HSU

Белоусов Леонид Георгиевич

Л. Г. Белоусов

Леонид Белоусов родился 3 Марта 1909 года в Одессе, в семье рабочего. Образование получил начальное, работал слесарем. С 1930 года в Красной Армии. В 1933 году окончил Одесское военное пехотное училище, но вскоре его потянуло в небо. В 1935 году, закончив Борисоглебскую военную авиационную школу лётчиков, он получил назначение в одну из авиационных частей.

Зимой 1938 года, совершая посадку вслепую при плотном снегопаде на свой аэродром, Леонид потерпел аварию. Самолёт разбился, взорвались бензобаки, кабину охватило пламя. Сбежавшиеся бойцы и техники потушили пожар, помогли Белоусову выбраться из кабины. Перенеся более 30 пластических операций на лице, он вновь продолжал летать.

В Советско - Финляндскую войну 1939 - 1940 годов Леонид Белоусов совершил десятки боевых вылетов, выполняя задания командования. В Январе 1940 года он был награждён орденом Красного Знамени, а вскоре получил новое назначение - командиром авиационной эскадрильи на Ханко.

С первых дней Великой Отечественной войны, вместе со своими подчинёнными, он зорко стережёт небо Балтики. На самолетах И-153 и И-16 отважные лётчики под артиллерийским обстрелом поднимались в воздух и вели разведку, бомбили аэродромы и корабли противника, поддерживали штурмовыми ударами передний край обороны, прикрывали базу с воздуха. К концу боев за полуостров ( 7 Ноября 1941 года гарнизон Ханко начал эвакуацию ), советскими лётчиками и зенитчиками было уничтожено более 50 самолётов врага.

2 Декабря 1941 года, уже в сумерках, все исправные самолёты были до предела заправлены горючим: дальность перелёта до ближайшего аэродрома составляла более 400 км. Сняв с машин всё, что только возможно было, и взяв дополнительные баки с топливом, каждый лётчик посадил за бронеспинку своего одноместного истребителя техника. В это трудно поверить, но долетели и лётчики и техники. Все самолёты, кроме одного, благополучно приземлились в Кронштадте. На аэродроме их встречали члены Военного Совета флота...

Вскоре Майор Л. Г. Белоусов был назначен помошником командира авиаполка, оборонявшего Дорогу жизни. Леонид Георгиевич продолжал летать, много раз отражал налёты авиации противника, штурмовал его передний край, вёл разведку, уничтожал мотоколонны на дорогах. В Декабре 1941 года при выполнении очередного задания он был сбит и тяжело ранен. В результате началась газовая гангрена сначала одной, а затем и другой ноги. Их пришлось ампутировать...

426 дней провёл Белоусов в госпиталях. Воля, мужество, желание отомстить врагам преодолели все недуги. Усилия и многодневные тренировки дали свои результаты - в 1944 году, Леонид Георгиевич вернулся на Балтику, его самолёт вновь поднялся в воздух. Отважный лётчик был назначен помощником командира по лётной подготовке 4-го Гвардейского истребительного авиационного полка ( 1-я Гвардейская истребительная авиационная дивизия, ВВС Краснознаменного Балтийского флота ).

Добившись возвращения в строй, Леонид Белоусов повторил подвиг Алексея Маресьева, - больше года он, безногий инвалид, совершив около 40 боевых вылетов, участвовал в самых ожесточенных воздушных сражениях, лично сбил ещё один вражеский самолёт. Правда бывший командир 4-го ГвИАП Василий Фёдорович Голубев в своих мемуарах описывает 2 победы Леонида Белоусова после его возвращения в полк:

"Майор Белоусов по прибытии в полк оказался одновременно "старым" и "молодым" лётчиком. Пока он лежал в госпиталях, изменились не только техника, средства управления боем в воздухе и на земле, но и тактика, методы ведения боя. Леонид Георгиевич быстро разобрался в накопленном опыте и в теории, и на практике. Он был готов к вылету на первое боевое задание.

Когда - то он впервые после тяжёлой аварии в 1938 году, обмотанный бинтами, вылетал на разведку, штурмовку, участвуя в воздушных боях с белофинской военщиной. Он первый поднял эскадрилью "Чаек" на отражение фашистских "Юнкерсов" 22 Июня 1941 года. В числе первых насмерть сражался в самые трудные дни на Ханко, под Ленинградом, на Ладоге. И вот вновь настал день первого вылета на прикрытие боевых кораблей в бухте Гаково. Два с половиной года Леонид Георгиевич ждал этого дня. Сотни дней и ночей, тысячи часов до изнурения готовил себя к нему.

