, то в Апреле количество их почти утроилось.

15 Апреля восьмёрка истребителей, которую возглавил командир эскадрильи Капитан Коваленко, поднялась в воздух для прикрытия Мурманского порта от ударов вражеских бомбардировщиков. Прибыв в район, группа начала патрулировать над Кольским заливом. Вскоре наши лётчики увидели "Юнкерсов". В сопровождении истребителей они шли на Мурманск. Коваленко отметил, что основное прикрытие бомбардировщиков находится сзади, и, оценив обстановку, решил атаковать головную группу сзади снизу.

Заняв удобную для удара позицию, ведущий с набором высоты пошёл на сближение с противником. Ведомые чётко повторили маневр. Но в этот момент произошло неожиданное: несколько самолётов противника начали пикировать, подставив фюзеляжи под огонь наших истребителей. Вот уже видны открытые бомболюки, бомбы на внешних подвесках. Коваленко, не мешкая, открыл огонь по флагману первой девятки "Юнкерсов". Остальные лётчики группы тоже атаковали бомбардировщиков.

Вспыхнул и стал падать сбитый командиром с первой атаки "Юнкерс". Бой разгорался. Пушечно - пулемётные трассы резали мурманское небо. Заметив, что левое звено первой девятки сильно растянулось, лётчик Поляков при выходе из атаки боевым разворотом влево с ходу полоснул огневой трассой отставшего "Юнкерса". Тот задымил и рухнул вниз. Стреляли по бомбардировщикам и другие пилоты.

Почти тут же вступили в бой подоспевшие остальные самолёты полка. Оправившись от шока, вызванного нашей неожиданной атакой, вражеские истребители пытались связать советских пилотов боем, не допустить их к бомбардировщикам. Но это им не удалось. Александр Коваленко перевёл свою машину в пикирование, на большой скорости догнал ещё одного "Юнкерса" и добил его короткой очередью. Это была его 10 победа с начала войны. Боевые порядки противника были окончательно расстроены. Часть его самолётов успела сбросить бомбы в залив, другие ушли восвояси. Группа Коваленко тоже возвратилась на аэродром.

А.А.Коваленко

Воздушный бой с превосходящими силами закончился успешно - враг потерял 8 "Юнкерсов" и 5 "Мессершмиттов". Противнику не удалось выполнить до конца задуманный удар. Наши лётчики действовали организованно, проявили высокое мастерство и взаимную выручку в бою.

К началу Мая 1942 года на счету командира 1-й эскадрильи 2-го Гвардейского истребительного авиационного полка Гвардии Капитана А. А. Коваленко числилось уже 8 лично сбитых самолётов противника. Ещё более внушительным был список побед возглавляемой им эскадрильи - лишь за первые полтора весенних месяца 1942 года она уничтожила 20 вражеских самолётов, а в Июле - 21 самолёт.

Памятен североморским авиаторам и бой по отражению налёта противника на порт и город Мурманск в Июне 1942 года. Группу из шести истребителей вёл комэск Капитан А. А. Коваленко. С земли по радио передали нашим самолётам о приближении 10 вражеских истребителей и 20 бомбардировщиков.

Североморцы обнаружили "Мессеров" выше себя. Но комэск так построил маневр, что наши незаметно подобрались к вражеским бомбардировщикам. С ходу, по его команде, шестёрка краснозвёздных "ястребков" устремилась в атаку. "Мессершмитты" не успели опомниться, как в воздухе загорелись два "Юнкерса". Повторная атака - и ещё два вражеских бомбардировщика рухнули на сопки Заполярья. Экипажи оставшихся машин стали поспешно сбрасывать бомбы и уходить на запад.

Навсегда запомнилась лётчикам полка эта неотразимая атака Александра Коваленко на ведущего группы бомбардировщиков Ju-87. Подойдя вплотную сзади снизу, он сделал крен почти под 90 градусов и открыл огонь. Хвост Ju-87 на глазах пилотов буквально отвалился. Это внесло панику во всю группу "Юнкерсов". Кстати, этот Ju-87 был одним из немногих сбитых им бомбардировщиков, ибо Коваленко в полку называли "истребителем истребителей".

Действительно, на счету Коваленко были большей частью "Мессершмитты", и Сафонов первым увидел в этом не случайность, а характерную черту боевого почерка своего товарища. Он даже высказал мысль о том, что в разработке тактики группового боя истребителей с вражескими бомбардировщиками и истребителями особенность мастерства Коваленко может стать важным элементом. В скором времени так оно и произошло...

14 Июня 1942 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, командиру эскадрильи 2-го Гвардейского истребительного авиационного полка Гвардии Капитану А. А. Коваленко было присвоено звание Героя Советского Союза.

Представление своему боевому другу на это высокое звание писал сам Борис Феоктистович Сафонов - прославленный ас ВВС Северного Флота. Он отметил незаурядные командирские качества и большое лётное мастерство своего соратника, его разумную отвагу и дерзость, тактическую смекалку. Много примеров боевой доблести Коваленко мог привести командир полка, но он отметил лишь самые яркие. Если бы принято было писать в официальных представлениях о таких свойствах человека, как жизнерадостность, весёлый характер, чувство юмора, что делало короткий досуг людей в эскадрильи благотворным, дающим заряд бодрости, снимающий огромное психологическое напряжение, повышающим настроение, то Борис Феоктистович, наверное, написал бы об этом немало...

Пройдёт время, и жизнь подтвердит, что Сафонов не ошибся в своём доверии к ближайшему другу и первому помошнику. Коваленко всю войну и до тех пор, пока оставался в рядах военных лётчиков, был одним из самых ярких представителей сафоновской школы.

А.А.Коваленко

Герой Советского Союза Капитан А. А. Коваленко, 1942 год.

...19 Апреля 1943 года на командный пункт собрали командиров эскадрилий. Там уже находился командующий ВВС Северного флота Генерал Андреев. Задание было очень ответственным: прикрыть с северо - запада подходы к Мурманску. На каждый вылет был новый пароль для командной рации.

Над указанным районом лётчики "висели" уже вторые сутки. Всюду было спокойно, враг не давал о себе знать. На смену группе Капитана И. А. Воловодова из 27-го ИАП вышла эскадрилья 2-го Гвардейского полка, возглавляемая Героем Советского Союза Гвардии Майором А. А. Коваленко. И в это время появились 9 вражеских бомбардировщиков под прикрытием 12 истребителей. Советские истребители из группы Воловодова первыми устремились в атаку на врага.

А.А.Коваленко (справа)
А. А. Коваленко ( справа )

Один из "Юнкерсов" сваливается на правое крыло, из его фюзеляжа вырываются дым и пламя. Вслед за ним падает подбитый истребитель. Тем временем вступила в бой и подошедшая на смену эскадрилья истребителей Коваленко. После их атаки 2 бомбардировщика, охваченные пламенем, устремились к земле. Четвёрка Коваленко врезается в шеренгу "бомберов". Те, паникуя, сбрасывают бомбы где попало, круто разворачиваются и удирают, а один из них, развалившись на куски, падает.

Тот налёт дорого обошёлся противнику. Группа Воловодова и подоспевшая эскадрилья Коваленко сбили 7 бомбардировщиков из девяти и одного истребителя, обратили в бегство оставшихся...

Сайт управляется системой uCoz

Возврат

Н а з а д