HSU

Селютин Аркадий Михайлович

Селютин А.М.

Родился 11 Марта 1922 года в станице Отрадная, ныне Краснодарского края, в семье служащего. Окончил 10 классов средней школы. С 1941 года в Военно - Морском Флоте. В 1943 году окончил Ейское военное училище морских лётчиков.

На фронтах Великой Отечественной войны с 1943 года. Сражался на Балтике.

К Сентябрю 1944 года старший лётчик 4-го Гвардейского истребительного авиационного полка ( 1-я Гвардейская истребительная авиационная дивизия, ВВС Краснознамённого Балтийского Флота ) Гвардии Старший лейтенант А. М. Селютин совершил 222 боевых вылета, в воздушных боях лично сбил 16 вражеских самолётов. 5 Ноября 1944 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

После окончания войны Аркадий Михайлович продолжил службу в морской авиации. В 1957 году окончил Военно - Воздушную академию. С 1980 года Генерал - Майор авиации А. М. Селютин - в запасе. Последние годы жил и работал в городе Орджоникидзе. Награждён орденами Ленина, Красного Знамени ( четырежды ), Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды ( дважды ), "За службу Родине в Вооружённых Силах СССР" 3-й степени, медалями.

*   *   *

Аркадия Селютина в полку называли охотником за вражескими разведчиками. Из 16 немецких самолётов, лично сбитых им за год пребывания на фронте, 5 были разведчиками. Однажды, уже выполнив боевое задание, Селютин услышал по радио, что над нашими войсками кружит неприятельский самолёт. Несмотря на то, что горючее было на исходе, Аркадий начал преследование противника и поджёг его. Настойчивость Лейтенанта всегда приносила успех. 5 Марта 1944 года вместе с тремя товарищами Селютин пошёл в атаку на 30 вражеских самолётов. В этом бою он сбил две машины врага.

Но слава и известность пришли к Аркадию Селютину несколько позже. А в 1943 году, когда он только прибыл в полк, это был совсем молодой лётчик.

Селютин быстро вошёл в боевой коллектив, проявив себя исключительно настойчивым учеником. Он усердно перенимал опыт своих старших товарищей по полку, изучал тактику и технические характеристики вражеской авиации, учился вести бой с максимальными перегрузками, точно стрелять из любого положения. И его труды не пропали даром: боевой счёт Селютина стал быстро расти. При этом его жертвами становились не только молодые немецкие пилоты, лишь недано попавшие на фронт, но и довольно опытные лётчики.

Так, 22 Июля 1943 года командир IV-й группы известной немецкой истребительной эскадры JG 54 "Grunherz" - "Зелёное сердце", хауптман Рудорффер возглавил три звена своей Группы в ознакомительном облёте линии фронта. Костяк подразделения составляли лётчики JG 1 и JG 26, переведённые в JG 54 незадолго до этого. Увлекшись радиопереговорами, пилоты "Grunherz" пропустили атаку пары Ла-5 из 4-го Гвардейского авиаполка. "Фокке - Вульфы" хауптмана Рудорффера и его ведомого были повреждены, а вся группа - рассыпалась. Эрих Рудорффер, над своей территорией совершил очередной ( из девяти ) прыжок с парашютом и вернулся в Эскадру, а его ведомый фельдфебель Рудольф Гереке ( имевший 27 побед ) погиб. Вторая атака не принесла успеха Гвардии Капитану Г. Д. Костылеву и Гвардии Старшему лейтенанту А. М. Селютину. Гоняться за одиночными "Фоккерами" балтийцы не стали.

Летом 1943 года рабочие и колхозники Горьковской области на собранные средства приобрели эскадрилью истребителей. Эти машины были поставлены в части ВВС от имени земляков великого советского летчика, Герой Советского Союза, Валерия Чкалова. Все они имели надпись - Эскадрилья "Валерий Чкалов", на одной из сторон фюзеляжа. Одна из таких машин, с номером "55", была передана в 4-й ГвИАП КБФ и досталась Аркадию Селютину. На этом Ла-5 молодой лётчик одержал несколько блестящих побед.

Ла-5 Аркадия Селютина

Ла-5 Лейтенанта А. М. Селютина, 4-й ГвИАП ВВС КБФ, лето 1943 года.

В зимних боях 1943 года и весной 1944 года Лейтенант Селютин в паре со своим ведомым Петром Нефагиным сбили 9 неприятельских самолётов. А 5 Марта 1944 года Гвардии Младший лейтенант Пётр Андреевич Нефагин погиб на подступах к Ленинграду в районе острова Лавенсари, спасая своего командира.

В тот день четвёрка Гвардейцев перехватила 24 "Юнкерса", шедших под прикрытием 12 "Фокке - Вульфов" к стоянке Гаково бомбить наши корабли. Наше звено, ведомое Камышниковым, преградило им путь и сковало боем.

