HSUHSU

Павлов Иван Фомич

И.Ф.Павлов

Родился 25 Июня 1922 года в селе Борис - Романовка, ныне Боровского района Кустанайской области, в семье крестьянина. Окончил 3 курса техникума. С 1940 года в Красной Армии. В 1942 году окончил Чкаловскую военную авиационную школу пилотов.

Участник Великой Отечественной войны. С 1942 года в действующей армии. К Октябрю 1943 года командир звена 6-го Гвардейского отдельного штурмового авиационного полка ( 3-я Воздушная армия, Калининский фронт ) Гвардии Старший лейтенант И. Ф. Павлов совершил 127 боевых вылетов, в воздушных боях лично сбил 3 самолёта противника. 4 Февраля 1944 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

В последующих боях, к Октябрю 1944 года, командир эскадрильи того же полка ( 3-я Воздушная армия, 1-й Прибалтийский фронт ) Гвардии Капитан И. Ф. Павлов совершил ещё 77 успешных боевых вылетов. 22 Февраля 1945 года награждён второй медалью "Золотая Звезда".

Всего совершил 248 боевых вылета, показав высокое мастерство отважного штурмовика, искусного разведчика и доблестного командира. Штурмовыми ударами нанёс врагу большие потери в живой силе и технике, в воздушных боях сбил 4 самолёта противника.

После войны продолжил службу в ВВС. В 1949 году окончил Военную академию им. М. В. Фрунзе, командовал авиационным полком. Награждён Орденами Ленина ( дважды ), Красного Знамени ( дважды ), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени, медалями. Гвардии Майор И. Ф. Павлов погиб ночью 12 Октября 1950 года при освоении новой боевой техники. Похоронен в Москве. Навечно зачислен в списки воинской части. Бронзовый бюст установлен в Кустанае.

*   *   *

...Подполковник стоял за спиной телеграфистки и читал выстукиваемые телетайпом слова. По мере того как удлинялась лента, лицо его принимало всё более задумчивое выражение. Оторвав на мгновение взгляд от аппарата, он отдал распоряжение находящемуся здесь же начальнику штаба:

- Срочно вызвать Павлова.

Задание, которое нужно было выполнить Ивану Павлову, было сложным. В районе станции Рудня уже несколько дней действовал вражеский бронепоезд. Огневыми налётами он не давал покоя нашей стрелковой бригаде, интенсивно обстреливая её позиции. На его уничтожения несколько раз летали группы наших самолётов, но безрезультатно. Были и потери.

...Зелёная ракета, описав полукруг в воздухе, дала знать об очередном вылете самолётов на боевое задание. И тут же один за другим из кустов к старту потянулись 6 Ил-2. Эту шестёрку штурмовиков знали не только здесь, на аэродроме, но и на переднем крае нашей обороны.

На этот раз задание было особенно сложным. Ещё на земле Гвардии Капитан И. Ф. Павлов настойчиво пытался найти наиболее рациональное решение этой задачи. Ведя группу к цели, он продолжал думать, как лучше поразить бронепоезд. Лететь под нижней кромкой облаков было неразумно. Ведущий знал по опыту: противник уже наверняка пристрелялся к этой высоте. В другом случае Павлов попытался бы для внезапности налёта использовать складки местности, но теперь и это сделать невозможно: подходы к цели со всех сторон открыты, вблизи железнодорожного полотна нет ни лесных массивов, ни оврагов. Хорошо бы атаковать бронепоезд со стороны солнца, но в данный момент и такой тактический вариант был неприемлем: погода стояла хмурая, пасмурная. Шёл Сентябрь 1943 года. И Павлов решил: за несколько километров до цели скрыться в облаках и выйти из них над самым объектом. Первую атаку нанести по платформе с зенитными пушками и пулемётами. Затем уже заняться самим составом. Иван Павлов был уверен в своих товарищах: они не подведут. Поэтому он и решил остановиться на этом варианте.

Молочная пелена облаков окутала боевые машины. Павлов уже не видел своих ведомых, но знал - они рядом, на своих местах, в строгом боевом порядке.

