HSU

Катрич Алексей Николаевич

А.Н.Катрич

Алексей Катрич родился 25 Октября 1917 года в небольшой деревеньке Алексеевка, ныне Краснокутского района Харьковской области. Отец, Николай Григорьевич, - местный лесничий. Мать, Анна Яковлевна, - домохозяйка. Родители с детских лет приучали сына к труду, воспитывали любовь к людям, к лесу, к родной природе. После окончания семилетки, 14-летний Алеша вступил в трудовую жизнь: стал членом колхоза "Червоный факел". Надо было помогать семье, где росли младший брат и сестрёнка. Однако тяга к знаниям вскоре привела его в школу крестьянской молодежи, а затем - на рабфак Харьковского зоотехнического института.

В 1935 году он перешагнул порог института. Но в том же году - по комсомольскому набору и исполняя свою тайную мечту - встал в строй курсантов Чугуевского военно - авиационного училища. Весь жар своего сердца вложил Алексей в любимое дело. Три курсантских года пролетели как одно счастливое, радостное мгновение. И вот он, в новеньких Лейтенантских петлицах, - Младший лётчик подмосковного истребительного авиационного полка.

Алексей в совершенстве овладевает своим самолётом, в полёте сливается с ним воедино. Ему нередко кажется, что будто летает он уже всю жизнь. Как опытного лётчика, его включают в состав парадного расчёта для праздничного полёта над Красной площадью. И он гордится этим. Именно тогда он приобрёл навыки слетанности, строгого соблюдения дистанции и строевой дисциплины.

С началом Великой Отечественной войны Алексей Катрич - на фронте. Крылья молодого Лейтенанта ещё только крепли, когда страна узнала о самоотверженном подвиге советских лётчиков первыми совершившими воздушные тараны в этой войне. Катрич внимательно ловил такие сообщения. Чтобы повторить подобный удар, Алексей это чувствовал, у него достаточно душевных сил, решимости. Хватит ли умения и мастерства - вот в чём вопрос. Улучшив свободную минуту, он принимался за расчёты, чертил вероятные схемы воздушного боя, выискивал уязвимые места у самолётов противника, мысленно прикидывал способы нанесения решающего удара.

Вариантов возникало множество, ведь конкретная ситуация воздушного боя скоротечна и практически неповторима. Да и что далеко ходить за примерами - здесь же, на подступах к Москве, и не далее как 7 Августа 1941 года, Виктор Талалихин совершил один из первых в истории авиации ночной таран, ориентируясь в основном по выхлопным огням вражеского бомбардировщика.

Тому кто готовится к подвигу, судьба всегда представит такой шанс. Так случилось и с Алексеем Катричем, 11 Августа 1941 года заступившим на очередное боевое дежурство... Его размышления о таранах прервала ракета, выпущенная в 9 часов 30 минут утра над командным пунктом. Пара истребителей МиГ-3 ведомая Лейтенантом А. Н. Катричем и М. И. Медведевым стремительно ушла в синее августовское небо. Немецкий разведчик на большой высоте пересёк линию фронта и держал курс на на Бологое. Белый инверсионный след, перечеркнувший среди ясного дня наше небо, выглядел как наглый вызов и зенитчикам, и лётчикам - истребителям, и всем защитникам столицы.

Вскоре у ведомого перегрелся двигатель, и он был вынужден вернуться на аэродром. Развернувшись, Катрич направил машину парралельно полоске инверсии. Там, где она обрывалась, сверкала на солнце маленькая точка - высотный, хорошо вооружённый "Дорнье-215". Не дойдя до Бологого, противник развернулся и пошёл вдоль железной дороги Москва - Ленинград. Катрич настиг его над Осташковым на высоте около 8000 метров.

Экипаж противника, полагаясь на свою недосягаемость, плохо следил за воздушным пространством. Воспользовавшись беспечностью врага, Алексей зашёл в хвост и внезапно ударил из пулемётов. Вражеский стрелок открыл беспорядочный ответный огонь, не причинив вреда истребителю. Катрич же с короткой дистанции "отключил" его меткой очередью. Когда перекрестье прицела легло на кабину пилота, Алексей снова нажал на гашетку. Но пулемёты молчали. Лейтенант быстро перезарядил оружие. Безрезультатно...

А.Н.Катрич у своего МиГ-3
А. Катрич у своего МиГ-3

"Ну что ж, - подумал Алексей, - ты ждал, просчитывал подобную ситуацию. Теперь действуй !". Конечно, лучше всего нанести удар по хвосту, обрубить рули управления. Кроме того, такой удар менее опасен для своей машины. МиГ-3 подошёл к разведчику слева под небольшим углом. Ближе. Ещё ближе. Нужно так рассчитать скорость своей машины, чтобы не врезаться во вражескую, а только коснуться её, словно вращающимся мечом, диском винта. Ещё движение... Удар !

