HSU

Брызгалов Павел Александрович

П.А.Брызгалов

Родился 8 Сентября 1922 года в деревне Бекени, ныне Кунгурского района Пермской области, в семье рабочего. В 1940 году окончил среднюю школу города Пермь, учился в аэроклубе. С 1941 года в Красной Армии, год спустя окончил Руставскую военную авиационную школу пилотов.

С Июня 1943 года в действующей армии. К Марту 1945 года заместитель командира эскадрильи 178-го Гвардейского истребительного авиационного полка ( 14-я Гвардейская истребительная авиационная дивизия, 3-й Гвардейский истребительный авиационный корпус, 5-я Воздушная армия, 2-й Украинский фронт ) Гвардии Старший лейтенант П. А. Брызгалов совершил 248 боевых вылетов, в 61 воздушном бою лично сбил 19 самолётов противника и 1 уничтожил на земле при штурмовке аэродрома. 15 Мая 1945 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

После войны продолжал служить в ВВС. В 1953 году окончил Военно - Воздушную академию. С 1959 года Гвардии Подполковник П. А. Брызгалов - в запасе. Награждён орденами Ленина, Красного Знамени ( дважды ), Александра Невского, Отечественной войны 1-й и 2-й степеней, Красной Звезды ( дважды ), медалями. Жил в городе Ступино Московской области, работал старшим инженером в производственном объединении. Умер 30 Апреля 1998 года.

*   *   *

Свою боевую деятельность Павел Брызгалов начал в составе 3-й эскадрильи 240-го истребительного авиационного полка летом 1943 года. Освоив лишь недавно поступившие в полк самолёты Ла-5, сразу принял участие в боях под Курском, где быстро отличился.

14 Августа 1943 года, уже в боях под Харьковом, сбил истребитель Ме-109. В боях над Днепром Брызгалов показал себя настоящим асом, сбив 5 самолётов противника ( 2 Октября - пикировщик Ju-87, 6 и 12 Октября - ещё две машины ( тип не установлен ), 29 Октября - бомбардировщик Не-111 ).

30 Января 1944 года в схватке над Кировоградом Павел Брызгалов уничтожил пикировщик Ju-87. А вскоре, 14 Марта 1944 года, был подбит и сам, но совершил удачную вынужденную посадку. В Мае 1944 года полк вёл бои уже над Прутом. Там самолёт Брызгалова был вновь подбит, и он вернулся в часть пешком. Когда Иван Кожедуб, лучший лётчик 240-го ИАП, был переведён в другой полк, Брызгалову достался его самолёт Ла-5Ф, на котором была дарственная надпись от колхозника Конева. На этой машине Брызгалов одержал ещё 12 побед.

Ла-5Ф колхозника Конева

Истребитель Ла-5Ф из состава 240-го ИАП, на котором весной - летом
1944 года летал Капитан И. Н. Кожедуб. Позднее на этой машине также
совершали боевые вылеты лётчики П. А. Брызгалов и К. А. Евстигнеев.

В Сентябре 1944 года полк стал именоваться 178-м Гвардейским. В одном из боевых вылетов, заместитель командира эскадрильи Гвардии Старший лейтенант П. А. Брызгалов во главе шестёрки "Лавочкиных" прикрывал с воздуха войска, вошедшие в прорыв. Брызгалов был два года в беспрерывных боях и знал, что это задание не легче других, поэтому отнёсся к нему с чувством высокой ответственности. Он собрал лётчиков, рассказал о полученной задаче, произвёл розыгрыш полёта. Все было предусмотрено: каким строем пойдут Ла-5, как будут действовать сковывающая и ударная группы в том случае, если произойдёт встреча с вражескими самолетами. Обстановка подсказывала, что немцы попытаются бомбить наступающие советские войска.

И вот 6 советских истребителей в воздухе. Лётчики всматриваются в линию фронта. Они видят извилистые траншеи, чёрные хлопья разрывов и людей, бегущих за танками. Это наступающие войска. И может, кто - то из солдат даже посетовал на лётчиков, которые парили в небе, но ни разу не рванулись к земле для того, чтобы нанести штурмовой удар по окопам противника. Может, и Брызгалова подмывало бросить машины в крутое пике. Но их сдерживал боевой приказ - не допустить вражескую авиацию.

Вскоре Брызгалов заметил в небе чёрные точки. Около 20 бомбардировщиков противника в сопровождении истребителей шли двумя ярусами.

- Я - "Сокол". Выполняйте задание, прикрою ! - передал он по радио ведущему ударной группы Старшему лейтенанту Е. А. Карпову.

Четыре истребителя ринулись на врага. Атаковали стремительно, яростно, расчётливо. Вскоре не стало строя бомбардировщиков - они расползлись по небу, а один из них, нещадно дымя, врезался в землю. Вражеские истребители бросились своим на выручку, но навстречу им устремилась пара, ведомая Брызгаловым. Два против восьми !  Однако советские лётчики захватили инициативу. Уже через несколько секунд в воздухе осталось 7 Ме-109.

Два "Юнкерса" обила в этом бою ударная группа Е. А. Карпова, ещё две вражеские машины сбил лично П. А. Брызгалов. Понеся ощутимые потери, неприятельские лётчики предпочли выйти из боя.

К концу войны на счету отважного воздушного бойца было около 250 успешных боевых вылетов и более 60 проведённых воздушных боёв. Он сбил 19 вражеских самолётов лично и 5 в группе с товарищами, ещё 1 - уничтожил на земле.

Сайт управляется системой uCoz

Возврат

Н а з а д