Дмитриев Владимир Михайлович

В.М.Дмитриев

К сожалению, почти никакой информации об этом лётчике найти не удалось. Есть лишь отдельные упомянания в источниках и рисунок его самолёта, выполненный художником Михаилом Быковым "( http://avia-hobby.ru )" - автором замечательных работ, многие из которых помещены на страницах данного проекта.

*   *   *

...14 Марта 1942 года в 12 часов дня Алим Байсултанов во главе шести самолётов вылетел на линию фронта сменить патруль. Истребители шли на высоте 3000 метров. Пара прикрытия, которую вёл лётчик Владимир Дмитриев, шла на 1000 метров выше. Не прошло и пяти минут дежурства в воздухе, как из пункта наведения сообщили: "Большая группа Ju-87 под прикрытием истребителей подходит с юга. Высота 2000 метров. Атакуйте, "лаптежники" впереди вас, ниже".

Для Байсултанова этого было достаточно. Он дал команду:

- Атакуем "Юкерсов" в лоб, всей группой !

И, сжав зубы, как делал обычно в таких случаях, ринулся на врага.

Над передним краем, развив большую скорость при пикировании, "ишачки" на встречном курсе атаковали "Юнкерсов". Их было 15. Первого сбил Алим. Владимир Дмитриев, идя немного сзади, выпустил по бомбардировщикам четыре РС-82 одним залпом и настолько удачно, что противник потерял сразу ещё 2 летевших рядом самолёта.

Атака ошеломила не только бомбардировщиков, но и истребителей прикрытия. Враг беспорядочно начал сбрасывать бомбовый груз над своей территорией и торопливо разворачиваться на обратный курс. Это позволило Байсултанову сбить ещё одного "Юнкерса". Всего же противник недосчитался четырёх своих самолётов, а наши привезли лишь десяток пробоин.

...Гвардии Капитан Владимир Дмитриев - штурман 4-го ГвИАП, коренной ленинградец, лихой воздушный боец... В Марте 1942 года при штурмовке станции Мга мой самолёт подбили, и Володя полчаса отбивал атаки врага, пока я не дотянул до аэродрома. Мне казалось, никакая пуля не вырвет его из наших рядов. Думая о нём, я не мог представить себе, что завтра над Кургаловским полуостровом вспыхнет свечой его самолёт и сам он сгорит вместе с машиной.

В 9 часов утра 7 Февраля 1945 года - день, который, как и многие другие, запомнился надолго, - на прикрытие переправ вылетели двумя группами. Первую шестёрку "Лавочкиных" вёл Владимир Дмитриев. С ним летели Лейтенант Николай Шестопалов и его ведомый Виктор Островский, питомцы Ейского авиаучилища. Соколята - называли мы их, еще не имевших поражений в бою.

Подлетая к плацдарму, Дмитриев получил указание атаковать на подходе к линии фронта группу противника, идущую с юга вдоль реки Нарвы.

- Вас понял !  Я - "Ноль четвёртый", - спокойно ответил Владимир и, увеличивая скорость, повернул навстречу врагу.

Вскоре он обнаружил плотный строй из шести четвёрок пикирующих бомбардировщиков Ju-87, летевших под прикрытием десяти FW-190. Судя по всему, 24 бомбардировщика решили нанести удар по всем трём переправам. Но их замыслу не суждено было осуществиться: Дмитриев был опытным и отважным командиром.

- Я - "Ноль четвёртый" !  Атакуем на встречном, всей группой. Коля, - приказал он Шестопалову, - прикрой повторные атаки на попутном. Понял ?  Действуй !

И "Лавочкины", открыв пушечный огонь, врезались в строй врага. Два горящих Ju-87 вышли из общего строя. Ещё три, получив повреждения, сбросили бомбы и повернули назад. Остальные, сомкнув строй, продолжали полёт.

Теперь всё решали мгновения. Дмитриев, развернув звено, ринулся в повторную атаку с задней полусферы. Шестопалов и Островский, маневрируя, отбивали атаки "Фоккеров". Упорство и дерзость вновь принесли успех ударному звену. Загорелся ещё один "Юнкерс", два подбитых, снижаясь, повернули на запад. Строй распался. Сбрасывая бомбы на свои войска, "Юнкерсы" легли на обратный курс.

- Коля, ранен, выхожу из боя, добивай гадов. Я - "Ноль четвёртый".

Прикрытый ведомым, Дмитриев, теряя высоту, потянул к аэродрому. Четвёрка Шестопалова продолжала бой с десятью "Фокке - Вульфами", решившими свести счёты за бомбардировщики. Но уже летело на помощь посланное Ройтбергом патрульное звено Ла-5. Они были на подходе, когда одна за другой упали две машины - вражеская и наша. В лобовой атаке погиб Виктор Островский. "Лавочкины" погнали немцев, Шестопалов меткой очередью успел сбить ещё одного. Победа !  Но и наша утрата была горькой. Не стало двух прекрасных воздушных бойцов: Дмитриева и Островского.

( Из воспоминаний Героя Советского Союза В. Ф. Голубева )

*   *   *

...16 Марта 1943 года командир I.JG 54 хауптман Филипп и унтерофицер Хейнц Hиколейт ( 19 побед ) допустили ошибки, однако одному из них это стоило жизни. В этот день для сопровождения корректировщика Нs-126 в район Мги был всего один FW-190. Хауптман Филипп понадеялся на опыт своего подчинённого, а унтерофицер Николейт, находясь в зоне действия советских истребителей, плохо наблюдал за воздушным пространством.

Ла-5 В.М.Дмитриева

Истребитель Ла-5 из состава 4-го ГвИАП ВВС КБФ, на котором
летом 1943 года летал Гвардии Старший лейтенант В. М. Дмитриев.

Уничтожение "Хеншеля" было поручено организовать замкомполка 4-го ГвИАП Капитану В. Ф. Голубеву. Гвардейцы, незадолго до того освоившие новейший истребитель Ла-5, совершали первые вылеты после возвращения на фронт и постоянно рвались в бой. Для выполнения задачи командования, Голубев направил пару истребителей, разрешив при этом любимцу полка Старшему лейтенанту Дмитриеву лететь на своём, лучшем в полку "Лавочкине" с бортовым номером "33".

Обойдя противника с северо - запада, советские лётчики с одного захода подожгли и "Хеншель", и FW-190, причём их противники даже не видели нападавших. Сверхрезультативный боевой вылет, в котором Старший лейтенант Дмитриев и Лейтенант Столярский одержали по победе, занял всего 11 минут.

( Из статьи "Веселая охота на Востоке Европы" )

*   *   *

Согласно данным, приведённым Михаилом Быковым, лётчик - истребитель Владимир Михайлович Дмитриев записал на свой боевой счёт в годы войны 15 воздушных побед: 3 самолёта он сбил лично и 12 - в группе с товарищами. Все эти победы были одержаны им в составе 13-го ИАП ( с 18 Января 1942 - 4-й ГвИАП ) КБФ.

Сайт управляется системой uCoz

Возврат

Н а з а д