HSU

Флейшман Алексей Дементьевич

А.Д.Флейшман

Родился 29 Июня 1917 года в селе Гришковцы, ныне посёлок Бердичевского района Житомирской области ( Украина ), в семье рабочего. Окончил школу ФЗУ и 2 курса рабфака. Работал мотористом в авиационных мастерских города Житомира. С 1939 года в Красной Армии, год спустя окончил Одесскую военную авиационную школу пилотов.

С началом Великой Отечественной войны на фронте, был Лейтенантом в 4-м ИАП. Через год полк, входя в 15-ю Воздушную армию, действовал на Брянском фронте и был вооружён самолётами "Хаукер - Харрикейн". В середине Августа 1942 года полк был переведён под Сталинград на Донской фронт и вошёл в состав 16-й Воздушной армии, получив самолёты Як-7Б. После завершения Сталинградской битвы полк был переброшен на Северо - Кавказский фронт, участвовал в боевых действиях на Кубани.

К Маю 1943 года заместитель командира эскадрильи 4-го истребительного авиационного полка ( 287-я истребительная авиационная дивизия, 4-я Воздушная армия, Северо - Кавказский фронт ) Старший лейтенант А. Д, Флейшман совершил 306 боевых вылетов, в 57 воздушных боях лично сбил 11 и в группе 14 самолётов противника. 24 Августа 1943 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

После войны продолжал служить в ВВС. В 1946 году окончил Военно - Воздушную академию. С 1957 года Полковник А. Д. Флейшман - в запасе. Живёт в городе Харькове. Награждён орденами Ленина, Красного Знамени, Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени ( дважды ), Отечественной войны 2-й степени, Красной Звезды, медалями.

*   *   *

Алексей рос в многодетной семье, трудился с малых лет. После окончания в 1931 году сельской школы поступил в ФЗУ Житомира, в 1933 году - в школу автомехаников. С мая 1934 года работал в авиамастерской и одновременно учился на рабфаке. Окончив Житомирский аэроклуб, в Марте 1939 года поступил в Одесскую военную школу лётчиков, в которой учился до Октября 1940 года. Был выпущен в звании Младшего лейтенанта и назначен на должность лётчика в 4-й истребительный авиационный полк 50-й смешанной авиационной дивизии в Кишинёве.

22 Июня 1941 года в 4 часа 45 минут совершил первый боевой вылет на прикрытие Кишинёва. Летал на самолёте И-153 "Чайка", выполнял боевые вылеты в основном на штурмовку войск противника на переправах через реки Прут, Днестр, на дорогах Молдавии и юга Украины. Совершил более 60 боевых вылетов. В Октябре 1941 года полк направили в Кинешму, где Алексей Флейшман за короткий срок освоил английский самолёт "Хаукер - Харрикейн".

5 Ноября 1941 года полк перелетел на аэродром Туношна для выполнения задач противовоздушной обороны Ярославля, Рыбинска, севера Московской области. Здесь в Октябре - Июне 1942 года Алексей совершил свыше 60 боевых вылетов. В Июне 1942 года полк перевели на полевой аэродром северо - восточнее Воронежа, где Алексей лично сбил 3 немецких самолёта, провёл 7 воздушных разведок.

С начала 1943 года воевал заместителем командира эскадрильи на Сталинградском фронте. Совершил 68 боевых вылетов, сбил 3 немецких самолёта лично и 4 - в группе с товарищами.

23 Февраля на аэродроме Саратовского авиационного завода колхозницы из села Синенькие Красноармейского района вручили Алексею и его боевым товарищам самолёты Як-1 с надписью "За Родину". Алексей Дементьевич вспоминает этот момент с волнением: "К трибуне подошла пожилая колхозница с загорелым, обветренным лицом и, обращаясь к нам, сказала: "Дорогие наши сыновья, жители нашего села на свои сбережения купили 4 самолёта, мы вручаем их вам, а вы бейте фашистов, гоните их с родной земли. Если в бою самолёт погибнет, мы вам ещё купим, а если что - то случится с лётчиком и он не сможет воевать, - приезжайте к нам в колхоз. Мы вас примем как сыновей".

С 14 Апреля по 1 Июня 1943 года заместитель командира эскадрильи Старший лейтенант Флейшман участвовал в сражениях на Кубани. Совершил 54 боевых вылета, сбил 4 самолёта лично и 3 - в группе. В одном из воздушных боёв сбил "Мессера" над линией фронта. Ветеран вспоминает:

"Бомбардировщики противника на самолётах Ju-88 пытались наносить удары по нашим войскам на линии фронта с высоты 7000 метров. 7 Мая 1943 года большая группа "Юнкерсов" появилась юго - западнее Новороссийска. Лётчики 2-й авиационной эскадрильи находились в районе станции Крымская на высоте 3000 метров. Ведущим был я. Получив информацию с земли о направлении полёта бомбардировщиков, принял решение набирать высоту на перехват противника, о чём передал лётчикам по радио.

Несмотря на отсутствие у них кислородных масок и кислорода в баллонах, лётчики смогли подняться до высоты 6000 метров, но чувство кислородного голода заставило их пойти на снижение, а затем на посадку.

Позже опыт, полученный в полётах на больших высотах в ПВО Ярославля, позволил мне подняться на высоту 7000 метров. В завязавшемся воздушном бою я сбил истребитель Ме-109. Отвесным пикированием вышел из боя и нормально приземлился на аэродроме Абинская".

В Июле - Сентябре 1943 года участвовал в боях на Курской дуге. 24 Августа 1943 года Алексею Дементьевичу Флейшману было присвоено звание Героя Советского Союза, и вскоре он был направлен на учёбу в Военно - Воздушную академию.

С Марта 1946 года в звании Капитана служил на командных должностях в авиационных формированиях в Пхеньяне ( Северная Корея ), в Комсомольске - на - Амуре, в городе Дальний ( КНР ), в Приморье.

В Августе 1956 года в полёте на МиГ-17 произошла аварийная ситуация, в результате которой А. Д. Флейшман был контужен, а позже уволен из ВВС в звании Полковника. После излечения работал лектором областного общества "Знание" в Харькове, директором планетария, в агропроектном институте. В 1982 году вышел на пенсию, продолжал работать лектором областного общества "Знание", председателем сектора военных знаний. С 1986 по 1989 год возглавлял Совет ветеранов войны и труда Фрунзенского района Харькова, с 1995 по 1999 год - председатель Совета инвалидов войны и военной службы Харьковской области.

Сайт управляется системой uCoz

Возврат

Н а з а д