HSU

Кисляк Николай Александрович

Н.А.Кисляк

Родился 22 Октября 1916 года в Тамбове, в семье рабочего. Образование неполное среднее. Работал токарем в тресте "Ленлёгпромстрой" в Ленинграде. С 1939 года в Военно - Морском флоте. В 1940 году окончил Чугуевское военное авиационное училище лётчиков. Служил в истребительной авиации Черноморского флота.

Участник Великой отечественной войны с первого дня. Штурман 11-го Гвардейского истребительного авиационного полка ( 2-я Гвардейская минно - торпедная авиационная дивизия, ВВС Черноморского флота ) Гвардии Капитан Н. А. Кисляк участвовал в обороне Севастополя, Кавказа, освобождении Крыма, Украины, Молдавии, защищал корабли на Чёрном море.

К Сентябрю 1944 года совершил 302 боевых вылета, в 50 воздушных боях сбил лично 12 самолётов противника. 6 Марта 1945 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

После войны продолжил службу в ВМФ. В 1951 году окончил Высшие офицерские лётно - тактические курсы. С 1958 года Гвардии Полковник Н. А. Кисляк - в запасе. Живёт в Севастополе. Награждён Орденами Ленина, Красного Знамени ( трижды ), Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды ( дважды ), медалями.

*   *   *

...Май 1944 года. В Одессе лётчики 11-го Гвардейского истребительного авиаполка готовятся к новым боям: постепенно вводят в строй молодых, только что прибывших пилотов, осваивают аэродром и район предстоящих боевых действий. Истребители систематически летают на разведку в районы Аккермана, Днестровского лимана и вдоль побережья до устья Дуная в целях вскрытия обороны противника и определения момента возможного отвода немецким командованием своих войск.

В результате многократных вылетов было установлено, что противник укрепляет оборону и не собирается отходить. Противодействие же в воздухе он оказывал слабое. Тогда и родилась мысль: а не установить ли на "Аэрокобрах" бомбодержатели, чтобы и лётчики - истребители могли наносить бомбовые удары по наземным и морским целям ?

Инициативу проявил штурман полка Гвардии Капитан Н. А. Кисляк. Скромный по натуре, вдумчивый и авторитетный среди лётного состава, он сразу же нашёл поддержку старшего инженера полка В. Г. Попковского. Работа закипела. Они сконструировали и изготовили в мастерских специальный бомбодержатель, а для подвески 250-кг фугасной бомбы решено было использовать замок подвесного топливного бака. Правда, первое испытание, проведённое Николаем Александровичем, ожидаемого эффекта не дало. Дело в том, что крутое пикирование при бомбометании исключалось, поскольку сброшенная бомба могла попасть в область, ометаемую винтом, а для бомбометания с пологого пикирования и тем более с горизонтального полёта не было прицела.

Тогда наши умельцы сделали для сброса ФАБ-250 с пологого пикирования специальную разметку на плоскостях самолёта да ещё и разместили под каждой плоскостью по бомбодержателю для ФАБ-100, с тем чтобы можно было менять варианты бомбовой нагрузки. Теперь с крутого пикирования сбрасывались ФАБ-100, для чего использовался штатный коллиматорный прицел, предназначенный для ведения огня из бортового оружия. Уменьшилось рассеивание и ФАБ-250 при сбрасывании их с помощью прицеливания по разметке. Все специально отобранные опытные лётчики за короткий срок выполнили ряд упражнений на полигоне и были готовы к нанесению бомбовых ударов.

Обязанности штурмана истребительного авиационного полка сложны и многогранны, но Капитан Н. А. Кисляк уверенно справлялся с ними. Особую заботу он проявлял о штурманской подготовке личного состава, постоянно донимал командира полка и начальника штаба требованиями о выделении времени на занятия.

- Пару часов для такого дела всегда можно выкроить, - говорил он. - На истребителе отдельного штурмана нет, там лётчик - это весь экипаж в одном лице. А летать над морем довольно сложно - местность абсолютно безориентирная. Да и над сушей не проще - аэродромы меняются довольно часто. Обидно, когда теряешь людей и самолёты только из - за потери ориентировки...

Своего штурман, обычно, добивался и время на занятия находилось. Командование полка сработалось с Капитаном Кисляком достаточно хорошо, понимали друг друга с полуслова. В 11-м Гвардейском полку он по праву считался ветераном: начал службу в нём рядовым лётчиком, потом возглавил звено, стал замистителем командира эскадрильи, штурманом полка. Был он в атаках смелым и решительным, обладал сильной волей и выдержкой. Когда в воздухе возникали сложные ситуации, Кисляк всегда находил самый верный выход из них.

В воздушных схватках с противником он одержал несколько блестящих побед. Так, 25 Января 1944 года пара лётчиков - истребителей Гвардии Старший лейтенант Н. А. Кисляк и Гвардии Лейтенант В. А. Любимков совершали облёт всех морских подходов к Севастополю. Враг, отрезанный с суши, получал подкрепления, боеприпасы и военное снаряжение по морю и воздуху.

Наши истребители вылетали наперехват и нередко заставляли немецкие транспортные самолёты возвращаться назад, не достигнув цели. На этот раз Кисляк и его напарник обнаружили в районе мыса Тарханкут группу из 29-ти транспортных Ju-52. Они шли на небольшой высоте, прижымаясь к воде. Это обеспечивало им надёжную защиту. Снизу их не атакуешь - прикрывает море, а сверху тоже трудно, так как неминуемо попадёшь под сильный огонь пулемётов. Тем не менее Кисляк отважился на атаку.

Мастерски выполняя сложные маневры, истребители атаковали врага и ухитрилясь, при этом, сами уходить из - под ответного огня. Вот вспыхнул один Ju-52. За ним - второй, третий... В этом бою Николай Кисляк и его ведомый сбили 4 вражеских самолёта.

Но вражескому стрелку удалось всё же поразить самолёт Николая. Из строя вышла бензосистема. Несмотря на все трудности, лётчик сумел дотянуть до своего аэродрома. А через несколько часов, после устранения неисправности, Кисляк снова взмыл в воздух.

Потом он, усмехаясь, рассказывал: "Их ведь было почти 30: мишеней много, да к тому же и очень крупных. Конечно, нам было легче, чем им. Куда ни стрельнешь - обязательно в кого - то попадёшь".

К Сентябрю 1944 года Гвардии Капитан Н. А. Кисляк совершил 302 успешных боевых вылета, провёл 50 воздушных боёв, в которых лично сбил 12 вражеских самолётов. Много раз штурмовал он наземные цели противника, уничтожив большое количество живой силы и различной техники врага. 6 Марта 1945 года однополчане сердечно поздравили его с присвоением звания Героя Советского Союза...

Сайт управляется системой uCoz

Возврат

Н а з а д