HSU

Николаев Дмитрий Семёнович

Д.С.Николаев

Родился 7 Ноября 1919 года в деревне Даниловка, ныне Куркинского района Тульской области, в семье крестьянина. В 1933 году семья переехала в Москву. Там Дмитрий окончил 7 классов неполной средней школы, затем школу ФЗУ и аэроклуб. Работал фрезеровщиком на заводе "Калибр". С 1939 года в рядах Красной Армии, год спустя окончил Борисоглебскую военную авиационную школу лётчиков.

На фронтах Великой Отечественной войны с первого дня. Сражался в составе 158-го истребительного авиационного полка ПВО.

27 Января 1943 года, прикрывая наши наземные войска в районе Синявина, сбил два "Юнкерса". Атакуя третий, попал под удар Ме-109 и был тяжело ранен. Истекая кровью, довёл свою машину до аэродрома, посадил на одно колесо и потерял сознание.

К Июлю 1943 года командир звена 27-го Гвардейского истребительного авиационного полка ( 7-й истребительный авиационный корпус, Войска ПВО территории страны ) Гвардии Старший лейтенант Д. С. Николаев совершил 360 боевых вылетов, провёл 58 воздушных боёв, в которых сбил 14 самолётов противника. 8 Сентября 1943 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

После лечения был списан с лётной работы, но добился возвращения в строй. В 1944 году окончил курсы усовершенствования офицерского состава.

После окончания войны продолжал служить в ВВС. С 1960 года Гвардии Полковник Д. С. Николаев - в запасе. Жил в Москве, работал инженером в одном из авиационных конструкторских бюро. Награждён орденами Ленина, Красного Знамени, Отечественной войны 1-й и 2-й степени, Красной Звезды, медалями.

*   *   *

Гвардии Старший лейтенант Дмитрий Семёнович Николаев в суровую военную пору выполнял различные боевые задачи: патрулировал над Ленинградом и над советскими наземными войсками, летал на разведку и штурмовку, сопровождал на задание бомбардировщики. Сколько раз он выручал товарищей в бою !  Сколько раз они приходили ему на помощь !

Однажды звено истребителей под командованием Лейтенанта Георгия Жарикова сражалось с численно превосходящими силами противника. Трое отважных дрались против 15 "Мессеров". В первые минуты боя Георгий Жариков, Дмитрий Николаев и Николай Добрецов отправили на землю два вражеских самолёта. В хвост истребителю Георгия Жарикова начал пристраиваться Ме-109. Николаев метким огнем отсёк врага. Пулеметная очередь прошила фюзеляж Ме-109. Это была третья неприятельская машина, уничтоженная звеном за один вылет.

Памятен Дмитрию Семёновичу первый день боев по прорыву блокады. Утром около командного пункта состоялся митинг личного состава. Выступая перед авиаторами, коммунист Николаев сказал: "На мою долю выпала высокая честь сражаться за родной Ленинград. Заверяю, что отдам все силы выполнению почетной боевой задачи".

В первом же вылете отважный сокол сбил "Мессершмитт-109". Но и сам попал в трудное положение. Его обстреляли с двух самолётов. Выручил Дмитрия Гвардии Младший лейтенант Александр Андриянов. Меткий огонь "Яка" сразил одного"Мессера", а другого обратил в бегство.

Участвуя в Январских боях по прорыву блокады, лётчики 27-го Гвардейского истребительного авиационного полка сбили 21 вражеский самолёт, в том числе по 4 машины тогда уничтожили Дмитрий Николаев, Ириней Беляев, Александр Карпов.

*   *   *

...Память старого лётчика, пройдя сквозь толщу лет, перенесла его на прифронтовой аэродром, к Январским событиям 1943 года, когда советские войска разорвали кольцо вражеской блокады Ленинграда.

27 Января звено истребителей, которым командовал Гвардии Старший лейтенант Дмитрий Семёнович Николаев, прикрывало подразделения наступающих войск Ленинградского фронта в районе Синявина. Выполнив задание, ведомые Николаева вернулись на аэродром. Но ведущий не прилетел. Лётчики и техники забеспокоились: "Что же могло случиться ?"

День клонился к вечеру. Лучи зимнего солнца уже прятались за горизонт, освещая полоску леса багровым пламенем. Вдруг прямо над взлетно - посадочной полосой из облаков "вывалился" самолёт и пошёл на снижение. Бесшумно, с выключенным мотором.

Трудно представить, какое волнение охватило всех, когда увидели, что шасси у машины убрано. Через мгновение левая стойка опустилась, а правая так и не появилась. Нервное напряжение нарастало. Люди настроили себя так, чтобы быть готовыми к любым неожиданностям.