При подходе к цели Павлов отдал приказ: выходить из облаков и атаковать врага !  Ведущий первым перевёл машину на снижение. Вынырнув из облаков, он тут же заметил бронепоезд. Вот и платформа с зенитками. На выводе самолёта из пикирования он сбросил бомбы. За Павловым пошли в атаку его ведомые - Детинин, Афанасьев, Смирнов...

Удар был настолько внезапным, что противник не успел сделать ни одного выстрела по самолётам. Ещё атака - штурмовики обрушили бомбы на весь состав бронепоезда. Паровоз окутался белым облаком пара: бомба угодила в с сердце бронепоезда - в котёл локомотива. Боевое задание было выполнено...

Фронтовая юность молодого сержанта Ивана Павлова началась в период Ржевской операции, вошедшей славной боевой страницей в его биографию. Он пришёл в полк застенчивым 20-летним юношей с мягкой, добродушной улыбкой. У него, как и многих его сверстников, была самая обычная биография. Учился в индустриальном техникуме и, свернув по окончании занятий конспекты по литейному делу, спешил в другой конец города - на лётное поле к самолётам. Потом было Оренбургское военное училище, потом - фронт...

И.Ф.Павлов

Иван Павлов быстро вписался в боевой коллектив. Многие уже бывалые лётчики - штурмовики, под началом которых он получал первую боевую закалку, не возвратились на аэродром после штурмовок объектов в сильно укреплённых врагом районах.

Огромное количество зениток оберегало и Ржев от налётов нашей авиации. Начиная с высоты 200 и до 1300 метров противник насквозь простреливал всё воздушное пространство. Именно в ржевском небе Павлов овладел искуством противозенитного маневра и тактикой боёв с истребителями противника, одержал свою первую воздушную победу. Научившись воевать сам, стал учить этому и своих подчинённых. Много молодых летчиков ввёл он в строй, многие из них стали со временем замечательными воздушными бойцами.

Узнав о замечательных боевых делах своего земляка, представители далёкого казахстанского города Кустанай вручили Павлову и его друзьям новенькие "Илы", построенные на собранные средства трудящихся. Эти машины были вручены лучшим лётчикам звена Анатолия Смирнова. А Иван Павлов получил именную машину с надписью во весь борт: "Герою Советского Союза т. Павлову от трудящихся г. Кустанай". Уже на аэродроме художник дорисовал 4 небольшие звезды - по числу сбитых экипажем немецких самолётов ( три - Иваном Павловым и один - стрелком ).

Ил-2 И.Ф.Павлова

Именной Ил-2 Героя Советского Союза И. Ф. Павлова, 1944 год.

И.Ф.Павлов

Спустя некоторое время Иван Павлов писал землякам на родину: "Сегодня мы можем сообщить, что лётчики звена А. Смирнова на ваших самолетах совершили уже 50 боевых вылетов. Штурмовики уничтожили 8 танков, 32 автомашины, истребили до 300 фашистских солдат и офицеров, подавили огонь 6 артиллерийских и минометных батарей, в воздушных боях сбили три "Фокке - Вульфа - 190".

Из скромности Иван Фомич не написал, какой тяжелый бой недавно выдержал он сам. Его группа состояла из семи экипажей. Выйдя на цель, находившуюся в 8-ми километрах восточнее города Бауска, штурмовики на высоте 800 метров были атакованы 18-ю немецкими истребителями. Первая группа "Фоккеров" заходила справа сверху, вторая - снизу сзади, третья - справа под ракурсом 4/4. Капитан Павлов мгновенно оценил обстановку, выбрал наиболее выгодный маневр. Наши самолеты встали в круг и по спирали начали снижаться к земле, чтобы не дать возможности противнику атаковать снизу - ударить в самое уязвимое место "Илов". Тактический прием удался. Атака не принесла врагу успеха. Более того, он недосчитался одного самолета, который был сбит воздушным стрелком экипажа Павлова старшим сержантом Г. И. Мамыриным.

