HSU HSU

Одинцов Михаил Петрович

М.П.Одинцов

Родился 18 Ноября 1921 года в селе Полозово, ныне Частинского района Пермской области, в семье служащего. окончил 7 классов Свердловской школы № 36. С 1938 года в Красной Армии. В 1939 году окончил Пермскую военную школу пилотов, в 1940 году - Энгельсское военное училище лётчиков.

С Июня 1941 года на фронтах Великой Отечественной войны. К Сентябрю 1943 года командир эскадрильи 820-го штурмового авиационного полка ( 292-я штурмовая авиационная дивизия, 1-й штурмовой авиационный корпус, 5-я Воздушная армия, Степной фронт ) Старший лейтенант М. П. Одинцов совершил 96 боевых вылетов, нанёс большой урон врагу. 4 Февраля 1944 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

К концу войны заместитель командира 155-го Гвардейского штурмового авиационного полка ( 9-я Гвардейская штурмовая авиационная дивизия, 1-й Гвардейский штурмовой авиационный корпус, 2-я Воздушная армия, 1-й Украинский фронт ) Гвардии Майор М. П. Одинцов совершил 215 успешных боевых вылетов, в воздушных боях сбил 4 самолёта противника. 27 Июня 1945 года награждён второй медалью "Золотая Звезда".

После войны командовал авиационным полком, дивизией и авиацией военного округа. В 1952 году окончил Военно - Политическую академию, в 1959 году - Военную академию Генерального штаба. Заслуженный военный лётчик СССР. Генерал - Полковник авиации. С 1976 года Генерал - инспектор ВВС Главной инспекции Министерства обороны СССР. С 1981 года помошник представителя Главнокомандующего Объединёнными вооружёнными силами государств - участников Варшавского Договора по ВВС в Войске Польском. Награждён орденами Ленина ( дважды ), Октябрьской революции, Красного Знамени ( пять ), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени ( дважды ), Отечественной войны 2-й степени, Красной Звезды, "За службу Родине в Вооружённых Силах СССР" 3-й степени, медалями, иностранными орденами. Бронзовый бюст установлен в Свердловске. Автор книг: "Испытание огнём", "Преодоление", "Тогда, в 1942-м...".

*   *   *

В далекие 30-е годы парнишка из древнего казачьего рода, что обосновался в уральском селе Полозово на речке Талица, Переехав в Свердловск, поступает учиться в строительный техникум, работает на "Уралобуви" затяжщиком на конвейере. В свободное время увлеченно играет на нескольких струнных инструментах: пикколо, домре, мандолине. Но, как и многих юношей и девушек той поры, его манило небо. После окончания аэроклуба 17-летнего Михаила Одинцова принимают в Пермскую военную школу пилотов. В 1939 году он покидает стены своего первого военного учебного заведения в звании Младшего лейтенанта. Сам Одинцов вспоминает о предвоенных годах так:

Перед войной я служил в ближнебомбардировочном полку в Киевском Особом военном округе. В то время только слепой мог не видеть, что войны не миновать. Готовились же к ней без учёта боёв в Испании и Финляндии, не извлекая уроков из того, как разворачивались боевые действия в войне, разгоравшейся в Европе. Многие были этим недовольны. Высказал и я своё мнение на комсомольском собрании. Мол, что это такое: немцы над нашими головами летают, а мы об их технике ни сном ни духом... И начались вызовы "куда следует". Благо вмешался командир полка: сделал меня временно "штатным" перегонщиком новых самолётов с завода. А там подоспела война, и вызовы прекратились.

За допущенные ошибки и упущения пришлось жестоко расплачиваться. Как оказалось, в боевых уставах не нашли отражения произошедшие изменения в боевой технике и тактике. У нас на глазах буквально за две недели "сгорели" два полка на самолётах СБ. А почему ?  Да потому, что летали по устаревшим инструкциям. К примеру , высоту бомбометания командование определяло в 600 метров, а она по средствам ПВО не обеспечивала ни надёжного прицеливания, ни безопасности. Лётчики осмыслили, что происходит, подняли высоту - начали жить..."

22 Июня 1941 года экипаж командира звена Одинцова, вместе с другими авиаторами полка, вступает в активные боевые действия против гитлеровской Германии. Авиаполк участвует в первом, вошедшем чуть позже в учебники по военной истории, встречном танковом сражении, который спланировал и провел начальник Генерального штаба Георгий Жуков. Цель этой сложнейшей войсковой операции заключалась в том, чтобы задержать, насколько это возможно, наступление немецкой армады.

Профессионально организованная оборона позволила почти неделю сдерживать продвижение немцев вперед, значительно уменьшить наши потери. Через месяц, в одном из ожесточённых боев в небе над Киевом тройка бомбардировщиков Су-2, в составе которой был и экипаж Одинцова, попала в "клещи" нескольких немецких истребителей. Один наш самолёт был вскоре сбит и совершил вынужденную посадку, другой, прикрывшись спинами своих товарищей, струсил ( не всем суждено быть героями ) и вышел из боя, а экипаж Одинцова сражался до последнего. Штурман Носовец сумел сбить одного истребителя, но, разорвавшийся в кабине снаряд, вывел из строя и командира, и его бесстрашного штурмана.

