HSU

Власов Николай Иванович

Н.И.Власов

Родился 11 Ноября 1916 года в Петрограде в семье рабочего. Окончил 7 классов неполной средней школы и фабрично - заводское училище. Работал слесарем на заводе "Ленинградский литейщик", был секретарём комитета комсомола завода. В Красной Армии с 1934 года. В том же году поступил в 1-ю Качинскую Краснознамённую военную авиационную школу пилотов имени А. Ф. Мясникова. По окончании авиашколы в 1936 году оставлен в ней же лётчиком - инструктором.

Участник Великой Отечественной войны с первого дня. К Ноябрю 1942 года Старший инспектор по технике пилотирования истребительной авиации Инспекции ВВС РККА Подполковник Н. И. Власов произвёл 220 успешных боевых вылетов, в 27 воздушных боях лично сбил 10 вражеских самолётов. 23 Ноября 1942 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

29 Июля 1943 года при перелёте на самолёте Як-1 в осаждённый Ленинград Николай Власов был сбит зенитной артиллерией над территорией врага и в бессознательном состоянии взят в плен. К тому времени он совершил 280 боевых вылетов, уничтожил 11 самолётов противника лично и 4 - в составе группы.

После долгих допросов и склонения к переходу на службу германской армии, Н. И. Власов был отправлен в концлагерь, находящийся в районе города Лодзь ( Польша ), где уже вскоре стал одним из руководителей подполья. Весной 1944 года за попытку побега он был переведён в крепость - тюрьму Вюрцбург ( Германия ), где стал готовить новый побег. Попытка оказалась неудачной. Гестаповцы схватили его и после жестоких пыток бросили в тюрьму города Нюрнберга. Здесь в Августе 1944 года он снова попытался бежать, но по доносу предателя был схвачен и отправлен в концлагерь Маутхаузен ( Австрия ), в блок смерти № 20.

Когда советские войска вступили на территорию Югославии, Н. И. Власов в числе других руководителей подполья начал готовить восстание, но по доносу провокатора был схвачен эсесовцами и после пыток 26 Января 1945 года заживо сожжён в крематории. Но его труды не пропали даром: в ночь на 3 Февраля 738 узников блока № 20 подняли восстание. Голыми руками они перебили вооружённую до зубов охрану, захватили пулемётные вышки, преодалели каменную стену, увитую колючей проволокой, и вырвались на свободу.

Приказом Министра обороны СССР от 10 Декабря 1960 года Подполковник Н. И. Власов навечно зачислен в списки воинской части. На улице его имени в городе Люберцы Московской области установлен обелиск. Его имя носят также улица и школа в Москве, школы в Ташкенте и Люберцах. В Ленинграде при школе № 516 создан музей Героя. Награждён орденами Ленина ( дважды ), Красного Знамени.

*   *   *

Родители Николая всегда думали, что сын будет художником. С детства, Коля отлично рисовал, и руководитель изостудии при Зарайском Доме пионеров говорил им, что у него способности. Николай же хотел быть только моряком. А когда успешно закончил семилетку и получил свидетельство с хорошими и отличными оценками, пошёл в ФЗУ, а потом работал вместе с отцом на заводе. Здесь оказалось, что морская служба уже не по нём. "Только в лётное !" - заявил он родителям. И впервые сын надолго уехал из дома. В знаменитое Качинское. Учиться на лётчика.

Родители могли гордиться сыном. Полёты у него шли хорошо с самого начала. Остальные предметы Николай тоже осваивал успешно. Училищное начальство посматривало теперь на Власова с определенным прицелом. Вначале он радовался повышенному вниманию со стороны инструкторов и командиров - была возможность дополнительно позаниматься на тренажере, а иногда, что вызывало постоянную зависть товарищей, подняться лишний раз в воздух.

Огорчаться пришлось позже, в конце учебного курса. Его товарищей направили для прохождения службы в боевые полки, Николая оставили в училище. Инструктором.