Противник не ждал встречи с "Лавочкиными". Внезапная атака... и в воду упали сразу два Ju-87, - их сбили Камышников и Селютин, надёжно прикрытые Батяйкиным и Нефагиным. На высоте 2000 метров разгорелся бой. "Юнкерсы" встали в оборонительный круг, "Фоккеры" бросились отсекать наших лётчиков, успевших сбить ещё один Ju-87. Спустя несколько минут канул в серые гребни волн вражеский истребитель.

За 10 минут боя у наших пилотов почти не осталось боеприпасов. Тройное превосходство врага и подходивший к концу запас топлива могли привести к ненужным потерям. Главная задача была уже решена - бомбовой удар врага сорван. Но и выйти из боя возможности не было. Тогда ведущий звена решил перевести бой на предельно малую высоту, где FW-190 обычно бывали слабее.

Через несколько секунд "Лавочкины", умело прикрывая друг друга, пошли со снижением на восток. Но и враг изменил тактику. Разделившись на две группы, атаковал с двух сторон, направив главный удар по Камышникову. Не так уж сложно было отбить их атаку, но у ведущей пары кончились снаряды, и противник, поняв это, стал заходить им в лоб.

Селютин и Нефагин, у которых ещё оставалась в запасе пара очередей, выбирали удобный момент, и вот он настал. С двух сторон две пары врага, третья пара атакует Селютина. Считанные секунды, и Камышников будет сбит. Тогда его ведомый Бутейкин режет курс вражеской паре, атакующей слева, приняв 3 снаряда в свой фюзеляж, а Селютин, рискуя собой, взял в сетку прицела атакующих справа. Последний снаряд - "Фоккер" дёрнулся вверх, завертелся через левое крыло и, опустив нос, врезался в воду. Но второй пошёл на Селютина.

Нефагин бросился на защиту ведущего. Дал очередь. Мимо. Бешеное сближение, никто не сворачивает... Ещё миг, и в воздухе взорвалось огненное облако - самолёты врезались друг в друга. Ценой жизни Пётр Нефагин спас ведущего, который несколько секунд назад сбил вражеский истребитель, выручая Камышникова.

Селютин А.М.

Гибель ещё двух FW-190, казалось бы, в самой выгодной ситуации заставило противника прекратить дальнейший бой. Несмотря на девятикратное численное превосходство, немцы потеряли 6 самолётов, а подвиг Петра Нефагина, бывшего рабочего, сибиряка, принявшего боевую эстафету лучших воинов полка, закрепил нашу победу в этом неравном бою...

26 Мая 1944 года большая группа бомбардировщиков Ju-87 ( 54 самолёта ) под прикрытием истребителей FW-190 ( 20 самолётов ) пыталась произвести налёт на Лужскую военно - морскую базу КБФ. С помощью радиолокационных станций самолёты противника были обнаружены задолго до подхода к объекту удара. На перехват вражеской авиации поднялись 24 истребителя Ла-5. Решительно действовали Старший лейтенант Е. М. Куликов, Лейтенант А. М. Селютин, Старший лейтенант Н. С. Батяйкин и Младший лейтенант П. А. Нефагин. Внезапной атакой со стороны солнца сверху сзади они расстроили боевой порядок головной группы, при этом сбили один самолёт Ju-87 и один FW-190.

Всего же, в итоге этого воздушного боя, истребители - балтийцы успешно отразили налет ударных групп вражеской авиации. Всего лётчики сбили 22 самолёта. Наша истребительная группа потеряла две боевые машины.

В Ноябре 1944 года Гвардии Старшему лейтенанту А. М. Селютину было присвоено звание Героя Советского Союза. Это была заслуженная награда за 16 лично сбитых самолётов врага. Острое зрение, которое не каждому дарит природа, храбрость, тактическое мастерство, физическая выносливость позволили молодому лётчику побеждать врага, казалось бы, в самых безвыходных ситуациях, недаром Аркаша, как его любовно звали в полку, слыл признанным воздушным асом. Он стал 13-м Героем в 4-м Гвардейском авиаполку и 8-м - в составе прославленной 3-й эскадрильи.

Селютин А.М.

К концу войны Аркадий Селютин выполнил 244 успешных боевых вылета, проведя десятки воздушных боёв уничтожил 18 самолётов противника, 16 из которых - лично.

После окончания войны Аркадий Михайлович продолжил службу в морской авиации. С 1980 года, выйдя в запас в звании Генерал - Майора авиации, жил в Киеве, трудился в народном хозяйстве. Последние годы жил и работал в городе Орджоникидзе.

Сайт управляется системой uCoz

Возврат

Н а з а д