Ил-2 И.Ф.Павлова

Вторая группа немецких истребителей заходила снизу, чтобы завладеть пространством на малой высоте и сорвать тактический замысел штурмовиков. Но противник опоздал. Благодаря энергичному маневру наши самолеты снизились настолько, что "Фокке - Вульфы" уже не могли атаковать снизу, иначе они врезались бы в землю. Отказавшись от своего замысла, противник начал "выныривать" в 40 - 50 метрах от "Ильюшиных". При этом И. Ф. Павлов поджег ещё один истребитель, а Старший лейтенант Шахов и его воздушный стрелок старший сержант Ванин сбили каждый по "Фокке - Вульфу".

Тактика, избранная нашими летчиками, вполне оправдала себя. Снижаясь, штурмовики оттягивали врага в глубь нашей территории. Каждый экипаж знал свою задачу - одни отражали нападение FW-190 сверху, другие - снизу. После первой, неудачной атаки истребители противника перегруппировались и снова бросились на группу Павлова. Но врага встретил плотный огонь из пушек, пулеметов и реактивных снарядов. Четырехкратное численное превосходство не помогало противнику, несмотря на то что Ил-2 был значительно тяжелее "Фокке - Вульфа" и не обладал такой, как у него, маневренностью. Решающую роль в достижении этого успеха сыграли высокая выучка советских лётчиков, их чувство локтя в бою, огневая мощь и хорошая защищенность "крылатых танков".

Раздосадованные неудачными атаками и потерей 4-х самолетов, противник оголтело бросался на штурмовиков с разных сторон. А "Ильюшины", обороняясь, все тянули и тянули к своему аэродрому. На машинах было много повреждений. Однако никто из состава павловской группы не только не погиб, но даже не был ранен.

Политический отдел дивизии вскоре организовал в частях беседы, выпуск стенгазет, боевых листков, бюллетеней и листков - "молний", посвященных столь знаменательному воздушному бою группы Героя Советского Союза И. Ф. Павлова с 32 немецкими истребителями...

В Июле 1944 года 8 штурмовиков Ил-2 под командованием Гвардии Капитана И. Ф. Павлова вылетели на очередное боевое задание. После его выполнения группа неожиданно встретила 10 бомбардировщиков противника, которые шли под прикрытием 12-ти истребителей на бомбёжку нашего переднего края.

Павлов принял смелое решение - атаковать неприятельские самолёты, несмотря на их численное превосходство. В результате этого боя три бомбардировщика врага были сбиты восьмёркой штурмовиков, а остальные, сбросив бомбы на свои же войска, поспешно повернули на запад.

Эскадрильей отважных - так звали в прославленном авиационном полку дружный коллектив, во главе которого стоял молодой офицер Иван Павлов. Наиболее сложные задачи обычно выпадали на его долю. Особенным напряжением отличалась боевая работа лётчиков штурмовой авиации в период стремительного наступления советских войск 1-го Прибалтийского фронта. Это была самая горячая пора и для эскадрильи Павлова. Ежедневно пилоты совершали по 4 - 5 боевых вылетов. В ту пору линия боевого соприкосновения наших и вражеских войск менялась по нескольку раз в сутки. От лётчиков требовалась особая точность и мастерство, чтобы по ошибке не ударить по своим. И это им удавалось.

И.Ф.Павлов

Герой Советского Союза Гвардии Капитан И. Ф. Павлов
и воздушный стрелок старшина Г. И. Мамырин у своего Ил-2.
6-й ГвШАП, 1-й Прибалтийский фронт, Январь 1945 года.

Боевая характеристика лётчика слагается обычно из двух понятий. Если он истребитель, то о нём говорят: он сбил столько - то вражеских самолётов; если он штурмовик или бомбардировщик, то называют цифру совершённых им боевых вылетов. Этих слов вполне достаточно, чтобы человеку, искушённому в делах авиации, в полной мере представить заслуги воздушного бойца. Так вот, на счету Ивана Фомича Павлова 248 удачных штурмовок !  Большинство из которых он совершил выполняя роль ведущего группы...

Сайт управляется системой uCoz

Возврат

Н а з а д