HSU

Антипов Юрий Александрович

Ю.А.Антипов

Юрий Антипов родился 21 Февраля 1915 года в Москве в семье рабочего. Окончил неполную среднюю школу и фабрично - заводское училище. Антипов с юности был неукратимым романтиком авиации. Уже в 15 лет он начал работать на самолётостроительном заводе, там же поступил в аэроклуб. В 1934 году был призван в ряды Красной Армии, в том же году окончил Одесскую военную авиационную школу пилотов и оставлен в ней лётчиком - инструктором.

С началом Великой Отечественной войны на фронте. В составе 402-го истребительного авиаполка специального назначения ( им командовал известный лётчик - испытатель П. М. Стефановский ), принимал участие в боевых действиях на Северо - Западном фронте, где и открыл счет своих побед.

В Сентябре 1941 года Капитан Ю. А. Антипов был направлен в 180-й ИАП на должность заместителя командира эскадрильи. В один из дней около 30 вражеских многоцелевых самолётов Ме-110 попыталась нанести штурмовой удар по аэродрому полка. Навстречу им поднялось 6 наших истребителей МиГ-3. Советские лётчики стремительной атакой сверху сбили сразу две машины. Но противник не отступил: разделившись на две группы он вступил в бой. Первая группа направилась в сторону аэродрома, а вторая связала боем наших лётчиков. Завязалась ожесточенная воздушная схватка. Наши лётчики энергично маневрировали, не позволяя немцам расстрелять самолёты, стоявшие на аэродроме. И тогда противник решил атаковать "МиГи" сразу двумя группами. Обстановка в воздухе еще более обострилась.

Двум "Мессерам" удалось зайти в хвост самолёта Антипова и поджечь его. Тот стал выходить из боя. Немцы - за ним, пытаясь добить. Командир эскадрильи А. Ф. Семенов бросился на помощь товарищу и с короткой дистанции расстрелял увлекшегося преследованием гитлеровца. Антипов, будучи раненным, сумел посадить свой поврежденный самолёт. В этом бою наша шестерка сбила 6 вражеских самолётов, 2 из них пришлось на долю Юрия Антипова. Но ранения оказались серьезными и лётчика отправили на По-2 в Калининский госпиталь. К тому времени, летая на истребителе МиГ-3, он совершил около 200 боевых вылетов и одержал 7 воздушных побед.

После излечения Юрий Антипов он был отправлен на лётно - испытательскую работу. Лето 1942 года стало в его жизни поворотным - ему доверили особое задание: проводить испытания поставляемых по ленд - лизу из США и Великобритании истребителей "Томагаук", "Киттихаук", "Харрикейн" и переучивание на них советских лётчиков. Эта работа проводилась в 27-м запасном авиаполку на одном из аэродромов под Вологдой. В начале 1943 года, закончив Курсы усовершенствования офицерского состава, Капитан Ю. А. Антипов был направлен в НИИ ВВС, где участвовал в испытательных воздушных боях на трофейных самолётах с целью определения их наиболее слабых и уязвимых мест.

После войны полностью посвятил себя летно - испытательской работе. Уже к Ноябрю 1946 года Антипов был в числе 9 лётчиков, входивших в первую группу испытателей советских серийных реактивных самолётов. За успешное их освоение все они были награждены орденами - Антипов получил свой второй орден Красного Знамени. Кроме того, он был удостоен чести быть ведущим лётчиком на государственных испытаниях опытного МиГ-9.

Насколько непростыми были эти испытания, говорит случай, проишедший с ним в одном из полетов при разгоне самолёта до максимальной скорости. На высоте 5 км из - за разрушения одной половины стабилизатора самолёт с большой вертикальной перегрузкой перешел из горизонтального полета в крутой набор высоты. Антипову разрешили покинуть самолёт. Однако, понимая важность сохранения опытной машины, лётчик, используя запас высоты, нашел возможность управлять самолётом с помощью изменения работы двигателя. Рискуя жизнью он посадил машину на свой аэродром. Специалисты быстро разобрались в дефекте и провели необходимые контруктивные мероприятия.

За успешное проведение испытаний МиГ-9, что позволило запустить его в серию, Антипов в 1947 году был награжден первым орденом Ленина, а через год за успешное проведение испытаний истребителя МиГ-15 и показной пилотаж на празднике в Тушино - третьим орденом Красного Знамени. В последующие годы в ВВС началось активное освоение полетов днем и ночью, в облаках и за облаками. За успешное освоение полетов в сложных метеоусловиях с боевым применением Антипов награждается вторым орденом Ленина, а в 1954 году за успешное освоение полетов на самолётах МиГ-17П и Як-25 в сложных метеоусловиях - четвертым орденом Красного Знамени.

За всю историю НИИ ВВС никто из испытателей не удостаивался высоких правительственных наград так часто ( и заслуженно ! ), как Юрий Алексеевич Антипов. 9 Сентября 1957 года, в числе других пилотов института, Антипову было присвоено звание Героя Советского Союза.

За свою лётную жизнь Старший лётчик - испытатель НИИ ВВС Ю. А. Антипов освоил 203 различных типов самолётов и вертолетов. С 1964 года Полковник Ю. А. Антипов - в отставке. Награжден Орденами Ленина ( трижды ), Красного Знамени ( четыре ), Отечественной войны 1-й и 2-й степени, Красной Звезды, медалями. Заслуженный лётчик - испытатель СССР ( 1959 год ).

Сайт управляется системой uCoz



Один из боёв Юрия Антипова...

Возврат

Н а з а д