Сергеев Алексей Антонович

Природа щедро наделила Алешку даром художника. Каждую свободную минуту отдавал он любимому делу. Алешке было лет 5 - 6, когда отец, простой рабочий, ушел из жизни. Он даже помнит его плохо. Помнит только, что это был кто - то очень сильный и добрый. А их, детей, в семье было пятеро...

Богатая ивановская природа дарила ему сюжеты на каждом шагу. Рисовал на чем попало: на тетрадных обложках, оберточной бумаге. Рисовал и раздаривал картинки друзьям. Учителя заметили талант мальчишки и порекомендовали его в изостудию, которая была при заводе Дегтярева в Коврове. А затем завод выделил стипендию и его устроили учиться в художественное училище в Иванове.

Но была у Алексея заветная мечта. Он с завистью смотрел на пролетавшие в высоте самолеты. Это были бурные 40-е годы, всколыхнувшие всю молодежь, которая повально, была увлечена ОСОАВИАХИМом, бурно развивавшейся авиацией. Из каждых 10 человек 7 - 8 юношей и девушек мечтали летать. Алексей, занимаясь в училище, поступает в Ивановский аэроклуб.

Сбылась его заветная мечта, которая так захватила, что окончив аэроклуб, но не закончив художественного училища, он поступает в одну из лучших в то время Серпуховскую военную школу пилотов. Решение было принято бесповоротно: летать и попутно рисовать - можно, рисовать и попутно летать - нельзя...

В школе пилотов учился отлично. Быстро освоил все учебные самолеты: УТ-2, УТИ-4, УТИ-1 и пересел на боевые машины - истребители И-15, И-16. Окончил школу, получил направление в Белорусский военный округ. Был Март 1941 года.

Военная промышленность выпустила в то время новый истребитель Як-1. Это был уже по - настоящему современный самолет. Полк Алексея Сергеева откомандировывают в Рассказово Тамбовской области осваивать новые машины. А война уже полыхала. Немцы рвались к Сталинграду, летчики - на фронт. Рвался в бой и Алексей. Сердце болело за Родину, злоба обуревала парня: гады, неужели же вы так непобедимы. Ну, посмотрим !

В Июне 1942 года он попал под Сталинград. Три месяца уже на фронте, но не было успокоения - он не мог мстить: самолетов не хватало, в воздухе подавляющее преимущество немцев, а противостоять им нечем. Неожиданно командование перебрасывает группу летчиков на какой - то Степной фронт. Непонятно: бои под Сталинградом еще не закончились, а тут... Но наверху знали, что делали.

Истребитель Як-1

Истребитель Як-1. На такой машине летал Алексей Сергеев в 1942 году.

И грянул бой. Это было памятное утро 5 Июля 1943 года. Немцы бросили в прорыв под Прохоровкой около 500 танков, несколько дивизий мотопехоты, сотни самолетов с целью прорыва фронта в направление на Поныри - Орел. Часть полка Сергеева была брошена на подавление танков противника и прикрытие с воздуха наших танков, часть самолетов патрулировала в воздухе и боролась с авиацией гитлеровцев.

Командир звена Горчаков получил задание патрулировать над Белгородом, а ведомым себе взял Алексея. Однажды, пролетая над Белгородом, Сергеев увидел, как со стороны солнца, значительно выше их, 4 немецких истребителя Ме-109 устремились на ведущего. Понял, что Горчаков их не видит. Ведущий самолет немцев стремительно падал на Горчакова и, похоже, не заметил Алексея. Сергеев дал полный газ и повел свой Як-1 наперерез вражеской машине. И как только "Мессер" появился в прицеле, нажал на все гашетки и двумя крупнокалиберными пулеметами и пушкой буквально расколол немца пополам. "Гад", - сквозь зубы пробормотал Алексей и, не снижая скорости, заложил вираж, пытаясь зайти в хвост остальных. Однако те быстро отвернули и ушли.

- Молодец, Алешка, спасибо, - прозвучал в наушниках голос Горчакова.

- Стараемся - полушутя ответил Алексей.

- Идем домой, - услышал он вновь командира и послушно полетел следом.

Приземлились на полевом аэродроме. Горчаков доложил командиру эскадрильи о действиях звена и сбитом самолете. На другой день комэск вызвал Сергеева к себе и ознакомил с приказом командира полка: "Иди, Сергеев, принимай звено".

6 Июля на обоянском направлении разгорелось кровопролитное сражение. Звено Алексея Сергеева в составе шести Як-1 получило задание прикрывать танки с воздуха. Сергеев, барражируя над полем боя, увидел девятку Ju-87, явно нацеливавшихся бомбить наши танки. Не раздумывая, делают вираж к солнцу и с его стороны всей шестеркой, как беркуты, бросаются на "Юнкерсов". Сергеев ловит в прицел головного, нажимает на щетки, и тот, пустив облако черного дыма, рухнул на землю.

Делая разворот, успел заметить, что еще три "Юнкерса" объяты дымом. Догнал еще один и сбил его. Сделал круг, собрал своих ребят - все были целы, поздравил их по радио с победой и повел шестерку домой.

За бои на Орловско - Курской дуге Алексей Антонович Сергеев получил первые награды - ордена Отечественной войны II-й степени и Красного Знамени.