В боевых действиях Великой Отечественной войны он участвовал практически с первого дня. Командир эскадрильи 42-го истребительного авиаполка ( Западный фронт ) Майор Н. И. Власов выполнял боевые задания самой различной сложности и назначения: сопровождал бомбардировщики в тыл врага, штурмовал вражеские позиции, весьма успешно охотился за вражескими самолётами, неоднократно участвовал в отражении массированных, в том числе и ночных, налётов врага на советские оборонные объекты.

Во второй половине Июля 1941 года, после кровопролитных боёв в районе Смоленска, наступление немецких войск на Московском направлении захлебнулось. Гитлер издал специальную директиву за № 34. Впервые с начала войны он был вынужден приказать своим войскам перейти к обороне.

Притягивала к себе врага столица Советского государства. Гитлер так обозначил цель массированных бомбардировок Москвы: "Нанести удар по центру большевистского сопротивления..."

До середины Июля 1941 года постановлением Государственного Комитета Обороны и приказом Ставки противовоздушная оборона столицы была усилена, заново перестроены системы взаимодействия авиачастей и боевого руководства ими. Теперь не 11, как недавно, а 18 истребительных авиаполков ПВО - почти 600 самолётов ! - охраняли Москву. В помощь им действовали лётчики - истребители армейской и фронтовой авиации, вместе с войсками сражавшейся на дальних подступах к столице. В их числе и истребительная эскадрилья Николая Власова. В документах указывается, что только в районе Брянска ее лётчики совершили 143 боевых вылета. Но больше всех, конечно, летал сам командир. Случалось, что Майор Власов поднимался на перехват врага по 7 - 8 раз в день, вступал в неравные схватки с противником и всегда выходил из них с честью.

...Вечер. Звездное небо фронтового аэродрома. Темные контуры лобастых истребителей на опушке леса. Тишина. Но нет, обманчива фронтовая тишина. Зеленый светлячок сигнальной ракеты наискось прочертил небо над аэродромом. Взревели моторы. Ударило из патрубков упругое пламя. Истребители один за другим пошли на взлет, обдавая душным вихрем и бензиновой гарью оставшихся на земле.

Командир эскадрильи Николай Власов разыскал во тьме головную группу неприятельского эшелона. Едва вражеские машины схватили наши прожектора, Власов смело бросился против строя в два десятка самолётов, атакуя флагманский "Хейнкель-111". Позже стало известно: вёл эшелон, пилотируя головную машину, матёрый воздушный ас, Полковник, отмеченный двумя Железными крестами и многими другими наградами за варварские бомбардировки городов Польши, Франции, Англии.

Умело маневрируя, резко меняя курс, хотел Полковник вырваться из прожекторного плена, нырнуть от истребителя во тьму. Но Власов с первой атаки меткой очередью выбил стрелка на вражеском самолёте. Потом, уже не опасаясь ответного огня, в упор ударил по правому крылу - оно полыхнуло пламенем. Третьего боевого захода не понадобилось: горящий "Хейнкель" по крутой дуге скользнул вниз, яркой точкой мощного взрыва обозначив место своего падения.

На обезглавленную группу бомбардировщиков вслед за комэском ринулись другие лётчики. Неприятель был рассеян, налёт соорван...

18 Августа 1941 года с аэродрома в районе города Брянска Николай Власов вылетел по тревоге на перехват воздушного разведчика противника. В воздухе он обнаружил Ju-88. Заметив преследование, вражеский пилот начал маневрировать и попытался скрыться в облаках. Власов бросился на перерез. Когда расстояние между самолётами сократилось, стрелки "Юнкерса" открыли огонь. Власов левым разворотом вышел из - под огня и нырнул под брюхо разведчика. "Юнкерс" тоже спикировал, выпустив по истребителю ещё одну очередь, и укрылся в облаках, но Власов вновь настиг его. Линия фронта была уже рядом и, чтобы не дать противнику уйти, Власов решил не обращать внимания на трассы вражеских очередей и решительно пошёл в атаку. Подойдя сзади сверху вплотную к "Юнкерсу", он поймал кабину пилота в прицел и нажал на гашетку, но пулемёты молчали...

