HSU HSU

Бегельдинов Талгат Якубекович

Т.Я.Бегельдинов

Талгат Бегельдинов родился 5 Августа 1922 года в гор. Пишпек ( Фрунзе ), в семье рабочего. Окончил среднюю школу в гор. Фрунзе. В 1940 году был призван в ряды Красной Армии. В 1942 году окончил Оренбургское военное авиационое училище летчиков.

Участник Великой Отечественной войны с Января 1943 года. Свой первый боевой вылет совершил утром 17 Февраля 1943 года, а к вечеру - еще два. Вскоре одержал свою первую воздушную победу сбив истребитель Ме-109, пилотируемый известным немецким Асом. Но, познав радость победы Бегельдинову было суждено познать и горечь поражения. В боях за Харьков он был сбит. Несмотря на многочисленные трудности, сумел перейти линию фронта и вернувшись в свой полк продожил боевую деятельность.

В Феврале 1944 года, в период Корсунь - Шевченковской наступательной операции Советских войск, Бегельдинову пришлось заняться несколько необычным делом - охотой за путеразрушителем. Еще в дни разгрома под Москвой зимой 1941 года немцы изобрели приспособление, с помощью которого уничтожались железнодорожные пути. Оно представляло собой нечто вроде двух огромных лемехов плуга, которые прицеплялись к паровозу. Плуг ломал шпалы пополам, а рельсы, упираясь в покатые щеки, изгибались и лопались. За один час работы паровоз уничтожал до 15 км полотна.

Именно такой паровоз - путеразрушитель и орудовал зимой 1944 года между Первомайском и Малыми Висками. Зная о том, что участь окруженной Корсунь - Шевченковской группировки предрешена, противник решил с помощью этого приспособления разрушить за собой все дороги, пытаясь задержать движение наших войск. Уничтожение паровоза было поручено Бегельдинову. Началась охота. Предоставим слово герою нашего очерка:

"Должен сказать, что противник попался на редкость хитрый, опытный и осторожный. Еще вчера, пролетая над этими местами, я видел стальные нити рельсов. Сегодня их уже нет. Нет и паровоза. Тщетны все попытки обнаружить врага. На помощь пришла наземная разведка.

Однажды я находился на КП аэродрома в первой готовности. Получаю сведения, что паровоз орудует около Малых Висок. Лечу туда, вижу следы его варварской работы, а самого паровоза и след простыл. И так день за днем. Начинаю терять терпение. А командование не дает мне покоя, требует немедленного уничтожения проклятого паровоза. Ведь за день он причиняет столько вреда, что нужна неделя для восстановления, нужны материалы, затраты труда сотен солдат и офицеров инженерных войск. Мало того, пока восстанавливается путь, задерживается доставка грузов нашим наступающим войскам.

В один из дней, когда о паровозе не было никаких сведений, я вылетел на разведку. Собрал данные о позициях немцев, сфотографировал расположение артиллерии и закопанные в землю танки. Лечу на свой аэродром. Неожиданно вижу внизу тень паровоза. Именно тень. В лучах заходящего солнца она кажется неправдоподобно большой, уродливой. Тень движется, но дыма нет, не видно и самого паровоза. Я резко снижаюсь и тут только понимаю, почему бесплодной была моя охота. Сверху на паровозе, во всю его длинну, смонтирована площадка, на которой уложены снег, комья земли, кусты и камни... Сам же паровоз окрашен в белый цвет. При встрече с нашими самолетами он просто останавливался и, пользуясь своей хитрой маскировкой, пережидал пока они пролетят мимо.

Я даже вскрикнул от радости. Ну, теперь ты от меня не уйдешь !  Захожу сбоку, беру паровоз в прицел, атакую. И... впустую. Машинист резко дает ход - и мои снаряды идут мимо. Атакую вновь, и опять безрезультатно. Чувствую, что в будке паровоза сидит довольно опытный человек, следящий за каждым моим движением.

Необычайный поединок паровоза с самолетом длился около 15 минут. Наконец, снаряд попал в котел. Облако пара поднялось метров на 20, паровоз остановился. Я зашел сбоку, прошил его очередями из пушек и пулеметов. Развернулся и, зайля с другой стороны, в упор выпустил все реактивные снаряды. Паровоз превратился в груду металла. Сделав круг и убедившись, что сработал чисто, фотографирую его и лечу домой..."

Штурмовик Ил-2

Штурмовик Ил-2. На такой машине летал Т. Я. Бегельдинов.

К Июню 1944 года заместитель командира эскадрильи 144-го Гвардейского штурмового авиаполка ( 9-я Гвардейская штурмовая авиационная дивизия, 5-я Воздушная Армия, 2-й Украинский фронт ) Гвардии Старший лейтенант Т. Я. Бегельдинов совершил 155 боевых вылетов на разведку, штурмовку вражеских укреплений, аэродромов, железнодорожных узлов, скоплений войск противника. 26 Октября 1944 года за отвагу и боевое мастерство, проявленные при освобождении городов Знаменка, Кировоград, за лично сбитые в воздушных боях 4 вражеских самолета и эффективное содействие наземным войскам при выходе на государственную границу СССР, ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

Командуя эскадрильей того же полка ( 9-я ГвШАД, 1-й ГвШАК, 2-я Воздушная Армия, 1-й Украинский фронт ), к Марту 1945 года совершил еще 120 успешных боевых вылетов. 27 Июня 1945 года за умелое руководство эскадрильей и боевые подвиги при штурмовки скопления войск и техники противника в боях за города Краков, Оппельн ( Ополе ), Катовице, Бреслау ( Вроцлав ) и Берлин, отважный летчик был награжден второй медалью "Золотая Звезда".

Начав войну рядовым пилотом он закончил ее командиром эскадрильи Гвардейского авиаполка. За два года Бегельдинов совершил 305 боевых вылетов, проведя в них в общей сложности без малого 500 часов, уничтожил много боевой техники и живой силы противника, в воздушных боях сбил 7 самолетов, еще несколько сжег на земле при штурмовке вражеских аэродромов.

После окончания войны Талгат Якубекович продолжил службу в ВВС. В 1950 году, после окончания Военно - Воздушной Академии, по состоянию здоровья был отстранен от полетов и направлен на Высшие курсы усовершенствования офицеров и штурманов в качестве начальника штаба. Однако, здоровье ухудшалось с каждым днем и в 1957 году Полковник Т. Я. Бегельдинов был демобилизован из рядов Советской Армии. Вскоре он стал работать заместителем начальника Казахского территориального управления Гражданского Воздушного Флота. Затем окончил строительный институт, жил и работал в гор. Алма - Ата ( Казахстан ). Депутат Верховного Совета СССР 2-го и 3-го созывов.

За период службы награжден Орденами Ленина, Красного Знамени ( дважды ), Александра Невского, Отечественной войны 1-й и 2-й степени, Красной Звезды, Славы 3-й степени, медалями. Заслуженный военный летчик СССР. Бронзовый бюст Героя установлен на родине. Почетный курсант Оренбургского Высшего авиационного училища летчиков им. И. С. Полбина. Автор книг: "Илы" атакуют, "305 рейдов" и других.

Сайт управляется системой uCoz



Первая победа Талгата Бегельдинова

Возврат

Н а з а д