Бомбардировщик Су-2

Лёгкий ближний бомбардировщик - штурмовик Су-2, осень 1941 года.

Чуть ли не 5 месяцев провёл в госпиталях Михаил Одинцов. Шутка ли - весь левый бок, от пятки до макушки представлял собой сплошную рану. Но молодость взяла своё, и в конце 1941 года офицер Одинцов был уже в строю.

В Марте 1942 года, будучи уже на Брянском фронте, Одинцов пересел на штурмовик Ил-2, на котором летал до конца войны. Впоследствии он очень тепло отзывается об этой машине, конструкторские особенности которой спасли ему жизнь. Вспоминает ветеран:

"В 1942 году меня сбили, но не истребители и не зенитчики. Дело было так: я шёл из разведки один, без стрелка, при переходе линии фронта попадаю в район жаркого боя. А у меня на хвосте висят немецкие истребители. И я стал перед дилеммой: если наберу высоту, - то они меня просто собьют, а если спущусь ниже, - могу проскочить. Так и сделал. Проскакиваю батареи и вдруг слышу залп, мне случайно отрывает хвост, и тут же второй снаряд попадает в крыло, и я на скорости 400 километров в час падаю на землю. Если бы не Ил-2, там бы святого духа не осталось. А этот самолет упал плашмя. Вся броня развалилась, но я остался жив, правда, очень сильно контуженный. Еле дополз до своих, доложил полученные разведданные и целую неделю лежал неподвижно".

В те месяцы ( счет нередко шёл даже на недели ) жестокие бои шли до последнего лётчика в эскадрильи, воевали до тех пор, пока не оставалось только знамя и технический состав. После одного боя в строю насчитывалось только 4 офицера. В Куйбышеве, после переформирования, комэск Одинцов получает звание Лейтенанта и направляется на Калининский фронт.

В совершенстве овладев самолётом Ил-2, он в ожесточённых боях проявил себя бесстрашным штурмовиком. Вскоре Одинцов был назначен командиром эскадрильи. Он часто водил группы на боевые задания. Герой Советского Союза Генерал - Полковник авиации Н. П. Каманин, вспоминая суровое время войны, пишет: "В ходе боёв крепли крылья наших лётчиков. Лучших из них мы отбирали, учили и выдвигали ведущими групп... Волевой, инициативный, тактически грамотный ведущий группы - это надежная гарантия победы".

В конце Ноября 1942 года Лейтенант Одинцов в паре с Младшим лейтенантом Чернышёвым вылетели на "свободную охоту" - разыскать дивизию "Мертвая голова". Было известно, что немецкое командование срочно перебрасывало эту дивизию под Белый для удара во фланг нашим войскам, вклинившимся в оборону противника. Пара лейтенанта М. П. Одинцова в нелётную погоду обнаружила вражескую мотоколонну и сделала 7 заходов. Вылетевшие вслед за ними группы штурмовиков успешно добивали части этой дивизии. Такие сложные и ответственные вылеты лётчик - штурмовик М. П. Одинцов неоднократно совершал под Великими Луками.

М.П.Одинцов

К лету 1943 года он уже - Старший лейтенант. Знаменитая Курская дуга. Танковое сражение под Прохоровкой. В памяти многих фронтовиков это величайшее войсковое сражение XX-го века осталось не только знаменательным, переломным событием в ходе Великой Отечественной войны, но и ещё одним, пожалуй, наиболее ярким доказательством преимущества советского освободительного духа над врагом. Вспоминает Михаил Петрович:

"Тогда было очень важно найти и уничтожить танки. Именно в то время у нас на вооружении появились противотанковые бомбы ( весом 1,5 килограмма ), которые буквально прожигали броню. Мы довели немецких танкистов до того, что они, завидев наши самолёты, выскакивали из танков и разбегались в разные стороны. В один из дней там же, на Курской дуге я вёл 12 самолётов и "поймал" на заправке 30 машин противника ( танки, бронетранспортеры, заправщики ). И все они были уничтожены".

После тех жарких месяцев боёв на счету комэска Одинцова было уже 93 боевых вылета. За беспримерные подвиги его представили к званию Героя Советского Союза. А было ему в ту пору всего 21 год. Но, как это нередко случалось на войне, награда долго искала своего героя. Прошло немало месяцев прежде, чем Старшему лейтенанту Одинцову теперь уже после Корсунь - Шевченковской операции присвоили звание Капитана. Новые погоны он получил вместе ещё с одним орденом ( третьим ) Красного Знамени, орденом Ленина и Золотой Звездой Героя Советского Союза.

