HSU

Карначёнок Николай Александрович

Н.А.Карначёнок

Николай Карначёнок родился в 1922 году в деревне Барки, ныне Шкловского района Могилёвской области, в семье крестьянина. Образование неполное среднее. Работал мастером на Оршанском мясоконсервном комбинате. С 1940 года в рядах Красной Армии, год спустя окончил Одесскую военную авиационную школу лётчиков.

Участник Великой Отечественной войны с Июня 1941 года. Сражался на Юго - Западном и Сталинградских фронтах. Свою боевую деятельность начал в составе 521-го истребительного авиаполка. Вспоминает Герой Советского Союза, известный лётчик - истребитель, Андрей Яковлевич Баклан:

"В 1941 году, да и в первые месяцы 1942-го, многие наши пилоты летали на менее скоростных самолётах, чем немецкие Ме-109. Поэтому, как правило, воздушные бои вели по горизонтали, на виражах. И вот типичная картина того периода: два Ме-109 ведут бой на вертикалях и сковывают целую группу наших И-16 или И-153, которые кружатся на виражах в общей карусели. Оторвался от группы - тут же тебя атакует "Мессер". Порой нашему лётчику трудно было даже выйти из боя.

Новые наши самолёты - "Яки" и "Лавочкины", - поступившие позднее на вооружение, уже почти не уступали в скорости немецким истребителям. Однако велика сила привычки !  Первое время и на новых самолётах наши пилоты продолжали применять оборонительные виражи, не проявляя по - настоящему наступательной инициативы.

В нашем полку первым начал вести бой на вертикалях командир эскадрильи Иван Клещёв. Его примеру последовали Бабков, Алкидов, Карначёнок и я. Постепенно создалась своеобразная группа пилотов - новаторов. Особенно успешно освоил новый для себя маневр Коля Карначёнок. Он же первым и одержал победу в единоборстве с "Мессером". Николай нагнал его на "горке", когда Ме-109 потерял скорость и завис. Тут - то Коля его и поджёг..."

В Апреле 1942 года Николай Карначёнок, в составе пятёрки лётчиков, был переведён в 434-й авиаполк особого назначения. Этот полк состоял из трёх эскадрилий и насчитывал 44 самолёта Як-1. Командиром полка назначили Героя Советского Союза Ивана Ивановича Клещёва. В Июне полк отправился в район Сталинграда, где в ту пору разворачивались ожесточённые бои, как на земле так и в воздухе.

Воздушные бои в небе Сталинграда были тяжелейшими, но лётчики делали всё, на что были способны. Так, 15 Июля, пилотами 434-го полка было сбито 32 вражеских самолёта, свои потери 7 машин. Конечно несли потери и мы, и довольно ощутимые...

К концу Июля, когда полку приказали прикрывать советские войска, переправлявшиеся на левый берег Дона в районе Калача, борьба в воздухе достигла своего апогея. Особенно напряжённым оказалось 26 Июля. В этот день каждый лётчик произвёл по 6 - 7 боевых вылетов. А всего полк провёл 11 групповых воздушных боёв и уничтожил 34 немецких самолёта. Свои потери - 3 машины, пилоты которых спаслись с парашютами.

При этом все бои принимали на редкость ожесточённый характер. Противник сражался яростно и упорно. Дело доходило до лобовых атак. Причём таким приёмом пользовались даже немецкие пилоты. Но, как правило, они не доводили его до конца, в самый последний момент отворачивали.

Николай Карначёнок по возвращении на аэродром поделился с товарищами впечатлением об одной из таких атак, выдержанных им. Сначала он даже растерялся: немец - и вдруг атакует в лоб. В первое мгновение появилось желание отвернуть. Но Николай взял себя в руки и не изменил курса. Секунды сближения самолётов растянулись, казалось, до бесконечности. Наконец противник шарахнулся вверх и в сторону. И тут - то Карначёнок точной очередью прошил "Мессеру" брюхо...

Н.А.Карначёнок
Лейтенант Н. А. Карначёнок у своего Як-1
434-й ИАП, 1942 год, район Сталинграда.