Истребитель потянуло влево, на нос. Чтобы не задеть плоскость "Дорнье", Катрич взял на себя ручку и резко нажал на левую педаль. Проскочил. Увидел, как бомбардировщик резко накренился вправо. Затем долго пикировал, пытаясь выровняться, но снова сорвался в пике. В последнее... Как позднее выяснилось, на его борту находился командир разведывательной авиагруппы Люфтваффе.

Таким образом, заместитель командира эскадрильи 27-го истребительного авиационного полка ( 6-й истребительный авиационный корпус, Войска ПВО территории страны ), Лейтенант А. Н. Катрич совершил первый в истории авиации высотный таран. Через несколько минут он вернулся на родной аэродром и благополучно произвёл посадку. Осмотр винта "МиГа" обнаружил лишь одну незначительную неисправность - слегка загнуты концы лопастей. Редкий по точности удар, если учесть, что бой происходил на высоте около 9000 метров и лётчик действовал в кислородной маске.

На следующий день, после замены винта, Лейтенант Катрич снова поднялся в небо на боевое дежурство. Счёт сбитым воздушным стервятникам был не только открыт, но и стал активно пополняться. 12 Сентября 1941 года на подступах к столице Алексей совершил новый, изумительный по мастерству и отваге воздушный таран, сам же опять приземлился невредимым. Только виртуозно владея искусством пилотажа, можно наносить такие удары. 17 Октября им был сбит "Хейнкель-111", а 27 Октября - "Мессершмитт-109".

29 Октября 1941 года Катрич вернулся из очередного боевого вылета. Чуть пошатываясь от усталости, с восполенными от напряжения глазами, он чётко доложил об очередной своей победе: "У Ново - Петровского сбил бомбардировщик "Юнкерс-88"... Готов к выполнению нового задания." Выслушав доклад, командир полка поздравил отважного лётчика с присвоением ему высокого звания Героя Советского Союза  ( Указ от 28 Октября 1941 года ).

МиГ-3 12-го ГвИАП

Летом 1942 года Алексей Николаевич принял командование первой эскадрильей 12-го Гвардейского истребительного авиационноо полка. Вспоминает один из его однополчан:

"Катрич был спокойным, уравновешенным, волевым человеком. Выше среднего роста, строен, подтянут, атлетически сложен. Всё гармонировало: чёрные волнистые волосы, голубые глаза, улыбка на смуглом лице. И ещё, что заметили сразу - удивительная скромность этого человека. Просто, обычно вошёл он в наш коллектив, хотя гордиться ему было чем. Некоторые даже думали: "Не успел ещё загордиться, только назначили на новую должность". А потом узнали: он пришёл к нам не с повышением, а с понижением. Ещё до прихода к нам командовал эскадрильей, был заместителем командира полка, потом его назначили на должность инспектора по технике пилотирования авиационного соединения.

Но лётчику трудно не летать. Вместо аэродрома - штаб, вместо кабины истребителя - кабинет и бумаги. Ни боевого дежурства, ни вылетов по тревоге. И Катрич стал добиваться возвращения на фронт. Поскольку его должность была уже занята, ему предложили командование эскадрильей в нашем 12-м Гвардейском авиаполку. Летал он, конечно, классически и дрался тоже. Одним словом - герой".

С лета 1943 года Алексей Катрич летал на истребителе Як-1 с дарственной надписью на борту: "От колхозника Саратовской области Фролова И. Д." Нужно сказать, что в наших истребительных авиационных полках имелось немало самолётов, построенных на средства трудящихся. Их обычно вручали лучшим лётчикам. Один из таких самолётов был закреплен за Героем Советского Союза Гвардии Капитаном А. Н. Катричем.

7 Июня 1943 года в авиаполк пришло письмо от председателя колхоза "Чапаевец" Ивана Дмитриевича Фролова. Он сообщал, что на свои трудовые сбережения приобрёл боевой истребитель и очень рад, что его вручили именно Катричу:

"Дорогой товарищ Катрич !  Я горжусь, что моим самолётом управляете вы, Герой Советского Союза, Гвардии Капитан !  Этот самолёт - мой подарок фронту. Пусть сотни фашистов найдут себе могилу от ваших ударов. Я уверен, что на этом самолёте Вы собьете не одного фашистского стервятника !".

Между лётчиком и саратовским колхозником, на чьи средства был построен самолёт, завязалась интересная переписка. С письмами старого коммуниста, участника гражданской войны И. Д. Фролова и ответами ему Героя Советского Союза А. Н. Катрича газета 1-й Воздушной армии ознакомила весь личный состав. Эта патриотическая переписка сыграла большую роль в воспитании наших воинов.

На этой машине Алексей Катрич одержал ещё несколько побед.