Именно в это время произошло событие, о котором Михаил Петрович долго вспоминал с содроганием. Целый месяц его самолёт находился на фугасной бомбе, заложенной немцами при отступлении. Целый месяц он выруливал из капонира перед вылетом на задание и заруливал туда после возвращения. А когда лед оттаял, саперы ещё раз решили проверить наличие мин и бомб. Одна из них прямо в капонире и взорвалась... Бог хранил боевого лётчика !

Штурманом полка участвовал Михаил Одинцов во Львовско - Сандамирской операции. За умелое руководство боевыми действиями ведомых им групп он был удостоен ордена Александра Невского. Сам Одинцов говорил по этому поводу так:

"Почему мне дали этот орден ?  Да, наверное, потому, что мне, как опытному бойцу ( столько боевых вылетов в то время мало у кого было ) доверяли водить полковые и дивизионные группы самолётов. Старший лейтенант, Капитан мог иногда командовать 150 самолётами. В воздухе погон не видно. Нужны только опыт и умение в огне мыслить так, чтобы сохранить свою жизнь и жизни товарищей".

Штурмовик Ил-2

Разгромив гитлеровских оккупантов в Польше, успешно завершив Висло - Одерскую операцию, наши войска вышли уже на подступы к Берлину. И здесь также геройски проявил себя штурман Одинцов. Но недолго наслаждался он лаврами победителя. В срочном порядке 2-я Воздушная армия была брошена на поддержку движения двух танковых армий 2-го Украинского фронта, которые напрямик через Карпаты шли на помощь восставшей Праге.

Вторую звезду Героя он получил уже в 1945 году за Польшу, Германию и Чехословакию - в 23 года !  Всего же за войну выполнил 215 успешных боевых вылетов, члены его экипажей вместе со своим командиром сбили более 10 вражеских самолётов. А сколько уничтожено наземной техники ( танков, бронетранспортеров, автомашин, орудий ) и живой силы противника - не счесть !   Начинав войну Младшим лейтенантом, Одинцов закончил её Майором, заместителем командира полка.

Количество сбитых Одинцовым и его экипажами самолётов в различных источниках трактуется по разному : от 12 до 14. Поэтому мне хочется привести данные, приведённые самим Михаилом Петровичем в журнале "Авиация и космонавтика" № 5 за 1993 год в статье "Помнить уроки войны":

"...В годы войны я провёл на бомбардировщике Су-2 и штурмовике Ил-2 до сотни воздушных оборонительных боёв. Лично сбил 4 самолёта. Один - на счету штурмана. Восемь на счету воздушного стрелка Дмитрия Никонова. Причём 7 из них - истребители. Я был ранен только один раз на Су-2. Трижды приводил на аэродром частично повреждённый штурмовик..."

Такая вот арифметика. Возможно ветеран всё же неточен в определении своих личных побед. Во всех официальных источниках их указано 2. Поскольку многие фронтовики особо не разделяли победы, одержанные лично и в группе, на счету Одинцова могли быть 2 личные и 2 групповые победы.

После войны Михаил Петрович окончил Военно - Политическую академию, через несколько лет - Академию Генерального штаба. Командовал полком, дивизией, служил в Прибалтике. Когда ему было 35 лет получил звание Генерал - Майора. Был заместителем командующего Воздушной армии по боевой подготовке, командующим ВВС Северо - Кавказского, а затем Московского военных округов, Генерал - инспектором ВВС страны. И все эти годы он непременно летал, освоил более 50 типов летательных аппаратов: различные самолёты и вертолёты.

"Я Генерал - Майором ходил 10 лет. Генерал - Лейтенантом - 10 лет. Генерал - Полковником - 10 лет. Итого отслужил Генералом 30 лет. А в армии прослужил 49 с половиной календарных лет. Из них 44 года пролетал как лётчик. И это помимо своих прямых командирских обязанностей. Много занимался войсковыми испытаниями авиационной техники. И когда в 66 с половиной лет ушел в отставку, то оказалось, что пенсионная льготная выслуга получилась равной 83 с половиной годам".

Много лет и много сил посвятил Михаил Петрович общественной деятельности. Создав ассоциацию Героев Советского Союза, полных кавалеров орденов Славы, он почти полтора года боролся за то, чтобы в новой государственной и политической системе ( после развала СССР ) узаконить статус Героев Советского Союза, полных кавалеров орденов Славы, создать историческую преемственность от них к Герою России. Государственная Дума только в третьем чтении, которое голосовалось дважды, приняла этот закон. А президент России подписал соответствующий указ. Справедливость все - таки восстановлена.

М. П. Одинцов возглавлял комитет памяти Маршала Г. К. Жукова, был членом бюро Российского комитета ветеранов войны, заместителем председателя правления Московского фонда мира, членом правления Российского комитета ветеранов войны, труда, вооруженных сил и правоохранительных органов.

Сайт управляется системой uCoz

Возврат

Н а з а д