HSU HSU

Степанян Нельсон Георгиевич

Нельсон Степанян родился 28 Марта 1903 года в семье служащего, в далекой и высокогорной Шуше, вознесённой столь высоко к небу, что орлы парят у её жителей под ногами. Нагорный Карабах издавна славился своими воинскими традициями. Доблесть и отвага всегда были неотъемлемой чертой его сыновей. Скорее всего близость к небу и побудила армянского мальчика мечтать о полетах. Кем только не пришлось работать Степаняну, но своей цели он остался верен.

В 1935 году Нельсон Степанян успешно заканчивает школу Гражданского флота в Батайске и много летает, перевозя людей и грузы. В преддверии Великой Отечественной, когда в воздухе уже пахло войной, Степаняна со многими другими наиболее опытными пилотами отправляют на курсы высшей лётной подготовки Гражданского Воздушного флота. Но закончить курсы Нельсону Степаняну так и не удалось...

Н.Г.Степанян

Уже на второй день войны он был призван из запаса и направлен в авиацию Черноморского флота. Буквально в течение нескольких суток он осваивает штурмовик Ил-2 и включается в боевую работу, нанося удары по врагу в составе 46-й штурмовой авиаэскадрильи в районе Николаева и Одессы. На 20-м вылете во время очередной штурмовки Нельсон был ранен осколком зенитного снаряда, но сумел дотянуть свою повреждённую машину до аэродрома. В Августе 1941 года, ещё толком не долечившись, он уже снова идет на штурм неприятельских позиций уже в составе 57-го штурмового авиаполка ВВС Балтийского флота. Теперь Н. Г. Степанян уже сражается на подступах к Ленинграду, успешно уничтожая технику и живую силу противника.

Большой опыт бывшего гражданского лётчика, его безупречная техника пилотирования, личная отвага и житейская мудрость ( ведь Степаняну было уже 38 лет, и для большинства мальчишек - лётчиков он годился почти в отцы ! ) не остались без внимания командования, и уже месяц спустя Степанян назначается командиром звена в этом же полку. Почти каждый день он поднимал в небо свой Ил-2, каждый день испытывал радость побед и горечь потерь. Сегодня ни для кого не секрет, что больше других на войне гибли именно штурмовики. Это и понятно !  Ведь именно они не обходили, как иные, мощные узлы противовоздушной обороны, а, наоборот, сами атаковали их !

Скупая хроника боевой деятельности Нельсона Степаняна в первые полгода войны весьма красноречиво говорит сама за себя. В небе Ленинграда он совершил более 60 боевых вылетов и вместе со своим звеном уничтожил и вывел из строя 8 танков, почти 90 автомашин, более 60 зенитных орудий и пулемётов, множество другой техники.

Н.Г.Степанян

В боевой характеристике на Нельсона Степаняна, данной ему командиром полка в этот период, говорится: "Командир звена 57-го ШАП ( 8-я БАБ, ВВС Балтийского флота ) Младший лейтенант Степанян к Сентябрю 1942 года совершил 58 боевых вылетов, нанеся противнику большой урон в живой силе и технике. С первых же боевых вылетов показал себя смелым лётчиком с отличной техникой пилотирования. Через месяц боевой работы был назначен командиром звена. Получив звено, тов. Степанян уверенно водит в бой своих летчиков, увлекая их смелостью и отвагой". Тогда же Военный совет Краснознаменного Балтийского флота представил лихого штурмовика к званию Героя Советского Союза. А 23 Октября 1942 года Капитану Н. Г. Степаняну это высокое звание было уже присвоено.

А война продолжалась. Теперь, возвращаясь с очередного задания, Степанян уже не считает количество дыр в фюзеляже своего самолёта. К этому он уже привык. Главное, чтобы к утру машина была снова готова к бою. В Ноябре того же года Степанян становится командиром эскадрильи все того же 57-го ШАП, который в Марте следующего года, одним из первых на флоте, был переименован в 7-й Гвардейский.