А уже вечером, командир полка горячо поздравил главных героев этого боевого дня: Капитанов Бабкова и Избинского, Лейтенантов Карначёнка и Савельева. Каждый из них сбил по 2 - 3 вражеских самолёта.

К середине Июля 1942 года командир звена 434-го истребительного авиационного полка ( 8-я Воздушная армия, Сталинградский фронт ) Лейтенант Н. А. Карначёнок совершил 349 боевых вылетов, в воздушных боях сбил 10 вражеских самолётов.

...Всё меньше и меньше оставалось в полку исправных самолётов. В конце концов лётчики вынуждены были передать их в другую часть, а сами поехали в Саратов получать новые Як-7Б и пополнять личный состав. Вспоминает А. Я. Баклан:

"Вернувшись под Сталинград, мы расположились на одном из полевых аэродромов в 25 - 30 км от города и начали боевую работу. В сложнейших условиях проходил буквально каждый воздушный бой. Над Сталинградом носились стаи самолётов - наших и немецких. Тут и там "закручивались карусели" воздушных схваток. Самолёт за самолётом поочерёдно начинали гоняются друг за другом, но сбить противника в такой обстановке очень сложно. Ведь бесприцельный огонь с большой дистанции не даёт эффекта, можно впустую расстрелять весь боекомплект. А на то, чтобы подойти на нужную дистанцию и точно прицелиться, не даёт времени противник.

Только выберешь себе удобную цель, начнёшь сближаться и прицеливаться, как к тебе самому уже тянется трасса противника. И сам не успеваешь открыть огонь. Ведомый тебя подстраховывает - защищает твою заднюю полусферу, но ведь и его тоже атакуют. Продолжать начатую атаку становится невозможно, того и гляди самого собъют. Приходится делать разворот в ту сторону, где меньше самолётов, чтобы не столкнуться ненароком".

17 Сентября 1942 года группа "Яков", ведомая Капитаном Избинским, вылетела на прикрытие наших наземных войск. Едва наши истребители достигли назначенного района, как с пункта наведения сообщили: с севера подходят немецкие бомбардировщики. Вскоре показался плотный строй "Юнкерсов". Наши лётчики с ходу атаковали их и удачно: Избинский и Карначёнок сбили по бомбардировщику.

В то же мгновение сверху, со стороны солнца, на "Яки" свалились несколько пар Ме-109. В воздухе завертелась "карусель", из которой вскоре один за другим выпали два горящих "Мессера". Но понесла потерю и наша группа. Прикрывая Капитана Избинского попал под огонь противника один из "Яков". Оставляя дымный след, он стремительно пошёл к земле. Это был последний боевой вылет Лейтенанта Клавдии Нечаевой - отважной лётчицы, замечательной советской патриотки и очень милой девушки. Ей едва исполнилось 20 лет...

Воздушные схватки с врагом продолжались. Наряду с радостью воздушных побед, переживали наши лётчики и горечь поражений. Вспоминает А. Я. Баклан:

"Нередко наша группа возвращалась с задания не в полном составе. Кто - то в бою зазевался на мгновение или же излишне увлёкся преследованием врага - и сбит. При таких вот обстоятельствах мы потеряли Колю Карначёнка, Колю Гарама, Володю Микояна и других лётчиков..."

22 Сентября 1942 года шестёрка истребителей во главе с Капитаном Избинским перехватила немецкие бомбардировщики на подходе к линии фронта и заставила их сбросить бомбы на свои же войска. В непродолжительной, но жаркой схватке противник потерял 3 самолёта. Их сбили Карначёнок, Михаил Гарам и Шишкин. В этот же день, в районе посёлка Котлубань Дубовского района Волгоградской области, Старший лейтенант Н. А. Карначёнок погиб. Всем полком провожали товарищи Николая в последний путь. За свою короткую жизнь - ему было только 20 - он успел много сделать для победы над врагом. На его счету - более 360 боевых вылетов и не менее 12 сбитых самолётов противника. 23 Ноября 1942 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, отважному лётчику посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза.

Награждён орденами Ленина, Красного Знамени. Имя Героя носят Оршанский мясоконсервный комбинат, улицы в Орше и Шклове. На территории комбината установлен памятник Герою.

Сайт управляется системой uCoz

Возврат

Н а з а д