Рывок в неведомое...

Г.Я.Бахчиванджи

... 15 Мая 1942 года для дружного коллектива создателей и испытателей советского реактивного первенца наступил час практической проверки результатов их упорного творческого труда. Никто не знал, что ждало их впереди, победа или разочарование. Полет был назначен на 12 часов дня, но Бахчиванджи появился на аэродроме одним из первых. Бригада обслуживания и подготовки самолета с рассветом приступила к контрольному осмотру и устранению замечаний. На аэродроме стояла тишина. Летное поле освобоили от лишней техники. Параллельно основной бетонке укатали грунтовую полосу для посадки. Полеты запретили. Пока заправляли БИ компонентами топлива, погода стала портиться - в 10 часов с западной стороны появилась небольшая облачность, которая постепенно расширялась и вскоре заволокла все небо.

О полете не могло быть и речи, разрешение задерживалось. Но с аэродрома никто не уходил, все надеялись, что погода улучшится. И действительно, во второй половине дня наступило прояснение: облака разошлись и образовались довольно большие просветы голубого неба. Однако около 5 часов вечера начальник НИИ ВВС П. И. Федоров приказал Бахчиванжди произвести разведку погоды. Этот полет выполнялся на биплане У-2 ( по словам самого Федорова, основной целью этого полета было снятие нервного напряжения от долгого ожидания с летчика - испытателя, т.е. "разминка" Григория Яковлевича перед ответственным полетом ).

Метеорологические условия оказались благоприятными, видимость - хорошей. Тут же был отдан приказ готовиться к полету БИ-1. Машину вывели на ВПП, заправили топливом: 240 кг азотной кислоты и 60 кг керосина. Бахчиванджи провел внешний осмотр и занял место в кабине. В последнюю минуту перед стартом Виктор Федорович Болховитинов подошел к Бахчиванжди, крепко обнял его и поцеловал. Григорий Яковлевич занял место в кабине самолета, проверил показания контрольных приборов. У машины к тому времени осталось только двое: ведущий инженер М. И. Таракановский и ведущий по двигателю А. В. Палло. В этот момент Палло оторвал от дела Полковник "органов" и спросил, уверен ли тот в благополучном исходе полета. Тот ответил, что уверен. Вернулся, Бахчиванджи спросил, зачем, мол, вызывали ? Палло ответил общими фразами, затем проконтролировал давление в топливных баках, герметичность соединений по внешнему осмотру и проверил накал зажигательного устройства.

Компоновка БИ

Компоновочная схема реактивного самолета БИ

Убедившись, что все в порядке Палло дал согласие запустить двигатель на пусковой режим. Двигатель работал устойчиво и Палло отбежал за консоль крыла. Пилот включил режим полной тяги, за самолетом вырос длинный факел, раздался необычно сильный рокот, и машина начала разбег. Было ровно 21 час 02 минуты московского времени...

Приблизительно на 10-й секунде БИ-1 оторвался от бетонки и после короткого выдерживания "в горизонте" круто взмыл вверх, затем энергично развернулся влево на обратный курс и пошел параллельно ВПП. Гул от работающего ЖРД слышался ясно. На 66-й секунде двигатель прекратил работу, израсходовав запас топлива, как и предусматривалось заданием, за самолетом появилась недольшое облако желтого цвета.

БИ-1 в режиме планирования стал заходить на посадку, но почему - то слишком высоко. Бахчиванджи заметил это и стал выполнять попеременное скольжение на правое и левое крыло. Однако скорость оказалась недостаточной для выравнивания, машина приземлилась на повышенной вертикальной скорости, ударилась о землю шасси. Ось одного колеса разрушилась и оно покатилось вперед. Шасси подломилось, самолет поднял столб пыли и оказался на "брюхе".

Истребитель БИ-1

Все произошло быстро и неожиданно. Все присутствующие бросились со старта к распластанному на земле самолету. Палло подсел на обгонявшую его пожарную машину и вскоре увидел вылезавшего из самолета Бахчиванджи. Вид у него был явно обескураженным и растерянным. Почти одновременно подъехали члены летной комиссии П. И. Федоров и В. Ф. Болховитинов. Они крепко обняли Григория Яковлевича, поблагодарили за полет и отвезли его на отдых. Никаких массовых ликований на аэродроме не было.

Первый экземпляр самолета БИ-1

Самолет Би-1 перед взлетом и после посадки, 15 Мая 1942 года.

Обслуживающий состав слил и завесил остатки топлива, сбросил давление из баллонов, снял приборы, обесточил машину и дегазировал незначительный розлив кислоты из поломанной при посадке ( а не в полете, как иногда пишут ) трубки в хвостовой части самолета. Все склонились к тому, что неудачная посадка Бахчиванджи объясняется отсутствием у него опыта планерных полетов на БИ-1.

Вскоре в Билимбае, на заводе, состоялся митинг, на котором выступали Болховитинов, инженеры, рабочие, техники и сам Григорий Яковлевич. Так был совершен рывок в неведомое, открыта эра советской реактивной авиации...

( Из книги В. М. Муравьева "Испытатели НИИ ВВС" )

Сайт управляется системой uCoz

Возврат

Н а з а д