В такой сложной обстановке хотелось, чтобы за его парой была не одна, а две. Ни один "Фокке - Вульф" не должен был оказаться в хвосте у Белоусова. Это прекрасно понял и Леонид Георгиевич. Пара Ла-5 с номером "03" на первом нырнула вниз и в красивом боевом развороте устремилась вверх в атаку на четвёрку истребителей, летевшую слева от "Юнкерсов".

Суматошно завертелись под облаками вражеские истребители прикрытия. Их вдвое больше, чем нас, но, проглядев начало нашей атаки, враг поплатился двумя самолётами. Белоусов, сблизившись на малую дистанцию, почти в упор расстрелял "Фокке - Вульф - 190", а снайпер Карпунин, не желая далеко отрываться, с большой дистанции длинной очередью сбил Ju-87..."

Этот бой, в котором Леонид Белоусов одержал свою первую после возвращения в полк воздушную победу, произошёл летом 1944 года. Вторая победа, по воспоминаниям В. Ф. Голубева состоялась уже осеню:

"На войне, как и в жизни, иногда бывают неожиданно счастливые совпадения. В это тихое Сентябрьское утро мощной артподготовкой как раз и началось наступление 2-й ударной армии из района Тарту на север. Командование группы "Нарва", видимо ожидая конца артподготовки, привело в готовность авиацию на аэродромах для удара по нашим войскам, чтобы упредить переход в атаку. Вот в это время мы подлетели на бреющем к аэродрому. Когда, охватывая его с двух сторон, начали горкой набирать высоту, перед взором открылось редкое зрелище. По краям бетонной полосы стояли наготове, без всякой маскировки, несколько десятков бомбардировщиков и истребителей, на высоте около 4000 метров патрулировали три четвёрки...

48 фугасных бомб горохом высыпались на готовые к взлёту самолёты и на среднюю часть полосы. Вести пушечный огонь, считать количество горящих машин времени не было. Мы так же дружно взмыли вверх, где наша шестёрка завязала бой с патрулями.

Первой подоспела на помощь группа Леонида Георгиевича. С ходу с большой дистанции он срезал "Фокке - Вульф". Потом, кем - то сбитый, штопором завертелся ещё один FW-190, из которого вывалился тёмный комочек. Позже, почти у земли, он превратился в белый купол. Так закончился короткий воздушный бой.

Вечером на разборе боёв попросил слово Белоусов. И, мне кажется, не без основания заметил:

- Такое ощущение - трусоват стал немецкий лётчик, даже над своим аэродромом уклоняется от настоящего боя. Я сейчас вспоминаю Ханко, мы же дрались до последнего, на тараны шли..."

К Февралю 1945 года Гвардии Майор Л. Г. Белоусов, совершив более 300 боевых вылетов, лично сбил 4 вражеских самолёта и ещё несколько в группе с товарищами ( по некоторым источникам имел 7 воздушных побед ).

После окончания войны, по состоянию здоровья, Леонид Белоусов уволился в запас. Работал на речном транспорте. Затем, несмотря на ранения и болезни, стал начальником аэроклуба - небо, о котором он мечтал ещё мальчишкой, долго не отпускало. Позднее - возглавил 1-й таксопарк. В 1957 году за мужество и воинскую доблесть, проявленные в период Великой Отечественной войны, Л. Г. Белоусов был награждён орденом Ленина и удостоен звания Героя Советского Союза.

Более 30 лет выступал Леонид Георгиевич с лекциями, в качестве одного из самых активных сотрудников общества "Знание". За это время он объездил всю страну - от Калининграда до Камчатки. Кстати, все эти 30 лет самоотверженной работы в его трудовой стаж не вошли - инвалида 1-й группы нельзя было зачислить в штат. В последние годы, Л. Г. Белоусов жил в Петроградском районе города Ленинграда. Награждён орденами Ленина, Красного Знамени ( дважды ), Отечественной Войны 1-й степени ( дважды ), медалями. В Одессе, на здании завода имени Январского восстания, установлена мемориальная доска. Имя Героя носят средние школы в Ленинграде и Минске. Автор книги "Веление долга".

Сайт управляется системой uCoz

Возврат

Н а з а д