К удивлению и радости всех, самолёт, мягко коснувшись бетонки, накренился на левый бок и, пробежав несколько метров, привалился к снежной насыпи на краю аэродрома. Бросившиеся к машине люди застали лётчика в бессознательном состоянии. Николаева осторожно положили на носилки и доставили в санитарную часть, где у него обнаружили несколько ран. Из них сочилась кровь. Очнувшись, пилот попросил пить. Позднее, уже в госпитале, Николаев рассказал товарищам, что с ним произошло в тот злосчастный день.

В 14 часов 30 минут на аэродроме была объявлена тревога. Первой в воздух поднялась пара - Карпов, Потапов. На взлетной полосе самолёт Николаева. Но нет ведомого. Вылет задерживался.

- Старший лейтенант Гусев полетит с вами, - сообщили Николаеву с КП. - Он уже в капонире.

Гусев - старший лётчик соседней эскадрильи. Николаев знал его, но последнее время им не приходилось летать парой. Как - то получится ?   Взлетели и взяли курс на Синявино, где наземные войска с нетерпением ждали помощи лётчиков. Вскоре с земли передали по радио команду: "С юга появилась большая группа бомбардировщиков противника. Идите наперехват".

На высоте 2000 метров Карпов, Потапов, Николаев и Гусев обнаружили до двух десятков "Юнкерсов-88". Бомбардировщики готовились нанести удар по советским войскам. Во что бы то ни стало надо сорвать замысел врага. С какой стороны атаковать ?  Старший группы Николаев передал ведомым: "Разворачивайтесь влево. Подходите ближе. Бейте по моторам. Атакуем !"

Первым по ведущему "Юнкерсу" стреляет Николаев. Бомбардировщик загорелся. Оказавшись выше неприятеля, наши лётчики стремительным ударом сломали их боевой порядок и начали расстреливать поодиночке самолёты со свастикой. Преследуемый Карповым "Юнкерс" резко пошел на снижение. Николаев метким огнем пожёг другую машину.

Разгоряченный и увлеченный боем, Дмитрий не заметил, как на помощь бомбардировщикам подоспели "Мессершмитты-109". Вражеские истребители атаковали самолёт Николаева, когда рядом не было ни Карпова, ни Потапова, ни Гусева.

"Як" Николаева затрясло, бросило в сторону. Над головой разорвался снаряд. В кабину ворвалась туча металлических осколков. Разбиты левый борт, приборная доска. На рулевое управление по руке потекли струйки крови. В груди - невыносимая боль. Стало тяжело дышать. Кажется, что самолёт качает.

Дмитрий коснулся рукой пристяжного ремня парашюта. Как поступить... Выброситься с парашютом ?  Под крылом самолёта родная земля, но сейчас на ней враг. Надо дотянуть до своего аэродрома...

С большим трудом Дмитрий выровнял самолёт и, не зная теперь его возможностей, не представляя, сколько осталось горючего в баках, по инерции повел машину на северо - запад. Справа белело Ладожское озеро. "Спланировать на лед ?  Связь не работает. Пока ищут - замерзну, - думал лётчик. - Рядом должна быть посадочная площадка... Да, да, знакомые ориентиры. Вот и она..."

...Хотя врачи успокаивали раненого, заверяли, что он ещё будет летать, сам Дмитрий Семёнович хорошо понимал, что тяжелые раны надолго приковали его к постели. Друзья часто приходили в госпиталь, делились новостями. В начале Сентября 1943 года делегация однополчан с шумом вошла в палату, чтобы поздравить Дмитрия Семёновича с присвоением ему звания Героя Советского Союза.

Друзья навещали его часто, рассказывали о своих победах. Дмитрий Семёнович искренне радовался боевым успехам товарищей. Каждая весть об этом разжигала в нем страсть - летать, летать !  Но раны не отпускали с госпитальной койки. Бой 27 Января 1943 года оказался для Николаева последним. Это был его 360-й боевой вылет. За год и семь месяцев пребывания на Ленинградском фронте он провёл 58 воздушных боёв и сбил 14 вражеских самолётов.

Только в Мае 1945 года, когда вся страна праздновала победу над фашизмом, Дмитрию Семёновичу удалось вернуться к лётной работе на боевых самолётах. После выздоровления он служил на Востоке и Севере, летал на Балтике и над Волгой. Обучал тактической и огневой подготовке пилотов. Десять различных типов самолётов освоил лётчик - истребитель 1-го класса Д. С. Николаев.

Осенью 1960 года Дмитрий Семёнович был уволен в запас в звании Гвардии Полковника. Последние годы жил в Москве, на Печёрской улице.

Сайт управляется системой uCoz

Возврат

Н а з а д