HSU

Кирсанов Пётр Семёнович

Кирсанов П.С.

Родился в 1919 году. С 1936 года в рядах Красной Армии. В 1938 году окончил Качинскую военную авиационную школу пилотов. Участник Советско - Финляндской войны 1939 - 1940 годов.

Участник Великой Отечественной войны с первого дня. Был земестителем и командиром эскадрильи, инструктором - лётчиком Главного управления боевой подготовки фронтовой авиации ВВС. Совершил 216 боевых вылетов, сбил лично 8 и в группе 6 самолётов противника.

После войны продолжил службу в ВВС. В 1950 году окончил Военно - Воздушную академию, в 1958 году - Военную академию Генерального штаба. Заслуженный военный лётчик СССР ( 1966 год ), Маршал авиации ( 1982 год ). Командовал дивизией ( 1952 - 1956 гг ), Воздушной армией ( 1967 - 1970 гг ), был заместителем Главкома ВВС ( 1970 - 1979 гг ), на ответственных должностях в ВВС ( 1979 - 1988 гг ), затем - военным инспектором.

Награждён орденами Ленина, Октябрьской революции, Красного Знамени ( пять ), Отечественной войны 1-й степени ( дважды ), Красной Звезды ( трижды ), "За службу Родине в Вооружённых Силах СССР" 3-й стерени, медалями. Умер в 1991 году.

*   *   *

Воевал в 153-м истребительном авиационном полку командир эскадрильи Пётр Семёнович Кирсанов, ставший впоследствии Генералом, работником Главного штаба ВВС. Идёт, бывало, по аэродрому, высокий, стройный, и вызывает невольное восхищение. Спокойный, покладистый по характеру, он был храбр в бою и пользовался большим уважением у лётчиков.

Боевое крещение Кирсанов принял под Ленинградом в 3 часа утра 22 Июня 1941 года. Там же он сбил первый вражеский самолёт, и там же его постигло несчастье, едва не закончившееся судом военного трибунала.

Во главе шестёрки истребителей Кирсанов вылетел на сопровождение бомбардировщиков, получивших задачу нанести удар по станции Сиверская. Отбомбились, проводили боевых друзей до аэродрома и взяли курс домой. Подлетают к Неве, а по ней стелется туман. Повернули обратно. И там погода не лучше. Попробовали пробиться вниз - не удалось: туман опустился до самой земли. Радиосвязи между самолётами тогда ещё не было, и шестёрка рассыпалась. Горючее на исходе. Что делать ?

Кирсанов оставил самолёт, приземлился на каком - то болоте и только на седьмые сутки окружным путём через Ярославль и Рыбинск добрался до своей части. Его тут же к ответу: как, да что, да почему ?  Совсем недавно всем шестерым лётчикам выдали партийные билеты. И вот пожалуйста: погубили боевые машины.

- Но что же мне оставалось делать ? - защищался комэск.

Все знали: в подобных условиях иного выбора, как покинуть самолёт, не оставалось. Тем не менее ведущего решили наказать, ибо одновременная потеря шести машин - большой урон для потрепанного в боях полка. До трибунала дело не дошло, но с должности командира эскадрильи Кирсанова сняли. Так, разжалованным, он и прибыл в 153-й авиаполк под Воронеж.

Командир полка Майор С. И. Миронов сразу же восстановил прибывшего лётчика в прежней должности, и не ошибся. Кирсановская эскадрилья была одной из лучших в полку. Сам комэск под Воронежем увеличил свой боевой счёт на 6 сбитых вражеских машин.

Однажды группа истребителей во главе с Кирсановым встретилась над переправой через Дон с 17 немецкими самолётами. В числе их было 8 Ме-109. Комэск первым навязал противнику бой. И закрутилась над русской рекой карусель. Итог ей подвели пехотинцы. Они сообщили в полк: сбиты 3 "Юнкерса" и 2 "Мессера".

И ещё об одной схватке эскадрильи Кирсанова над Воронежем хочется рассказать. Шестёрка его истребителей встретилась с 28 "Мессершмиттами". Нашим пришлось нелегко: против одного советского истребителя почти пять вражеских. И все же кирсановцы не отступили. Одного "Мессера" свалил на землю командир. Но и его самолёт порядком потрепали. Снарядом повредило маслосистему, и мотор заклинился. Пришлось садиться в поле.

Войну Пётр Семёнович Кирсанов закончил инструктором - лётчиком Главного управления боевой подготовки фронтовой авиации ВВС. Всего произвёл 216 успешных боевых вылетов, в воздушных боях уничтожил 8 вражеских самолётов лично и 6 - в группе с товарищами.

Сайт управляется системой uCoz

Возврат

Н а з а д