HSU

Баршт Абрек Аркадьевич

А.А.Баршт

Абрек Баршт родился 2 Декабря 1919 года в селе Старая Збруевка, ныне Голопристанского района Херсонской области, в семье служащего. Окончил среднюю школу во Владивостоке. С детства увлекся боксом - начал заниматься в 1934 году в Воронеже, затем во Владивостоке. С 1937 года занятия боксом совмещал с занятиями в местном аэроклубе и далее в Читинской авиационной школе пилотов. С 1938 года на службе в рядах Красной Армии. Был победителем первенств военных училищ Северо - Кавказского военного округа 1939 - 1940 годов в полулегком весе. В 1940 году окончил Батайскую военную авиационную школу летчиков.

На фронтах Великой Отечественной войны с Апреля 1942 года. Командир эскадрильи 118-го отдельного разведывательно - корректировочного авиаполка ( 2-я Воздушная армия, 1-й Украинский фронт ) Майор А. А. Баршт к Апрелю 1945 года совершил 365 успешных боевых вылетов, в воздушных боях лично сбил 4 самолета противника. 10 Апреля 1945 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, ему было присвоено звание Героя Советского Союза ( орден "Золотая звезда" №:5997 ).

Абрек Аркадьевич, опытнейший пилот и воздушный разведчик, комановал разведэскадрильей летающей на "Яках". Несмотря на то, что при разведке и корректировке запрещено вступать в воздушный бой, ситуация иногда вынуждает принимать вызов или обороняться. На Як-9, с изображением пасти акулы на капоте, ему удалось сбить один самолет. Это был ведущий большой многоярусной группы "Фоккеров" - FW-190D-9 из VI./SG 77 в районе Ужгорода, южнее Львова, недалеко от Станислава. Герой - летчик вспоминает этот вылет:

"Поздней осенью 1944 года группа самолетов 118-го ОКРАП была переброшена на Южный фронт 1-го Украинского фронта в районе западноукраинского города Чортково. Расположившись близ села Глыбоке Място, лежавшее внизу между возвышенностями, мы приступили к полетам в этом районе.

В один из ясных дней Декабря 1944-го, уже совершив 2 боевых вылета, я получил задание на сопровождение трех Ил-2 - фоторазведчиков в район Станислава ( ныне Ивано - Франковск ). Это было сложное задание. Дело в том, что фотографирование производилось с высоты 2000 метров, а Ил-2 на такие высоты не рассчитаны - снизу они беззащитны. Да еще на боевом курсе звено размыкалось по фронту, чтобы с одного захода заснять пошире.

Вылетев четверкой на это ответственное задание, я постоянно думал о ненадежности прикрытия двумя парами. Боевой порядок в этой ситуации мы построили таким образом: пара - Старший лейтенант Матосов с ведомым Любимовым - непосредственное прикрытие ( "вратари" на нашем жаргоне ), а я с ведомым Сережей Гордадзе - верхний эшелон. Мы держались выше метров 500 - 800, маневрируя, чтобы сохранить скорость с фланга на фланг. Погода была ясной. В середине дня солнце было на юге, а маршрут "Илов" над целью шел с юга на север. Поэтому мы старались держаться так, чтобы внезапная атака со стороны солнца была исключена.

Вот мы подошли к развороту "Илов" на боевой курс - "Илы" начали размыкание. И...!  Влево, градусов на 30 я увидел три четверки со стороны противника на встречном курсе - истребители. Строй противника - колонна четверок с небольшим пеленгом с двух сторон от первого звена и небольшим превышением каждой группы, идущей левее и правее. Идут чуть ниже нас. Нас они, видимо, еще не заметили. "А когда заметят, то вряд ли кто - нибудь из нас уйдет..", - подумалось мне в те секунды. Я командую: "Борис ( Матосов ) - остаешься с "Илами", а я - атакую фрицев !"

Пользуясь моментом слепоты противника ( у меня солнце сзади ) на встречном курсе атакую ведущее звено. Газ полный и с небольшим снижением, поэтому скорость хорошая. Сразу видно, что противник не очень опытный. Ведущее звено, резко маневрируя, стало разбегаться кто куда, ведомые звенья также потеряли строй, а мы с Сережей за счет скорости сделали боевой разворот и оказались сзади и выше черт знает какой "каши", состоящей из "Фоккеров"...

