Первая победа Талгата Бегельдинова

... Шли бои под Старой Руссой. В один из дней 9 штурмовиков Ил-2, под прикрытием восьмерки истребителей, вылетели на деревню Глухая Горушка, превращенную немцами в мощный узел сопротивления. Задание было несложное: атаковать артиллерийские позиции противника и левым разворотом через болото выйти за реку Ловать, на нашу территорию.

Взлетели, построились и, набрав высоту 1500 м, легли на курс. Бегельдинов летел во втором звене правым ведомым. Вскоре к штурмовикам пристроились "Яковлевы", прикрывая сверху и снизу. На подходе к Глухой Горушке ведущему Майору Русакову по радио доложили с КП, что над целью находится до 60 истребителей противника на трех ярусах: 3000 м, 1500 м и у самой земли в районе болота, куда штурмовики должны были направиться после атаки... Истребители противника верхнего яруса сразу же вступили в бой с нашими "Яками", а среднего - атаковали штурмовики. О том, что произошло потом Бегельдинов подробно описал в своей книге "Битва в небе":

"Вижу, что 2 самолета из переднего звена, охваченные пламенем, ринулись вниз, тут же сбили и третий самолет первого звена. Крайнее левое звено "Ильюшиных", сделав хитрый маневр, атаковало цель и, петляя по перелескам, ушло. Наша тройка осталась одна. Ведущий, Старший сержант Петько, подал команду приготовиться к атаке. В момент атаки он был сбит, запылал самолет и Сержанта Шишкина. Я остался один. Именно один, ибо полетел на задание без стрелка... Передо мной оказалась цель. Атаковал злосчастную Горушку, над которой только что потерял пятерых друзей, и, сделав левый разворот, вышел на бреющем к болоту. Теперь предстояло идти домой. Но не успел я опомниться, как впереди справа прошла пулеметная трасса.

Пока я соображал, что к чему, еще одна трасса прошла прямо перед фонарем. Быстро повернул голову и увидел: меня атакует истребитель противника. "Мессер" вел себя предельно нагло. Вовсе не заботясь о защите, он атаковал меня с разных сторон, но безрезультатно. "Так может и убить", - подумал я. Начал выполнять виражи, стараясь уйти на свою территорию. Высота была небольшая, и снизу я был защищен. Спереди немец подходить боялся - знал силу лобового огня штурмовика. Скорость у меня меньше, значит и радиус виража мал. "Мессер" все норовит пристроиться сзади.

Внезапно мне пришла в голову мысль: "А почему, собственно, я только о спасении думаю ?  Почему сам не атакую противника ?"  Правда, случая воздушного боя штурмовика с истребителем противника еще не бывало. При встрече нам предписывалось уходить на бреющем полете, бой не принимать. Немец совершенно обнаглел. Высокая скорость сейчас была для него помехой, и он выпустил шасси, чтобы уменьшить ее. Это почему - то взбесило меня. Ну, думаю, гад, я тебе не котенок беззащитный !

Бой штурмовика с истребителями

Штурмовик Ил-2 ведет бой с истребителями противника

Резко развернул машину в сторону самолета противника, взял ручку на себя. "Мессер" в этот момент оказался прямо передо мной в прицеле. Я нажал на все гашетки. Вижу, как трассы вонзаются в истребитель. Кажется, проходит целая вечность. Но вот "мессер" задымил, свалился на крыло и пошел к земле !  Летчик оказался опытный: сумел выровнять горящий самолет и плюхнулся в сугроб. Мой штурмовик от потери скорости тоже оказался в штопорном положении. Кое - как выровнял машину, набрал скорость, снизился.

Делаю разворот и вижу, как к истребителю с автоматами бегут наши солдаты. Теперь можно идти домой. И тут чувствую вдруг, что силы мои иссякли. Все тело покрыто липким потом. И самолет ведет себя ненормально - повреждены руль поворота и глубины, пробиты пулей водомаслорадиаторы.

С трудом дотянул до аэродрома и сел. Открыл фонарь и буквально упал на руки летчиков, плотным кольцом окруживших мою машину. Подошел командир полка. Я доложил ему о бое, о пяти сбитых немцами штурмовиках, но освоем поединке с "Мессером", почему - то, умолчал. Опустив головы, все слушали мой рассказ. Осмотрев позднее свою израненную машину, я понял что и сам только чудом остался жив...

Рано утром меня разбудил посыльный и приказал срочно явиться в штаб дивизии. Там меня встретил комдив и попросил рассказать о вчерашнем бое с "Мессером". Оказалось, что это был первый в истории нашей дивизии бой штурмовика с вражеским истребителем с таким исходом. Он рассказал, что сбил я матерого волка. Немец в звании Майора имел на счету 108 сбитых самолетов. Он воевал еще в Бельгии и во Франции, летал на Балканах. При этом, ни за что не хотел верить, что его сбил молодой сержант, имеющий всего 8 боевых вылетов. Он очень просил познакомить его с русским Асом, сбившим его, но свидание не состоялось - немца отправили в Штаб Воздушной Армии.

Прощаясь со мной командир дивизии поднялся из - за стола и сообщил, что за отличное ведение боя и сбитый вражеский истребитель я награжден Орденом Отечественной войны 2-й степени. После этого корреспонденты еще долго не отпускали меня, расспрашивали о службе, о том, как я стал летчиком..."

( Из книги Т. Я. Бегельдинова "Битва в небе" )

Сайт управляется системой uCoz

Возврат

Н а з а д