А.Н.Катрич

...Их аэродром располагался вблизи воздушного "канала", по которому немецкие бомбардировщики и разведчики пытались проникнуть в глубь страны. Для маскировки враг использовал облачность, тёмное время суток. Вот по очередной команде Капитан Катрич и Старший лейтенант Крюков поднялись в воздух среди ночи. Следуя целеуказаниям с КП, они заметили в чёрном небе выхлопные огни моторов. Катрич остался справа, ведомому приказал зайти для атаки слева. Через несколько минут бомбардировщик огромным горящим метеором прорезал ночное небо... А на следующий день колхознику И. Д. Фролову было отправлено такое письмо - рапорт:

"Дорогой Иван Дмитриевич !   Сообщая вам, что боевой счёт на вашем самолёте открыт. Вместе с моим товарищем Крюковым, летающим на самолёте, подаренном ему колхозниками Дурасовского района Саратовской области, мы сбили вражеский бомбардировщик "Юнкерс-88". Пусть это будет не последний фашистский самолёт, уничтоженный нашими общими усилиями".

И герой неуклонно держал своё Гвардейское слово, увеличивал счёт уничтоженных вражеских самолётов. Так, в книге "Войска ПВО страны в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов", на странице 232 есть следующее сообщение:

"6 Августа 1943 года четвёрка истребителей 12-го ГвИАП, возглавляемая Гвардии Капитаном А. Н. Катричем, выполняя боевую задачу по прикрытию сухопутных войск в границах собой Московской армии ПВО, вступила в ночной бой с 8 бомбардировщиками Ju-88 и вынудила их сбросить бомбы на позиции своих войск. Советские лётчики сбили один и подбили другой бомбардировщик, а сами без потерь возвратились на аэродром".

...Настало лето 1944 года. Давно освобождены Киев и Харьков. Но враг ещё силен, его надо добивать. Нужны самолёты. Коллектив Харьковского управления лесного хозяйства принимает решение: собрать добровольные взносы на постройку трёх боевых самолётов и передать их в авиаполк, где отважно сражается с врагом их земляк - Герой Советского Союза Алексей Катрич. Собрали более 300 тысяч рублей. Верховный Главнокомандующий одобрил патриотический почин харьковских лесоводов, выразил им благодарность.

Для передачи боевых самолётов в Москву прибыла делегация харьковчан. В числе гостей были и родители Героя - Николай Григорьевич и Анна Яковлевна. И как бывает в подобных случаях - торжественный митинг на Центральном аэродроме. Объятия, напутствия, сердечные благодарности.

Горячо пожав руки землякам, крепко расцеловав мать и отца, Алексей, переодевшись в лётную форму, поднялся в кабину новенького "Яка". На его фюзеляже было написано: "Харьков - земляку Герою Советского Союза Алексею Катричу". Заняли места в двух таких же "Яках" сослуживцы Катрича. Взревели двигатели, самолёты взмыли в небо. А Анна Яковлевна, 3 года не видевшая сына и лишь однажды получившая от партизан весточку о геройских подвигах любимого Алеши, всё смотрела и смотрела вслед, утирая кончиком платка набежавшие слезы.

Впереди ещё были многие вылеты и воздушные схватки с противником... За годы войны лётчик - истребитель А. Н. Катрич совершил 250 успешных боевых вылетов, участвуя во многих воздушных сражениях, сбил 14 самолётов противника  ( 5 лично и 9 в группе с товарищами ).

После окончания войны Алексей Николаевич продолжал службу в ВВС. Среди товарищей Катрич всегда выделялся тягой к учёбе. Бывало, все отправятся в клуб на танцы, он же достанет конспекты, занимается математикой, готовится к поступлению в Академию. "Чего ты усердствуешь ? - недоумевали друзья. - Да тебя, такого героя, заместителя командира полка, примут и с "тройками". Он же видел, что в авиации назревает качественный рывок и для набора новой высоты нужны но столько прошлые боевые заслуги и звания, сколько знания. Потому в 1950 году и Военно - Воздушную академию он окончил с отличием. Успешно командовал частями и соединениями, потом настал черёд и Академии Генерального штаба, которую Катрич окончил в 1959 году.

А.Н.Катрич

Затем занимал ряд ответственных постов в ВВС, был первым заместителем министра Гражданской Авиации. Одному из первых Катричу присвоено звание "Заслуженный военный лётчик СССР". Генерал - Полковник авиации А. Н. Катрич последнее время жил в Москве, где щедро делился богатым фронтовым и жизненным опытом с новым поколением авиаторов. "Стремитесь к высокой цели и по мере её достижения "поднимайте планку" всё выше - так учил молодых ветеран. Только в 1987 году, в 70 лет, Алексей Николаевич, пройдя труднейший боевой путь, оставил службу и ушёл на заслуженный отдых.

А. Н. Катрич награждён орденами Ленина, Октябрьской Революции, Красного Знамени ( четырежды ), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени ( дважды ), Красной Звезды, "За службу Родине в Вооруженных Силах СССР" 3-й степени, медалями.

Сайт управляется системой uCoz

Возврат

Н а з а д