Один бой Юрия Антипова...

Ю.А.Антипов

Летая в годы войны на самолете МиГ-3, Юрий Антипов поначалу, как и другие летчики, тоже считал, что хотя по скорости, особенно на больших высотах, эта машина вне конкуренции, но маневренность у нее не то чтобы очень... Очень скоро ему пришлось проверить свою точку зрения на практике.

В одном из первых же боев с противником Антипова крепко зажали - он оказался в одиночку против пяти Ме-109. Это было то самое соотношение сил, при котором немецкие летчики весьма охотно вступали в бой с нашими летчиками. Первое, что он обнаружил, вступив в неравную схватку, был ... отказ пулеметов. Всех трех - одного за другим. Летчик нажимал на гашетки, а пулеметы молчали. Антипов попробовал перезарядку: один раз, другой, третий - не помогло.

Чтобы выйти из под удара, хочешь не хочешь, надо маневрировать, причем, как можно более энергично. Через много лет после этого боя он рассказывал:

- Чуствую, что еще секунда - и по мне дадут. Потянул ручку на себя: ничего, крутится "МиГ", дрожит весь, но не сваливается. Только краешком глаз вижу, что мне в концы крыльев упираются сзади какие - то полосы. Первое, что подумалось: трассы !  Но тут же усомнился: не могут же они так точно попадать именно по консолям, а главное, так устойчиво держаться - без перерыва и все по одному и тому же месту. Повернул голову: батюшки, оказывается, это жгуты срывные. Вот тебе и маломаневренная машина !  Виражит со струями с консолей, как тебе какой - нибудь И-15, и в ус себе не дует !..

С тех пор взгляд на маневренность "МиГа" у Антипова и его однополчан существенно изменился к лучшему. Не скоростью единой жив был этот самолет - маневренные свойства МиГ-3 оказались для многих наших летчиков сюрпризом. Причем на этот раз приятным - неприятных и без того хватало.

Истребитель МиГ-3

Истребитель МиГ-3. На таком воевал Юрий Антипов в 1941 году.

И все же, долго крутить карусель против пяти "Мессеров" было невозможно. Оставалось одно: любыми средствами выходить из боя. Выбрав удобный момент, Антипов с полным газом, с полупереворота устремился к земле и, отрвавшись таким образом от Ме-109 метров на 800, пустился домой.

Если бы дело происходило где - нибудь повыше, МиГ-3 свободно ушел бы от любого немецкого истребителя, но у самой земли это не получилось. А противник, как на грех, попался упорный - три "Мессера" остались патрулировать в районе боя, а остальные смело пошли вслед за "МиГом" в глубь нашей территории. Антипов тянул к своему аэродрому - за добрых 60 - 70 км от места, где начался бой. "Мессера", дымя работающими на полном газу моторами, медленно сокращали дистанцию.

Вот наконец и аэродром. Сейчас оттуда поднимутся наши истребители, и зарвавшимся немцам достанется... Но не тут то было !  Никто не поднялся, и никому не досталось. Дома не ждали возвращения Антипова со столь необычным эскортом. Ни одна машина не взлетела на помощь ему. Пришлось обходиться своими силами. Легко сказать - своими силами !  Единственное, чего удалось ему добиться, так сказать, для наращивания означенных сил, был один пулемет: упорно повторяя по дороге к аэродрому попытки наладить бортовое оружие, Антипов хоть на треть, но оживил его.

Трудно представить себе более тяжелые условия: двукратное превосходство противника в количестве самолетов и, наверное, десятикратное в огневой мощи, крайне неблагоприятные для "МиГа" высота, невыгодное исходное положение - вражеские истребители за хвостом... Все плохо !  Но выхода нет - надо давать бой.

Антипов, неожиданно для противника, ввел свою машину в энергичный, предельно крутой разворот ( нет, что ни говори, маневр у "МиГа" есть ! ), успел выйти "Мессерам" в лоб и, прицелившись в ведущего, нажал гашетку. Сухо щелкнула короткая - патрона на 4 - очередь, и... пулемет снова смолк. Четыре выстрела !   Какой толк от них, когда счет огня в воздушном бою идет на сотни и тысячи пуль и снарядов в минуту !

Но, оказывается, толк был. "Мессер" горкой с разворотом отвернул на запад и пустился восвояси, оставляя за собой тонкую серовато - белую струйку, ту же испарявшуюся в воздухе. Второй немецкий истребитель, как и положено дисциплинированному ведомому, последовал за ним. Через несколько километров первый "Мессер" прешел на снижение и, не выпуская шасси, приземлился на фюзеляж в лесную просеку.

Немецкий летчик ( которого, кстати, взяли в плен только через 2 дня у самой линии фронта - он двинулся пешком на запад и едва не ушел ), когда дело дошло до допроса, сказал: " Мне просто не повезло !"

Ему действительно не повезло или, если угодно, крупно повезло Антипову: единственная ( одна - единственная ! ) пуля попала точно в маслянный радиатор Ме-109. Масло, конечно, сразу же выбило - это оно светлой струйкой тянулось за подбитой машиной, - и мотор заклинило.

Опять то же слово - повезло. Нет !  Не только повезло !   Чтобы попасть одной короткой очередью за несколько сот метров в жизненно уязвимую часть вражеской машины, кроме везения, нужно очень здорово стрелять. Плохому стрелку так повезти не может. Везет только умелому.

Этот случай, как и многие другие, ему подобные, наталкивает на еще одну истину. Оказывается, при всем первостепенном значении летно - технических данных самолета, воюет не он, не самолет, а человек сидящий в нем !

( Из книги Марка Галлая "Первый бой мы выиграли" )

Сайт управляется системой uCoz

Возврат

Н а з а д