"Илы" ушли на свой маршрут незамеченные немцами, а мы повторили атаку по подходящему верхнему ФВ-190. Однако я не смог вывернуться на него - слишком круто, а Сережа, поскольку шел сзади, сумел обстрелять его и, по - моему, удачно, а затем пошел за мной. Ниже я увидел другого "Фокку" - длинноносого, с желтым коком и угольником на борту и сверху под ракурсом 1/4 слева с дистанции 200 метров открыл по нему непрерывный огонь. "Фоккер" беспорядочно кувыркаясь, стал падать со шлейфом дыма...

Оглянувшись, я не увидел Гордадзе. Позднее выяснилось, что я слишком резко выполнил маневр и Сергей не удержал строй, потеряв меня. Он прошел, разыскивая меня, на север, затем вернулся к "Илам", проводил их до базы вместе с парой Бориса. "Илы" задачу свою выполнили.

...Наверное, в нашем районе еще шел воздушный бой, потому что ко мне вдруг пристроился одинокий Ла-5 с красным коком. Ниже нашей, внезапно созданной пары, я увидел звено Ме-109 и пошел в атаку сзади - сверху на параллельном курсе. Эти ребята оказались грамотными: они пошли со снижением и пары разомкнулись метров на 200 ( я, допустим, атакую правую - так меня бьет левая, или наоборот ). По привычке оглянувшись на ведомого, я увидел, что он круто уходит от меня. Чем - то, видимо, я ему не понравился. А может своих увидел - не знаю. Однако пока я соображал, обстановка слегка переменилась: за это время "худые" сделали крутые горки и теперь уже они оказались надо мной и немедленно с двух сторон атаковали, поджидая удобного момента вползания в прицел.

Я никогда не проигрывал для себя такой вариант боя, но поступил по - своему правильно, резко убрал газ и облегчил винт, одновременно делая переворот. Но ручку на себя подтягивать не стал и вверх колесами шел прямо со снижением и обратной перегрузкой. Фрицы, наверное, развернулись, желая найти меня после переворота "пo - правилам". Я их больше не видел.

Через несколько секунд, оказавшись в отвесном пикировании я глянул на показатель скорости - 750 км/час !  Я ужаснулся: сейчас должна оторваться обшивка на крыльях !  Боясь создать разрушающую перегрузку ручкой, я осторожно стал выбирать триммер. Самолет потихоньку стал выходить на горизонт. Очень переживал за двигатель - выдержит ли раскрутку в этом диком пике. Но матчасть работала исправно до аэродрома..."

Абрек Аркадьевич, как и многие ветераны, в своих рассказах, делает как мне кажется обычную ошибку: считает противника слабым, забыв, что тот мог увидеть рисунок Аса на капоте - акулью пасть, a у ведомого - серебряную молнию и надписи на фюзеляже. Немца знали, что эти рисунки отважится рисовать не каждый и вполне возможно, это на них произвело впечатление.

К концу войны Майор А. А. Баршт, ставший одним из основателей метода корректировки артогня с истребителя - 28 корректировок, совершил 369 боевых вылетов ( из них 240 - на разведку и корректировку ), в воздушных боях одержал 8 побед ( официально - всего 4 ), на земле уничтожил 6 артиллерийских батарей, 50 танков, до батальона пехоты противника.

После окончания войны Абрек Аркадьевич продолжил службу в ВВС. В 1949 году окончил Военно - Воздушную академию. Военный летчик 1-го класса. С 1978 года Полковник А. А. Баршт - в запасе. Работал начальником учебно - летной базы Российского государственного гидрометеорологического университета. Вице - президент Северо - Западного регионального управления Федерации любителей авиации России.

За время службы награжден Орденами Ленина, Красного Знамени ( дважды ), Отечественной войны 1-й и 2-й степеней, Красной Звезды ( дважды ), 15-ю медалями, в том числе "За боевые заслуги" и "За освобождение Украины". Член Совета ветеранов 6-й армии ВВС и ПВО. Его имя носит средняя школа N:1 во Владивостоке.

Сайт управляется системой uCoz



"Самолет - это мои крылья"

Возврат

Н а з а д