Шмагайло Владимир Григорьевич

...Этой карты сегодня, пожалуй, не было бы, если бы жительница хутора "Рейни" Руцавского сельсовета Аустра Рейне не побывала в 1968 году в музее боевой славы Лиепайского дома офицеров и не рассказала его руководителям, что незадолго до конца войны, неподалёку от места, где она живёт, упал горящий советский самолёт.

Вскоре на хутор прибыли военные представители, которые по обнаруженным обломкам сделали заключение, что найден штурмовик Ил-2. Его экипаж составляли командир эскадрильи 953-го штурмового авиационного полка Пётр Петрович Петров и стрелок Борис Распопов.

Вскоре при первичной организации ДОСААФ был создан штаб красных следопытов, который тут же начал действовать. На карте района появлялись всё новые кружки. Чёрные, голубые, красные - штурмовики, истребители, бомбардировщики. Через несколько лет их стало уже 24.

Но поиски упавших самолётов - это только начало большой кропотливой работы. Выяснить, что они скрывают, добиться, чтобы на карте не осталось ни одного "белого пятна" - такова задача следопытов. И вот они усердно рассылают в разные уголки страны письма, разыскивают адреса ветеранов соответствующих авиационных частей и родственников погибших лётчиков. Подбирают и сопоставляют полученные данные.

Недавно следопыты получили сообщение о могиле неизвестного лётчика на территории Бункского сельсовета. Долгие годы о нём ничего не было известно, а сегодня уже можно проследить весь славный боевой путь командира эскадрильи 66-го Гвардейского истребительного авиационного полка Владимира Григорьевича Шмагайло, кавалера двух орденов Красного Знамени.

До войны он окончил Харьковский аэроклуб, затем Чугуевское военное авиационное училище лётчиков. Пересев с тихоходного биплана У-2 на стремительный истребитель, сражался на Северо - Западном фронте. Затем вёл бои в небе Белоруссии и Прибалтики. 16 сбитых вражеских самолётов ( 14 FW-190 и 2 Ме-109 ), числятся на счету отважного лётчика. Вот несколько боевых эпизодов из его биографии.

10 Ноября 1943 года лётчики 66-го Гвардейского авиаполка произвели первый вылет на прикрытие наших наступающих войск, провели первый воздушный бой и открыли счёт сбитым вражеским самолётам на 2-м Прибалтийском фронте.

Восьмёрка Як-9, ведомая командиром эскадрильи Гвардии Старшим лейтенантом И. А. Ильченко вступила в бой с шестёркой FW-190. Ведущий второй одной из пар пар, Гвардии Младший лейтенант В. Г. Шмагайло в паре с ведомым атаковал двух FW-190. Зайдя одному "Фоккеру" в хвост, пилот с короткой дистанции сбил его. Увлёкшись атакой , Шмагайло и его ведомый не заметили, как вторая пара FW-190 атаковала их самих. Самолёт Шмагайло получил повреждения и лётчик был вынужден выйти из боя. В ходе продолжавшегося боя, Гвардии Старший лейтенант Витковский сбил второй "Фоккер", но и сам был подбит и произвёл вынужденную посадку на своей территории.

10 Октября 1944 года группа из шести Як-3, ведомая Гварлии Майором И. П. Витковским, прикрывая войска в районе Горджа - Давилен, на высоте 4000 метров встретила шестёрку FW-190. С первой же атаки Витковский сбил один "Фоккер". Другой немецкий истребитель атаковал машину, которой управлял штурман полка Гвардии Майор И. К. Головатюк. Подбитый "Як" потянул на свою территорию. Враг пытался добить его, но Гвардии Лейтенант В. Г. Шмагайло атаковал FW-190 и сбил его. А Головатюк на свой аэродром так и не вернулся. Его судьба остаётся неизвестной и по сей день...

Свой последний боевой вылет Владимир Шмагайло совершил 23 Февраля 1945 года. В тот праздничный день, в 15 часов 15 минут, по боевой тревоге эскадрилья ушла на задание. Встретив большую группу вражеских самолётов FW-190, вступили в бой. Комэск в стремительном пике бросился на выбранную цель и зажёг "Фоккер". Ни и его "Як" уже не смог выйти из атаки...

"Белых пятен" на карте красных следопытов ещё много, поиски продолжаются. Это благородная, нужная работа, о которой сестра Владимира Шмагайло - Любовь Нелина, написала: "Спасибо вам, дорогие люди !   Ваш долг идти по следам павших героев, до последней минуты своей жизни выполнявших свой долг перед Родиной..."

Сайт управляется системой uCoz

Возврат

Н а з а д