Тогда он бросил свой истребитель на хвост вражеского самолёта. Тот развалился на куски и рухнул на землю. От удара Власов на короткое время потерял сознание. Прийдя в себя, он с трудом выровнял падающий самолт и спланировал на свою территорию. При посадке истребитель попал в воронку и скапотировал. Когда пехотинцы вытащили пилота из кабины, он всё ещё был без сознания. На лице страшные следы удара о приборную доску.

Госпиталь ненадолго удержал Власова в своих стенах. Прихрамывая, со следами швов на израненном лице, он вскоре появился в родной части. Летать пока не мог, но огромный опыт лётчика - инструктора, боевая закалка первых месяцев войны делали его просто незаменимым при подготовке к боевым вылетам молодых пилотов.

Однако главное свое назначение Николай Иванович видел не в инструкторской работе - как можно скорее обрести боевую форму, вновь подняться в воздух на истребителе и бить проклятых захватчиков и на земле и в воздухе.

А пока, пока он осваивал тихоходный лёгкий ночной бомбардировщик По-2. Не мог сидеть без полётов, не представлял своей жизни без участия в боевой жизни полка, справедливо полагая, что и на этой неказистой машине немало можно сделать полезного для разгрома врага. Кстати, именно с этим периодом временного затишья в боевой биографии лётчика Власова связана история, сделавшая его фамилию известной далеко за пределами родного подразделения.

В ночь на 20 июля 1942 года на этом самолёте он перелетел через линию фронта, совершил посадку между двумя шоссе в районе станции Миллерово, по которым двигались войска противника, взял на борт раненого лётчика сбитого бомбардировщика Героя Советского Союза старшего лейтенанта Ф. Т. Демченкова, взлетел под огнём врага и доставил его на свой аэродром.

220 боевых вылетов, 27 воздушных боёв, 10 лично сбитых самолётов противника - таким был послужной список кавалера орденов Ленина и боевого Красного Знамени, когда в часть поступил Указ Президиума Верховного Совета СССР о присвоении Власову Николаю Ивановичу высокого звания Героя Советского Союза. И снова Москва, Кремль, торжественная церемония вручения высочайшей правительственной награды: Золотой Звезды Героя № 756.

К тому времени Николай получил звание Подполковника и был назначен на ответственную должность лётчика - инспектора ВВС Красной Армии. Инспектируя авиационные части, Николай Иванович помогал вводить в строй молодых лётчиков, учил их мужественно и смело сражаться с воздушным противником. А если в полку или дивизии, где он находился в это время, складывалась тяжёлая боевая обстановка, он первым летел на выполнение боевого задания.

Ещё не полыхала огнём Курская дуга, ещё впереди были ожесточённые сражения у Прохоровки и за Белгород, но бои на этом направлении уже шли значительные. Именно здесь поднялся Власов в воздух для выполнения очередного боевого задания. Их десятку "Яков" нацелили на район Ягодного, где противник группой истребителей расчистили небо для своих бомбардировщиков. "Юнкерсы" хотели разгромить наши соединения, подтягивающиеся для участия в грандиозной стратегической операции на Курском выступе.

Бой с дюжиной "Фокке - Вульфов" приняли над Ягодным. Власов мельком глянул вниз. Меж зелёных массивов лесов, словно на карте, петляли старые русские реки Ловать, Жиздра. Здесь по дорогам в походном порядке, цепочкой друг за другом шли стрелковые подразделения, веером, сразу по нескольким просёлкам пылили колонны наших танков. Вот, оказывается, что выцеливали "Юнкерсы"... И сразу же увидел их, 20 тяжело гружённых вражеских бомбардировщиков. В каждом полторы тонны бомб, каждый вооружён несколькими пулемётами.

Но не до раздумий в скоротечном воздушном бою. Подполковник Власов с ходу обрушил "Яки" на флагманский косяк. Вся колонна бомбардировщиков взъерошилась, встретила их иглами сотен пулемётных трасс. "Яки" ударили стремительно и точно.

Власов выбрал "своего", палившего ему в лоб, впился глазами в стеклянный колпак пилотской кабины. Сдерживая себя, в стремительном пике свалился на врага. Кабина с силуэтом лётчика вырастала в отражателе прицела, укрупнялась на глазах. Нажал гашетку, в упор ударил сразу из пушки и двух пулемётов, видя, как взрывается кабина врага. "Юнкерс" ещё какое - то мгновение шёл прямо, потом его резко качнуло, и бомбардировщик завалился вниз...