Спустя некоторое время Степаняна отзывают с фронта. Опытнейший Ас, он назначается готовить лётные кадры на курсы командиров звеньев Военно - Воздушных Сил Краснознамённого Балтийского флота, а затем и на Высшие офицерские курсы ВВС ВМФ. Там в полной мере проявился талант Нельсона Степаняна уже как наставника - педагога, умевшего, как никто другой, в кратчайшие сроки передавать ученикам свои знания и умение ведения воздушной войны. Одновременно Степанян непрерывно "бомбардирует" начальство рапортами с просьбой отправить его на фронт. Он боевой лётчик и ему ли в разгар сражения сидеть в тылу !

Настойчивость воздушного Аса в конце концов возымела действие, и в Апреле 1944 года Нельсон Степанян назначается командиром 47-го ШАП ВВС Черноморского флота. Полк в это время отчаянно сражался с врагом в небе Крыма и Кубани. С ходу включился в боевую работу и только что прибывший его новый командир.

Ил-2 Н.Г.Степаняна

Сверхразрисованный Ил-2 Подполковника Н. Г. Степаняна

Вспоминает ветеран Великой Отечественной войны Генерал - Полковник авиации в отставке В. Н. Воронов: "Я познакомился со Степаняном во время битвы за Кубань и Крым. Наши полки сидели на одном аэродроме. Небольшого роста, полный, с лысоватой головой и очень весёлый - таким он мне запомнился. Бои тогда были очень тяжёлые. Помню, в один из дней мы, истребители, прикрывали полк Степаняна на штурмовку Феодосии. Внезапно из облаков на нас вывалилась целая эскадрилья немецких Асов. В знак элитной принадлежности "коки" их "Мессершмиттов" были выкрашены в белый цвет. Завязался ожесточенный бой. Немцам сильно помогала и их зенитная артиллерия. В тот день на аэродром не вернулось более половины штурмовиков. Были немалые потери и у нас. После возвращения Степанян выглядел сразу очень постаревшим".

За время Крымской операции полк Степаняна уничтожил 8 транспортов, 12 быстроходных десантных барж, 9 сторожевых катеров, свыше 3000 солдат и офицеров противника. Оставаясь верным своему принципу - учить подчиненных личным примером - Нельсон Степанян сам водил свой полк в бой. Так, 16 Апреля 1944 года, будучи ведущим группы из 12-ти "Илов", он потопил в районе Судака сразу 3 быстроходные десантные баржи. 22 Мая участвовал в разгроме прорывающегося из блокированного Севастополя в Румынию конвоя, лично утопив при этом немецкий транспорт. При этом самолёт командира полка был сильно поврежден: оторваны левый элерон и часть стабилизатора. Однако, несмотря на это, Степанян сумел выполнить до конца поставленную боевую задачу и привести свой разбитый "Ил" на аэродром. За успешные действия при освобождении Феодосии 47-й ШАП был удостоен почетного наименования "Феодосийский", и в этом тоже была немалая заслуга его командира.

Н.Г.Степанян у своего Ил-2
Нельсон Степанян у своего штурмовика

После освобождения Крыма полк Степаняна был переведён на Балтику. Если борьба за Черное море уже подходила к победному концу, то здесь она была ещё в самом разгаре. Освобождение Прибалтики шло полным ходом, и усиление авиации было крайне необходимо. Едва перелетев на новое место, штурмовики Степаняна сразу же вступили в бой. Они непрерывно наносили сокрушительные удары по плавсредствам противника в Наварском, Выборгском и Финском заливах, совершали налёты на его базы. За короткое время 47-й полк уничтожил 30 вражеских кораблей и судов. По заслугам и честь, а потому 22 Июля 1944 года командующий флотом адмирал Трибуц торжественно прикрепил к боевому знамени полка орден Красного Знамени. Отныне полк становился Краснознамённым.