Разгромив гитлеровцев на Курской дуге, войска устремились вперед, на запад, освобождая Орловадину, Смоленщину, Брянщину. Часть войск, в том числе и 3-й Гвардейский истребительный авиакорпус, двинула на Украину.

Завязались кровопролитные бои за Днепр. Форсировав его в нескольких местах и заняв плацдармы на правом берегу, войска срочно стали возводить переправы. Гитлеровцы эшелон за эшелоном бросали свои бомбардировщики Ju-87 на эти переправы, стремясь любой ценой не дать нашим войскам переправиться.

Командир корпуса Генерал - Майор Подгорный приказал командиру 149-го истребительного авиаполка обеспечить охрану переправы. По вызову Генерала на защиту переправы вылетает шестерка Як-7 - звено Сергеева. К переправе подходят почти одновременно звено Алексея и две девятки Ju-87. И, как на грех, на пути к цели Яков атакует восьмерка "Мессеров". Завязывается бой. Генерал Подгорный кричит по радио: "Бросайте к чертовой матери "Мессеры", не ввязываться в бой !   Вы нужны здесь".

А как их бросишь ?  Наконец Алексею удалось оторваться. Он устремился к переправе. Подгорному докладывает: "Я один". Слышит ответ: "Атакуй один, не дай прицельно бомбить". Ворвался в кучу "Юнкерсов", снизу сзади заловил один в прицел, дал очередь, самолет загорелся и упал в Днепр. Остальные построили оборонительный круг. Сергеев в центре этого круга мечется влево, вправо, вверх, вниз - не дает "Юнкерсам" разомкнуть его и приблизиться к цели.

Так они метался, пока не подоспели наши истребители. Немцы побросали бомбы куда попало и стали улетать. Сергеев увязался за одним из них. "Эх, надо бы снизу... уйдет", - только успел подумать Алексей, как у капота раздался взрыв, ногу обожгло болью, а его "Як" камнем пошел вниз.

С трудом вывел самолет из смертельного пике и посадил его на брюхо на берегу Днепра. Подбежали солдаты, вытащили из кабины. Тут же оказался врач... Через месяц вернулся из медсанбата в полк, где ждал его второй орден Красного Знамени.

Вернулся, как говорят, из огня да в полымя - начиналась грандиозная Корсунь - Шевченковская операция. Летать было сложно: запасные аэродромы непригодны - несусветная черноземная грязь не дает ни сесть, ни взлететь, небо постоянно затягивает облаками, а крупные комья снега налипают на фюзеляж. Тогда же Сергеева назначают командиром эскадрильи.

Немцы изо всех сил пытаются вырваться из кольца. Командование требует от авиации разведки, подавления скопления войск, огневых точек противника. В погожие дни появляется и авиация противника. Летать нужно было с огромным риском - ниже облаков бреющим полетом, то и дело рискуя задеть крышу или дерево. Однако эскадрилья Сергеева и здесь отличилась, сбив 4 самолета противника, 2 из которых пополнили личный боевой счет комэска.

После разгрома Корсунь - Шевченковской группировки началась Ясско - Кишиневская операция. Наши войска стремительно пошли на запад: Южный Буг, Днестр, Прут... Корпус едва успевал обеспечивать прикрытие наших войск - работы для наших соколов хватало.

Только за Корсунь - Шевченковскую и Ясско - Кишиневскую операции эскадрилья Сергеева сделала 90 боевых вылетов и сбила в воздушных боях 40 самолетов противника. А всего на ее счету 60 самолетов. Сам Сергеев в этих боях сбил еще 6 пикировщиков Ju-87 и один истребитель FW-190. Начав войну сержантом, Капитан А. А. Сергеев за годы войны сбил 13 самолетов лично и 2 - в групповых боях. Недаром, отдавая дань мужеству и мастерству летчика, командир дивизии Герой Советского Союза Дмитрий Тараненко расцеловал его перед строем. Его товарищи по 149-му авиаполку были уверены, что одним Героем Союза в их полку - станет больше. Но...

Командир полка, спешно сунув руку, что - то невнятно буркнул, отвода глаза в сторону, и ушел. Затаив обиду за не совсем, мягко говоря, почтительное отношение к нему - командиру. И он, комполка, не представил Сергеева, как это требовалось от него, к присвоению звание Героя Советского Союза. Офицерам тогда было по 22 - 25 лет. А чего не бывает между молодежью, да и завидно, наверное, было: "Герой !  А почему не я ?"...

Его фотография висит сегодня в музее истории Корсунь - Шевченковской битвы, который до сих пор ведет с ним переписку. Две фотографии хранятся в музее боевой славы в харьковской школе N:19, куда он трижды ездил по приглашению ребят. Его летные обмундирование и принадлежности ( комбинезон, шлем, планшет ) хранятся в музее Воинской части N:65229.

Алексей Антонович подготовил в Карагандинском аэроклубе, куда был откомандирован в 1951 году, 666 спортсменов - летчиков, мастеров и разрядников. А сам он является летчиком - спортсменом 1-го разряда и мастером воздушной радиосвязи. Звание ему присвоил еще в 1944 году командующий 5-й Воздушной Армией.

Боевую биографию этого человека знают многие карагандинцы, в том числе и те, кто мог бы выступить с ходатайством о восстановлении справедливости. Например, облсовет ветеранов или военный комиссариат области. Но даже в год 55-летия Победы никому до этого дела нет...

Сайт управляется системой uCoz

Возврат

Н а з а д