В этом бою десятка "Яков" сбила 13 неприятельских боевых машин. Вечером пришла телеграмма с переднего края: "Благодарим за поддержку с воздуха. Желаем успеха в боях. До встречи в Берлине..."

Нет, не удалось Николаю Власову долететь до поверженного Берлина, не удалось увидеть светлый праздник Победы. На рассвете 29 Июня 1943 года при перелёте в сражающийся Ленинград самолёт, пилотируемый Власовым, был подбит и упал на территории врага.

Многие годы ни боевые друзья, ни родители героя ничего не знали о его дальнейшей судьбе. И только после войны, когда из ада фашистских концлагерей возвратились на Родину немногие уцелевшие военнопленные и интернированные моряки из гитлеровской тюрьмы Вюрцбург, в личном деле Подполковника Власова Николая Ивановича, хранящемся в Главном управлении кадров Министерства обороны СССР, появилась следующая запись: "...По дополнительным данным, был в лагерях Вюрцбург и Дахау ( Германия )".

Постепенно из десятков свидетельств, словно из мозаики, складывался путь Николая Власова, начиная с туманного утра 29 Июня 1943 года и кончая героической его гибелью. Вот она, эта короткая, но яркая страница его биографии, биографии патриота, и бесстрашного воздушного воина.

Снаряд зенитного орудия разорвался около бензобака, и машина вспыхнула, как факел. Осколки второго попали Николаю в голову, вспороли тугой ранец парашюта. Покинуть машину теперь он не мог. И потому решил бороться за её живучесть до последнего. А самолёт, стремительно прочерчивая дымный след в небе, падал в лес. Перед самой землей Власову на миг удалось овладеть управлением, он выровнял машину - не зря, видно, считали его лучшим лётчиком в училище, в боевом строю - и плашмя бросил её на лес. Срезая макушки деревьев, разваливаясь на куски, машина спарашютировала и с последним ударом о землю выбросила пилота из кабины.

По свидетельствам людей, встречавшихся с Власовым в заключении, можно установить, что немцы не сразу бросили его в концентрационный лагерь. Они пытались склонить его к предательству, к измене Родине. Пилот, обладавший громадным боевым опытом, сам воспитавший десятки воздушных бойцов, был им очень кстати.

После Курской битвы полное господство в воздухе перешло к Советским ВВС, и это обстоятельство не могло не беспокоить немецкое командование, стремившееся всеми способами изменить положение в свою пользу. Потому так долго и работали вражеский контрразведчики с Николаем Власовым, стремясь сломить советского аса, не скупясь на посулы, рисуя перед пленным лётчиком радужные картины его благополучия в случае, если он примет их предложения. Но Власов был неизменно твёрд, и все посулы и угрозы врага разбивались в прах перед непоколебимой стойкостью нашего лётчика.

Эта непоколебимость, стойкость, верность присяге даже у врага вызывали невольное уважение. Именно так можно объяснить то обстоятельство, что в первые месяцы заключения никто из них не посмел тронуть правительственные награды на груди героя, и Николай Власов в окружении врагов носил их до того часа, пока сам не решил расстаться с дорогими орденами, чтобы после его смерти они смогли вернуться на Родину.

В приказе Министра обороны СССР, посвящённом Герою Советского Союза Подполковнику Власову Николаю Ивановичу, говорится: "...Находясь в фашистском плену, Власов высоко держал честь и достоинство советского воина - патриота, постоянно проявлял стойкость и мужество, оказывал поддержку товарищам по плену, вёл среди военнопленных непрерывную агитационную работу, являлся организатором ряда побегов из плена. Он с презрением отвергал попытки противника заставить его изменить своей Родине..."

Отважный лётчик погиб 26 Января 1945 года. Приказом Министра обороны СССР от 10 Декабря 1960 года Подполковник Н. И. Власов навечно зачислен в списки воинской части.

Сайт управляется системой uCoz

Возврат

Н а з а д