А ещё месяц спустя Нельсон Георгиевич был представлен к награждению второй медалью "Золотая Звезда". К этому времени командир 47-го ШАП ( 11-я ШАД, ВВС Балтийского флота ) Подполковник Степанян совершил 239 боевых вылетов. Он лично потопил целую эскадру: миноносец, два сторожевых корабля, тральщик, 2 торпедных катера и 5 транспортов, общим водоизмещением более 80 000 тонн ! Кроме этого во время штурмовок уничтожил до 5000 солдат и офицеров врага, разбил 4 переправы, вызвал более 80 взрывов и 70 пожаров. Досталось от Степаняна и вражеской авиации. Проведя более 30 воздушных боёв, он лично сбил 2 бомбардировщика Ju-88, а кроме этого расстрелял и разбомбил на аэродромах ещё 25 самолётов различных типов. За это же время лётчики его полка совершили около 1500 боевых вылетов, потопили свыше 50 кораблей и судов противника, сбили в воздушных боях 13 вражеских самолётов.

Увы... надеть на грудь вторую звезду Подполковнику Степаняну не довелось. 14 Декабря 1944 года он повёл группу своих "Илов" для нанесения бомбово - штурмового удара по Либавскому ( Лиепайскому ) порту. Либава в ту пору была единственной артерией, связующей окружённую Курляндскую группировку врага с Германией, а потому уничтожение идущих в обе стороны транспортных конвоев было делом первостепенной важности. В тот день была получена информация о скоплении в Лиепайском аванпорту большого количества груженных войсками и техникой транспортов. На их уничтожение и устремились "Илы" Степаняна.

Сам командир полка во главе первой группы должен был подавить береговую и корабельную зенитную артиллерию. Вторая же группа тем временем должна была пробиться к транспортам и разделаться с ними. Уже на самом подходе к целям самолеты Нельсона Степаняна были внезапно атакованы сразу 30-ю вражескими истребителями. Завязался ожесточённый и скоротечный воздушный бой. Спустя несколько минут самолёт ведущего, который первым храбро бросился в контратаку, прикрывая остальных, был подожжён. На уже объятом пламенем штурмовике Степанян атаковал и сбил один из "Фокке - Вульфов". Спустя несколько минут его Ил-2 упал в море. Так погиб Н. Г. Степанян и бывший с ним штурман 2-й эскадрильи 47-го авиаполка, Капитан А. Г. Румянцев.

243 боевой вылет оказался для Нельсона Степаняна последним. Могилой его стало всё Балтийское море. 6 Марта 1945 года за умелое руководство полком и личное мужество, проявленное в боях с врагами, Нельсону Степаняну было присвоено звание дважды Героя Советского Союза, увы, уже посмертно... Награждён орденами Ленина ( дважды ) и Красного Знамени ( трижды ).

Прошли годы, и в честь Степаняна были воздвигнуты памятники на его родине - в Шуше - и на месте его последнего подвига - в Лиепаи. Имя славного сына армянского народа носил и большой морозильный траулер Рижского тралового флота. Бюст Героя установлен в городе Ереване. Ежегодно в годовщину гибели Степаняна в Лиепаю приезжала армянская делегация, с выходящего в море корабля возлагался на волну траурный венок, троекратно звучал поминальный оружейный салют и скорбно приспускался Военно - Морской флаг.

Всё это было !  Трудно поверить, но с уходом Российского флота из Латвии местные власти потребовали забрать с собой и памятник прославленного лётчика, грозя в противном случае его разрушением. Герой битвы с фашизмом по - прежнему был страшен силам зла. В трюме Большого десантного корабля памятник Нельсону Степаняну был перевезён на землю Калининграда, где ныне и установлен как символ бессмертия храброму и дерзкому !

Сайт управляется системой uCoz

Возврат

Н а з а д