HSU

Авдеев Александр Фёдорович

А.Ф.Авдеев

Родился в 1917 году в селе Большая Талинка, ныне Тамбовского района Тамбовской области, в семье крестьянина. Окончил 7 классов и школу ФЗУ. Работал слесарем на литейно - механическом заводе в Москве, учился в аэроклубе. С 1938 года в Красной Армии, окончил Борисоглебскую военную авиационную школу лётчиков. Служил в Ленинградском военном округе. Участник Советско - Финляндской войны 1939 - 1940 годов.

Участник Великой Отечественной войны с Июня 1941 года, защищал Ленинград. К Январю 1942 года заместитель командира эскадрильи 153-го истребительного авиационного полка ( 5-я смешанная авиационная дивизия, 23-я Армия, Ленинградский фронт ) Капитан А. Ф. Авдеев совершил 189 успешных боевых вылетов, в воздушных боях сбил 7 самолётов противника. 12 Августа 1942 года над селом Новая Усмань ( Новоусманского района Воронежской области ) таранил вражеский истребитель и погиб. Похоронен близ села Новая Усмань. 10 Февраля 1943 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, ему посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза.

Награждён орденами Ленина, Красного Знамени, Красной Звезды. Установлены памятники и названы улицы в Москве и Новой Усмани. Имя Героя носила пионерская дружина средней школы № 331 в Москве.

*   *   *

В Люблине, в центре сквера на Ставропольской улице, есть памятник. На гранитном постаменте высится бронзовая фигура лётчика. У него мужественное лицо, упрямо сжатые губы, глаза устремлены в необъятную даль неба. Это памятник Александру Фёдоровичу Авдееву, героически погибшему на Воронежском фронте в годы Великой Отечественной войны.

Aлександр Aвдеев родился в 1917 году в Тамбовской области, но детство и юность его прошли в Люблине. В полтора года Саша остался без матери. Жил с бабушкой. В 1932 году переехал к отцу в Московскую область, в Любино. Там окончил 7 классов неполной средней школы. После окончания школы ФЗУ в 1933 году работал слесарем в механическом цехе Люблинского литейно - механического завода. Одновременно учился в подольском аэроклубе, который закончил в 1937 году. Тогда же, по комсомольской путёвке, был направлен в Борисоглебскую военную авиационную школу лётчиков. По окончании её в 1939 году направлен в Ленинградский военный округ.

Он принимал участие в боях в период военного конфликта с Финляндией, в составе 153-го истребительного авиационного полка. Начав войну Лейтенантом, закончил её Старшим лейтенантом, командиром звена.

Начало Великой Отечественной войны Александр Авдеев встретил уже опытным истребителем, командиром эскадрильи. В те дни 153-й ИАП, используя бипланы И-153, защищал небо Ленинграда. Лётчики полка летая на этих, уже достаточно устаревших, машинах одержали немало побед над опытными вражескими пилотами. В те дни нашим лётчикам нередко приходилось вести воздушные схватки с численно превосходящим противником, но завершались они, как правило, победой.

Вальтер Навотны
Вальтер Навотны

Как пишут зарубежные источники, 19 Июля 1941 года, будущий известный немецкий лётчик - ас, Лейтенант Вальтер Навотны ( 9-й штаффель I / JG 54 ), со своим ведомым, вылетел на свободную охоту в район Риги. В районе базирования 153-го авиаполка они столкнулись с четвёркой советских "Чаек", выполнявших боевое задание под командованием Старшего лейтенанта А. Ф. Авдеева. В завязавшейся схватке Навотны сбил две "Чайки", но и сам попал под удар советского истребителя, зашедшего ему в хвост.

Это был истребитель Авдеева. В результате этой атаки Ме-109 немецкого Аса был сильно повреждён и ему пришлось покинуть машину, приводнившись в Рижский залив. Затем, в течение трёх суток, Навотны добирался на спасательной лодке до территории занятой немецкими войсками. Машина Авдеева, в этом бою, так же была повреждена и пилот совершил вынужденную посадку на своей территории.

Ме-109 Вальтера Навотны

Истребитель Messershmitt Me-109F-2 Вальтера Навотны, 1941 год.

Однако, имеется и другое описание этого боя, приведённое в книге военного корреспондента, участника Великой Отечественной войны А. В. Бурова "Огненое небо", посвещённой защитникам Ленинграда:

"19 Июля 1941 года Александр Авдеев в одиночку пошёл в атаку на 10 "Мессершмиттов". Вражеские лётчики оказались не из трусливого десятка, они ответили контратаками. Да и чего им, собственно говоря, было бояться, - десять против одного !

"Чайка", на которой летал Авдеев, значительно уступала Ме-109 в скорости, зато превосходила его своей изворотливостью. Пользуясь этим, Авдеев ускользал от ударов, а "Мессеры", атакующие его с разных сторон, рисковали всадить пулемётную очередь друг в друга. Так бывает, когда несколько человек набрасываются на одного, а тот успевает метнуться в сторону.

И всё - таки врагам удалось поджечь машину советского лётчика, а самого Авдеева ранить. Он бросился в атаку на уже горящей "Чайке". Немецкие истребители отпрянули. В одного из них Авдеев успел прицелиться. "Мессер" загорелся и начал падать, остальные ушли от греха подальше. Что же касается Александра Авдеева, то он, залечив ожоги, продолжал воевать и позднее получил высшую награду - Золотую Звезду Героя".

А.Ф.Авдеев

В любом случае, уже через месяц, залечив ожоги, он снова сражался в небе Ленинграда. Вот короткий перечень его боевых дел.

В один из дней, Александр Авдеев атаковал группу бомбардировщиков Ju-88 сопровождаемых истребителями Ме-109 ( всего около 20 самолётов ). Он сбил Ju-88, но и его машина была повреждена и загорелась. Тем не менее, он продолжал атаковать и сбил ещё один Ju-88 и лишь затем выбросился с парашютом из горящей машины. Получив ранение в этом бою, он с ожогами попал в госпиталь, в котором провёл месяц. По возвращению в полк, ему было присвоено звание Капитан.

23 Сентября 1941 года А. Ф. Авдеев атаковал позицию орудий около Пушкино вместе с другими лётчиками и уничтожил её. На следующий день, Авдеев повёл группу истребителей на штурмовку вражеской мотопехоты к востоку от Ленинграда, где было уничтожено более десяти машин.

5 Октября 1941 года, в разведывательном полёте, Александр Авдеев и Николай Лебедев обнаружили 5 самолётов He-111. Авдеев сбил 1 бомбардировщик, но самолёт Лебедева был повреждён и Александр был вынужден вести дальнейший бой один. В итоге - оставшиеся "Хейнкели" повернули назад и ушли не выполнив своей задачи.

В Ноябре 1941 года, ведя разведку позиций дальнобойной артиллерии врага, он сбил очередной Ме-109 и вскоре был награждён орденом Красного Знамени за 189 боевых вылетов и 7 лично сбитых самолётов. В Декабре 1941 года, в одном из вылетов на разведку, он обнаружил и сфотографировал замаскированную дальнобойную батарею противника, за что был награждён орденом Красной Звезды. 1 Января 1942 года одержал очередную победу.

153-й истребительный авиационный полк ( 5-я смешанная авиационная дивизия, 23-я Армия, Ленинградский фронт ) стал первым авиационным подразделением в Советских ВВС, которое перевооружалось на "Аэрокобры" ( из первой группы этих машин отправленных в Советский Союз ). Переучивание на новые самолёты началось 30 Июня 1942 года на аэродроме в Липецке. В Августе 1942 года полк был отправлен под Воронеж.

12 Августа 1942 года 153-й ИАП уже приступил к боевым действиям. Основным противником наших лётчиков в этом районе была II/JG 77 "Herzas", сбившая к тому времени уже 36 самолётов, но и сама понесшая большие потери. В одном из вылетов заместитель командира эскадрильи Капитан Авдеев во главе группы P-39D вступил в бой с большой группой вражеских бомбардировщиков Ju-88, сопровождаемых истребителями Me-109. С первой же атаки Авдееву удалось сбить самолёт ведущего группы. Строй бомбардировщиков распался. Часть из них стала освобождаться от бомб и поворачивать обратно.

Памятник А.Ф.Авдееву

Затем, Авдеев бросился в атаку на группу "Мессеров". Пилот Ме-109, выполнив иммельман, умело уклонился от его атаки и нырнул под "Аэрокобру". Потеряв противник из виду, Александр увидел идущий прямо на него другой "Meссер". Авдеев принял вызов и пошёл в лобовую атаку. Ни один из двух пилотов не отвернул и самолёты столкнулись... Его жертвой оказался Ме-109F-4, под управлением фельдфебеля Франца Шульте ( Franz Schulte ), Аса с 46 победами, нашедшего свой конец возле посёлка Новоусманский Воронежской области. Последними словами Шульте, в отчаянии прозвучавшими по рации, были: "Почему это случилось со мной ?". Произошло это над селом Новая Усмань Новоуспенского района Воронежской области.

Это был первый таран выполненный на "Aэрокобре". К моменту гибели Александр Авдеев одержал 13 побед. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 Февраля 1943 года Капитану А. Ф. Авдееву посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза.

Долгое время не было известно, где покоятся останки отважного лётчика. Только весной 1952 года, распахивая залежные земли, трактористы новоусманского колхоза обнаружили их и детали разбившегося самолёта. Там же его и похоронили. Именем Героя названы улицы в Москве и селе Новая Усмань, там же - установлены памятники. В механическом цехе Люблинского литейно - механического завода, где работал А. Ф. Авдеев, установлена мемориальная доска, а в заводском дворе - его барельеф.

Сайт управляется системой uCoz

Возврат

Н а з а д